Рано-рано, перед рассветом вышли из дома жёны-мироносицы. Они направились ко гробу Христа, чтобы делом выразить Господу свою любовь — умастить Его тело ароматами. Такой была древняя традиция.
Апостолы на улицу не показывались. Боялись. Их совершенно сломила крестная смерть Христа. Ученикам казалось, что Спаситель пришёл в наш мир восстановить земное царство Израиля. Словно мимо ушей пропустили они Его слова:
— Приблизилось к вам Царство Небесное (см. Мф. 4: 17).
Наверное, мироносицам тоже было страшно. Но для них на первом месте стоял Господь, забота о Нём. По дороге они тревожились об одном: «кто отвалит нам камень от гроба?» А камень — «весьма велик» (см. Мк. 16: 3—4).
Мы знаем, что их любовь и верность Христу были вознаграждены. Ангел уже отвалил камень. Но главное — сообщил им радостную весть:
— Что вы ищете живого мужду мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес! (Лк. 24: 5—6).
Потом Спаситель явился Марии Магдалине и остальным мироносицам.
Не сразу поверили этому апостолы. Сорок дней приходил к ним воскресший Христос. Давал привыкнуть к Себе, новым обстоятельствам, учил тайнам Царства Небесного, готовил к проповеди.
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ
Апостолы вышли в мир, понесли людям Благую весть: «Христос воскрес! Победил грех, смерть, соединил человека с Богом!»
Рядом с мужчинами проповедовали воскресшего Христа равноапостольная Мария Магдалина, равноапостольная Апфия. Святую Апфию язычники убили вместе с мужем — апостолом от семидесяти Филимоном.
А сколько ещё женщин послужило проповеди Господа? Это известно только Богу. Причём, они соединяли два служения — слово о Христе и простую, тёплую заботу о человеке: приютить, накормить, одеть.
Строгий апостол Пётр однажды был срочно вызван из города Лидда в Иоппию. Оказалось, там умерла христианка Тавифа. Имя её переводится как «серна». Петра ввели в горницу. И «все вдовицы предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними». Как ответил апостол на их рыдания? Стал на колени и молил Господа воскресить усопшую: «она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он подал ей руку, поднял её и, призвав святых и вдовиц, поставил её перед ними живою» (см. Деян. 9: 38—41).
В древнюю Грузию весть о Христе принесла равноапостольная Нина. На Руси первые храмы построила равноапостольная Ольга.
Постепенно в Церкви установился отдельный чин диаконисс. Они готовили женщин к Крещению. На богослужении стояли в алтаре — рядом со священнослужителями.
В России чин диаконисс не прижился. Женщины у нас проявляли себя иначе. Вдовы становились основательницами монастырей, игумениями, монахинями. Состоятельные женщины, царицы и царевны были благотворительницами. Но лишь до 1917 года.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Большевики отделили Церковь от государства, лишили её всех прав и собственности. В Советской стране храмы могли принадлежать только советам. И на свет появились уникальные общественные организации — приходские советы, а над ними — Совет объединённых приходов. Они признавались властями.
Времена наступили суровые. Мужчины воевали, делили чужую собственность. Священники и церковные активисты во множестве сидели в тюрьмах и концлагерях. Вот тогда внутри Совета объединённых приходов родилась ещё одна общественная организация — Союз православных женщин. Возглавила его Софья Александровна Самарина, фрейлина последней императрицы.
Сначала женщины посещали арестованных священников. Но прошёл месяц — и 11 (24) июля 1918 года на очередном, 133-м, заседании Священного Собора Православной Российской Церкви обсуждали доклад Отдела церковной дисциплины: «Об участии женщин в жизни Церкви». По сути — об их новых полномочиях.
ЖЕНЩИНЫ В ЦЕРКВИ
Заседание возглавил митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий). Присутствовало 163 члена Собора, в том числе — 23 епископа. Они осторожно предлагали ввести то, что давно вошло в нашу церковную жизнь. Стало привычным.
Кто знает теперь, что до 1917 года храмы убирали мужчины-сторожа? На соборе предлагалось передать это дело в заботливые женские руки. Так и говорили — в заботливые. Женщинам разрешили участвовать в приходских советах и церковных собраниях всех уровней, быть старостами, петь в архиерейских хорах. И читать на богослужениях. Правда, с оговоркой: без включения в клир.
Долго дискутировали, допустить ли девушек и вдовиц в алтарь. В монастырях это практиковалось, но там — монахини и инокини. А мирянкам всё-таки не разрешили.
Отдельно обсуждалось, можно ли женщине проповедовать. И тут решили положительно — с одним условием: вне храма.
Сонм новомучениц Российских свидетельствует о том, как выполнили женщины новые послушания. До смерти были верны они Христу, не отреклись от Него.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ
В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл благословил создать Союз православных женщин. Это решение, конечно, подсказала жизнь. Женщины уже организовали множество объединений. У каждой — свои таланты, своё дело. Но все они — мамы, бабушки. Любят Россию, нашу историю, культуру. Женщины собираются вместе, потому что так легче преодолевать препятствия и радостнее праздновать победы. Слово о вере, благотворительность, сохранение семей, воспитание и образование детей, забота о стариках и инвалидах, — вот на что направлено женское внимание во все времена.
За эти годы Союз превратился в международный. Стал преемником того, первого Союза, возникшего при Патриархе Тихоне.
К столетию организации выйдет сборник «Женский подвиг в истории России. 1918—2018 годы». Так же будет называться и юбилейный форум.
На рапорте, который Союз представил Патриарху Кириллу, Святейший написал: «Проведение V Форума православных женщин «Женский подвиг в истории России. 1918—2018 годы» 22—23 июня 2018 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя с моим участием благословляется».
Женское служение в Церкви начали мироносицы. Оно продолжается.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
22 апреля — Память святых жён-мироносиц