ИРИНА КОСТРОВА. ДВЕ ВСТРЕЧИ

Анатолий Свенцицкий и Ирина Кострова

Она окончила школу в 1941 году. И сразу:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой…

Мальчики ушли на фронт. Девочки тоже хотели защищать Родину. Ирина Кострова отправилась в военкомат. Но на фронт её не взяли. Она рыла окопы, ездила на лесозаготовки, тушила зажигательные бомбы, отливала батареи на заводе, училась на курсах медицинских сестер…

Война. Голодно. Холодно. Девушка воспринимала жизнь естественно: слава Богу, есть хлеб — чего ж ещё надо? Уже тогда она любила и читала стихи Ахматовой:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Как же ей хотелось стать актрисой! Нести великое русское слово людям.

КТО-ТО НЕ ПРИШЁЛ…

— В войну в Москве всё-таки оставалось одно театральное училище, — вспоминает Ирина Васильевна. — И я пришла туда — с длинной косой, во фланелевых туфельках. Мне сказали: «Всё, запись окончена!» А я умоляла: «Запишите! Может, кто-нибудь умрёт, кто-нибудь не придёт…» Не хотят ни за что! Но я так пристала…

И через три дня Кострова сдавала экзамен.

— Я читала, читала, читала, — смеётся Ирина Васильевна. — Мне говорят: «Хватит!» Думаю: «Но они же не сказали, что я принята!» И читаю дальше. А какой-то человек с лысинкой слушал меня очень внимательно. Потом оказалось, что это актёр Владимир Васильевич Готовцев. Я была его любимой ученицей. Меня одну приняли с первого тура.

В дипломных спектаклях Ирина Кострова играла главные роли. Понятно, что её тут же пригласили в несколько театров:

— Но нигде не взяли. Я заполняла анкету, выяснялось, что папа был белым офицером, — и на этом всё заканчивалось.

Ирина решила, что бездарна. Попыталась покончить жизнь самоубийством. Но мама что-то почувствовала, освободила дочь из петли.

А с работой устроилось! Кострову взяла в Театр железнодорожников Мария Осиповна Кнебель. Великолепный режиссер, педагог, человек.

И надо ли удивляться, что важная встреча в жизни Ирины Васильевны произошла в поезде?

«Я ТОЖЕ АРТИСТКА»

Красивый молодой человек в купе всю ночь читал Ирине стихи, рассказывал, что он актёр, играл центральные роли в Вильнюсском театре, а теперь возвращается домой, в Москву. Она долго слушала его, потом сказала:

— А вы не очень-то хвастайтесь! Я тоже артистка. Еду с гастролей.

Ему пришлось долго завоевывать сердце Ирины. У неё было полно поклонников. Но в итоге она приняла предложение Анатолия Свенцицкого.

Шёл 1948 год. Работал Анатолий Борисович в Малом театре. Художественный руководитель театра сначала очень обрадовался, что его любимый актёр, наконец, женится. Потом пришёл в ужас:

— Выбирал, выбирал — и выбрал дочь белогвардейца! Смотри не вздумай расписываться!

Совет был разумный. Ирина и Анатолий послушались. Они обвенчались в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Верили: жизнь у них сложится, творческие планы сбудутся.

«НАША ИРА…»

— После смерти Сталина меня приняли в Театр Ленинского комсомола («Ленком»), — вспоминает Ирина Васильевна.

А у Анатолия Борисовича случился кризис в карьере. В спектакле «Коварство и любовь» он опустился на колени — и не смог встать. Так проявилась неизлечимая болезнь ног. Свенцицкому пришлось уйти из театра и поступить в «Москонцерт». Там была творческая свобода. И получилось по пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Анатолий Борисович брал литературный материал, который ему нравился. Делал моноспектакль — на два часа, а то и больше.

— Одному работать гораздо труднее, чем играть главные роли в театре, — объясняет Ирина Васильевна.

Свенцицкий и жену уговорил перейти в «Москонцерт». Она по складу — солистка. Анатолий Борисович стал режиссёром для Ирины Васильевны. И посмеивался:

— Хорошо устроилась!

— Рядом со мной был интересный, образованный человек, — вспоминает она. — Артист, историк, писатель. Нам всё время было некогда. И в буфете, и в туалете мы думали о работе. Чтобы создать серьёзную программу, надо полностью изучить творчество поэта, его жизнь. Артист выходит на сцену не себя показать, а поделиться с публикой мыслями, чувствами автора — и своими собственными. Тогда возникает полный контакт со слушателями. Артист негодует, радуется — и зритель негодует и радуется вместе с ним.

ВЫСОКОЕ СЛОВО

Свенцицкий и Кострова любили гастроли. Выступали в филармониях, на шахтах, заводах. Как-то Ирина Васильевна приехала в дальнюю даль, а ей сказали:

— Мы ваши концерты не запланировали. Почитаете стихи в колонии строгого режима?

Она согласилась. Высокое слово обращено ко всем людям. Нам не дано предугадать, как оно отзовётся, чью душу разбудит.

Только в 1970-х годах Свенцицкий и Кострова наконец зарегистрировали свой брак. Поверили в безопасность этого шага. У них был открытый дом. Всегда много гостей — поклонников, друзей. А сколько шуток и смеха там звучало! Ирина Васильевна рассказывает:

— Я готовлю программу, а Толюша пишет:

Наша Ира и не ела, и не пила,

Все стихи зубрила…

Спотыкаться, забывать текст на сцене артисты не смели. И до сих пор она помнит и читает дорогие строки без запинки:

Здесь всё меня переживёт,

Всё, даже ветхие скворешни,

И этот ветер — ветер вешний,

Морской свершивший перелёт.

И голос вечности зовёт

С неодолимостью нездешней,

И над цветущею черешней

Сиянье лёгкий месяц льёт.

«ИСПОВЕДЬ СЕРДЦА»

Эти стихи вошли в моноспектакль «Исповедь сердца» — по письмам, воспоминаниям, произведениям Анны Ахматовой. Премьера состоялась в 1984 году. Конечно, Ирина Васильевна тогда не предполагала, что у неё это будет самая любимая работа. Сердце встретилось и неразрывно соединилось с Ахматовой. Не с далёкого ли 1941 года?

— Литературные вечера всегда нравились людям, — по опыту знает Кострова. — Поэты открывают сущность человеческого духа. И каждый слушатель понимает, каким ему надо быть, как интересно построить свою жизнь, найти себе спутника.

Трудна, трагична, изломана жизнь Анны Ахматовой. Как трудна и трагична жизнь нашего народа, страны.

— Каждый может примерить на себя эти стихи, понять, Кому верить, за Кем идти, — говорит Ирина Васильевна. — Читая Ахматову, я тоже стала иной, не такой, как была прежде. У неё училась преодолевать тяжёлые испытания, что мне выпадали.

Больше всего поражает Ирину Васильевну внутренний свет ахматовских строк. «Всё расхищено, предано, продано» — и вдруг:

Вновь дыханьями веет вишнёвыми

Небывалый под городом лес.

Ночью блещет созвездьями новыми

Глубь июльских прозрачных небес.

И так близко подходит чудесное

К развалившимся старым домам,

Никому, никому неизвестное,

Но от века желанное нам.

В 1990-х годах Свенцицкий и Кострова стали заслуженными артистами России. И тогда же Анатолий Борисович пришёл к выводу, что ему надо послужить Церкви.

КРАСИВЫЙ ХРАМ

Свенцицкий и Кострова никогда не теряли веру. В самые жестокие времена ходили на богослужения. На гастролях, куда бы ни приехали, обязательно искали действующие храмы.

Анатолия Борисовича крестил его дядя — протоиерей Валентин Свенцицкий, книгами которого и теперь зачитывается православный люд. Отец Валентин был духовным сыном преподобного Анатолия Оптинского (Младшего). Похоже, в честь него получил имя племянник.

В детстве Толя Свенцицкий гулял с мамой по Арбату.

— Посмотри, какой красивый храм! — сказала она.

Ребёнок ответил:

— Нет! Вот этот красивый!

И указал на церковь Успения Божией Матери на Могильцах. И в конце жизни Анатолий Борисович стал там старостой. Десять лет добивался, чтобы храм вернули Церкви. В здании располагались «крутые» личности — и выезжать не собирались. Свенцицкому звонили, угрожали, что убьют. Перепуганная Ирина Васильевна вставала на колени перед мужем, просила:

— Толюша, оставь это дело!

Но он говорил:

— Как? Я не восстановлю храм своего детства? Пусть убивают!

Накануне первого богослужения Анатолию Борисовичу приснился последний настоятель прихода. Они вместе стояли в храме.

— Как я рад вас видеть здесь! — воскликнул Свенцицкий.

— А я отсюда никогда не уходил, — прозвучало в ответ.

Удивительные слова! Они неразрывно связывают нас с вечностью и вечность — с нами.

В 2007 году Анатолий Борисович преставился к Богу. Но из жизни Ирины Васильевны, своих друзей он тоже никогда не уходил.

На кассетах осталось 20 программ, с которыми выступал артист. Ирина Васильевна перевела их на диски. Сделала два фильма о Свенцицком, издала книгу его воспоминаний.

АХМАТОВА ВСЕГДА

Заслуженная артистка России Ирина Кострова встречает свой 95-летний юбилей. Она будет выступать в Доме музыки со своей любимой «Исповедью сердца». В этой программе соединились две главные встречи её жизни — с Анатолием Свенцицким и Анной Ахматовой.

— Живая совесть и честь — вот что было у них и может присутствовать в любом человеке, — уверена Ирина Васильевна. — Нет лучшего примера для нас теперь, когда в мире идёт столько злобы.

Уже несколько лет перед спектаклем Ирина Васильевна замечает — как бы между прочим:

— Возможно, этот — последний!

Но Господь продляет её дни, даёт силы. И она снова и снова стихами Ахматовой напоминает нам, что жизнь трудна — и прекрасна. Что правильно благодарить за неё Бога,  радоваться каждому дню, видеть красоту, не забывать о бессмертии:

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов ещё светлее,

И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ