СВЕТ ПРИХОДИТ

Иван ШИШКИН. Зима

Старец Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария добрались до Вифлеема и искали, где бы им переночевать. Вероятно, двигались они медленно. Пришли поздно. И, куда бы ни постучались, перед ними захлопывали двери:

— У нас нет места!

Потомки царя Давида собрались в родной город на перепись населения. Всем хотелось устроиться в тепле и уюте. А между тем Марии «наступило время родить». Что было делать? И путники вышли за пределы города, укрылись в пещере, куда в непогоду загоняли скот. Тут Пречистая «родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» — кормушку для скота.

Почему им не нашлось места в доме? Иоанн Богослов ответил: «Пришёл к своим — и свои Его не приняли» (см. Ин. 1: 11).

Тихо было на земле. Вдруг темноту ночи прогнал яркий свет. Это открылось небо. Пастухи были на поле, возле стада. И, конечно, испугались. Они увидели ангела, и тот произнёс:

— Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

И пастухи пошли к пещере. Увидели юную Деву Марию, старца Иосифа и Младенца в яслях. Воплотившегося Бога (см. Лк. 2: 8—20).

На землю пришёл Христос Спаситель. Из полноты бытия — в ограниченный, временный мир. Господь соединил Свою Божественную природу — с человеческой. Стал Богочеловеком.

Не было другого пути спасти отпавших от Него людей. Мы заблудились, омертвели настолько, что нас приходится реанимировать, творить заново. И Христос стал родоначальником нового человечества: те, кто принял Его, родились от Бога (см. Ин. 1: 12—13).

Всё время земного служения Господу негде было приклонить голову (см. Мф. 8: 20). Люди принимали Его милости, чувствовали: рядом с ними — Любовь, Спасение, Свет: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9. 5). Но сопротивлялись Богу, потому что привыкли к грехам и грешкам. В их жизнь не укладывался Его призыв покаяться. Надо было меняться.

Он прекрасно «знал всех» (Ин. 2: 24). Знал, что Его предадут на смерть, что будут бить, плевать на Него с презрением, распнут за пределами города, в котором так и не нашлось Ему места.

И Господь принимал это — Своей доброй, святой волей. Прежде в жертву за грехи приносили непорочного Агнца. А Христос приносил в жертву Себя. Иоанн Предтеча сказал о Нём: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1: 29).

Издалека шли к Христу восточные мудрецы. Путь им показывала звезда. Она остановилась над местом, где был Младенец — и мудрецы «возрадовались радостью весьма великою» (Мф. 2: 10). Поклонились Ему и поднесли дары: золото — как Царю царей, ладан — как Богу и смирну — как Обречённому на смерть. Им была открыта Его земная жизнь и высочайшее служение людям.

С великой радостью и благодарностью встречаем мы Рождество Христово. Свет приходит в мир — и как же важно для нас пройти освещённой дорогой жизни! Но мы помним: Господь заплатил за наше спасение великую цену. Своей жертвой Он искупил нас, вырвал из плена греха и смерти, соединил с Богом. Христос — единственный Искупитель. Он открывает человечеству вечное Небесное Царство. 

7 января — Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

8 января — Собор Пресвятой Богородицы. Память праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня