Как-то Великим постом заболел отец Иоанн Кронштадтский. Врачи настаивали, чтобы он ел скоромную пищу. Но батюшка решил спросить благословения у матери. И родительница написала ему: «Лучше умереть, чем нарушить пост». Этот пример поражает, ему хочется подражать.
Преподобный Амвросий Оптинский объяснял: «Всякое лишение и всякое понуждение ценится Богом, по сказанному в Евангелии: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное (см. Мф. 11. 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, им же бог чрево…»
Но тут же святой старец добавляет: «Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной! А здоровые от поста бывают здоровее и бодрее…» «Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами». То есть побеждать страсти. Как?
Конечно, покаянием.
Христос сорок дней постился в пустыне. Возвратился оттуда в силе духа — и начал Своё благовестие удивительными словами:
— Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1: 15).
В Великий пост Сам Господь открывает нам двери к покаянию. Пост и молитва помогают человеку увидеть себя, своё горькое, падшее состояние. Стоит чуть-чуть утеснить тело — и душа начинает вопить и сопротивляться. А если тело уже не утесняется и отвечает болью, тем более познаёшь себя и хочешь излечиться чудодейственным покаянием.
«Постимся, братие, телесно, постимся и духовно!» — призывает Церковь. Ограничение в пище тут стоит на первом месте, и порой кажется, что эта часть поста важнее. Но нет! Телесный пост соблюдать проще, он понятнее: отказаться от мяса, молочного, яиц. А до духовного — ещё дорасти надо: от зла отвращаться, к добру прилепляться (см. Рим. 12: 9). Пост открывает, как далеки мы от добра, простого внимания друг к другу, сочувствия, снисхождения.
В конце сорокадневного поста нас ждёт Страстная Седмица. Вместе со Спасителем Христом мы пройдём её день за днём, а потом встретим Его ликующее воскресение, победу над смертью, торжество жизни.
Преподобный Амвросий Оптинский отметил: «Некоторые толкователи Священного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал: немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной своей воле уклонятся в противную сторону».
Пусть не произойдёт этого с нами. «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18: 13).
19 февраля — начало Великого поста