ПСАЛОМ ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ

Псалом Давиду, разума, 31 — так надписан этот псалом. На русский язык слово разума переводится как поучение, наставление.

Псалом покаянный. Пророк Божий Давид отразил в нём суровый жизненный урок, оставивший след на всю его жизнь. Потом в псалме 50 он скажет, что этот грех всегда видел перед собой и помнил: «яко грех мой предо мною есть выну».

Что же произошло с Давидом? Он был поражён красотой Вирсавии, жены военачальника Урии. Царь совершил грех прелюбодеяния, а к нему приложил ещё грех убийства: послал на верную смерть Урию — человека преданного, готового отдать за него жизнь. После гибели военачальника Давид забрал Вирсавию в свой дом, «она сделалась его женою и родила ему сына» (см. 2 Цар. 11: 12—27).

Святые отцы объясняют: грех всегда ослепляет душу. И царь Давид, пленённый страстью, считал, что имел право так поступить. Ему казалось: ничего особенного не произошло. Войны велись постоянно, в них погибало много людей.

Но грех Давида был злом в очах Божиих. И Господь послал к нему пророка Нафана. Тот обличил царя притчей: «…в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришёл к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить (обед) для странника, который пришёл к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришёл к нему» (см. 2 Цар. 12: 1—4).

Давид услышал это и сильно разгневался. Сказал, что богач достоин смерти. Тогда Нафан объяснил: сам царь — тот человек. У Давида были жёны, наложницы, но он забрал жену у преданного военачальника.

По закону прелюбодеяние наказывалось смертью — независимо от общественного положения преступника. Вспомним, как ко Христу привели женщину, взятую в этом грехе. Все считали, что её надо побить камнями. Но Спаситель сказал: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень». И люди разошлись, обличаемые совестью. Господь тоже простил женщину: «иди и впредь не греши» (см. Ин. 8: 3—11).

Но тут — случай иной. Царь прозрел, увидел, какое великое преступление совершил и не стал оправдываться. Нафан сказал ему: «…Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын». Господь велел сообщить Давиду: «Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену,.. итак, не отступит меч от дома твоего вовеки…» С тех пор Давида постоянно преследовали превратности, которые только возможны в доме.

Человек, нарушивший волю Божию, чувствует: он отвержен Создателем. Но каждому из нас, как и Давиду, остаётся возможность молить Господа о прощении. По-видимому, этот псалом родился, когда Давид почувствовал: Господь его простил, восстановил в прежнем чине.

Из Нового Завета нам известен пример апостола Петра. Он трижды отрёкся от Христа — и трижды Спаситель спрашивал его: «Симон Ионин! любишь ли ты  Меня?» (см. Ин. 21: 15—17). Мы даже удивляемся: зачем? Здесь важно понимать: чем больше Господь доверяет человеку, тем больше требований к нему предъявляет. Такие люди должны видеть до самой глубины, что делают и чего достойны. После долгого покаяния они получают внутреннюю свободу — то состояние раскаявшегося грешника, которому радуются ангелы на небесах (см. Лк. 15: 10).

Только ощущая блаженство, можно воспеть Создателя и поведать о происшедшем — в научение всем людям. С этого псалом и начинается: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси (1). Блаженны те, чьи беззакония прощены и грехи отпущены. Царь Давид вкусил счастье очищения, примирения с Богом.

Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть (2). Блажен муж, которому не вменит Господь греха. Что значит — не вменит? Вот представьте: преступник обличён, но на суде учли смягчающие обстоятельства и вынесли ему условный или оправдательный приговор. А грех всё-таки продолжает тяготеть над душой.

Божие прощение — самое совершенное: вина — зачёркивается, последствия греха — отменяются. Перед человеком открывается возможность обновлённой жизни: емуже не вменит Господь греха.

Бог не осудил — и преступник может подумать: «А ведь грех мой не так велик». Начнёт приводить в сердце доводы, подтверждающие это: «Множество людей совершали подобное, однако, они благоденствуют. Потому и меня не наказали».

Царь Давид получил прощение — в вполне мог приписать это своим заслугам. Как же иначе? Господь должен помиловать того, кто стоит во главе страны. Подобные мысли — лесть, неправда. Царь искренне почувствовал: его преступление превзошло всякую меру. Ждать прощения невозможно, надо просто принять наказание. Такая решимость ценна перед Богом.

Давид долго каялся — и переплавил, сжёг в сердце свою вину. Господь не вменил ему греха, потому что во устех (устах) его не появилась лесть.

Преступление царя было очевидно для народа. Люди обычно стремятся знать, как обстоят дела у правителя. Но Давид, видимо, не хотел, чтобы кто-то вмешивался, льстиво убеждал его, что он заслуживает снисхождения. Когда судит Господь, человеку надо глубоко смириться перед Ним, признать грех, не оправдываться. Возложить надежду на правду Божию. После всех испытаний это убеждение стало достоянием пророка Давида.

И дальше он говорит: Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день (3). Он внутренне замолчал — яко умолчах и только приносил покаяние. Мало ел и пил, молился ночью и днём, просил прощения.

Царь сам себе хозяин, он издаёт законы, по которым живёт государство. Но Давид полностью предал себя Божиему суду. И особенно мучило его то, что сын от Вирсавии должен умереть в младенчестве.

Основу нашего тела составляют кости. У Давида они пришли в негодность: как бы постарели, обветшали — обетшаша кости моя. Значит, всему организму грозило полное разрушение, потому что царь без передышки весь день просил Бога о прощении: от еже звати ми весь день.

Многие люди подвизались в молитве, а потом ощущали, как истощались жизненные силы, всё внутри замирало: чувства, мысли, душа. Давид пришёл в крайнее изнеможение.

Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн (4). День и ночь он молился, посыпал голову пеплом, покрывал вретищем. Но до определённого момента это не приносило никаких плодов. Молчание Божие Давид переживал как тяжёлое бремя: отяготе на мне рука Твоя.

Христос говорит, что в таком состоянии грешнику было бы легче, если бы ему на шею повесили огромный камень — жернов и бросили в море (см. Мф. 18: 6). Такая неподъёмная тягота равносильна гибели.

Временами царь ощущал облегчение. Но страдания возвращались: возвратихся на страсть; в Давида словно вонзался тёрн: егда унзе ми терн.

Укол тёрна можно сравнить с голосом совести — по существу голосом Божиим в человеке, пронзающим душу, ранящим изнутри.

Бориса Годунова в опере Мусоргского жгла совесть. Он видел, как перед ним «дитя окровавленное встаёт» и молился: «Господи! Ты не хочешь смерти грешника, помилуй душу преступного царя Бориса». Годунов чувствовал: «Тяжка десница грозного Судии, ужасен приговор душе преступной…» Это созвучно псалму: грех пронзил душу — и преступник обессилел. Против голоса совести не найти оправдания.

Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (5).  Давид понял глубину своего беззакония, не стал его скрывать — и прибег к исповеди: исповем на мя беззаконие мое Господеви. Его слова очень решительны — и в этом суть покаяния.

Ни один человек не застрахован от падения. Но мы, к сожалению, часто не имеем решимости до глубины сердца покаяться Богу и потом не повторять грехи.

Царь сохранил только одно стремление — постоянно обличать себя перед Творцом. И Господь простил Давида: и Ты оставил еси нечестие сердца моего.

Почему нечестие сердца? Сердце — центр нашей  жизни, грех начинается в нём. Спаситель говорит в Евангелии: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния» (Мф. 15: 19).

Апостол Иоанн Богослов объяснял: грех — это преступление, которое рождается от похоти плоти, очей и гордости житейской, когда человек считает, что на всё имеет право, забывает заповеди Господни (см. 1 Ин. 2: 16). Давид глубоко познал Бога, испытал на себе Его благодатное воздействие. Шёл настоящим путём покаяния — и был помилован.

За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся (6). Эти слова звучат как итог. Давид уверен: то, что он описал в псалме, будет утешать людей. И всяк преподобный сможет восстать от падения.

Почему нам так близки псалмы? Мы радуемся, читая их. Здесь открывается немощь человеческой природы — и при этом становится ясно, насколько милосерд Создатель.

Наше тело состоит из воды на восемьдесят процентов. Без неё не обходится ни одна клеточка, гибнет всё живое. Но вода может стать наказанием. Из Библии мы знаем: когда Господь увидел, что люди растлились и нет надежды на их восстановление, Он навёл на землю всемирный потоп.

В псалмах потоку вод уподобляют грех, который несут в себе целые народы. Они забывают о духовной стороне жизни, отдаются плотским страстям, похотям. Однако — обаче, преподобный не окажется в потопе вод многих. Его молитва не позволит этим водам к нему приблизиться: к нему не приближатся.

Дальше Давид восклицает: Ты еси прибежище мое от скорби, обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя (7). В этих словах ощущается благодарность Творцу и признание: Бог всегда был и остаётся единственным прибежищем в скорби — прибежище мое от скорби, обдержащия мя. Давид знает, испытал: Господь — его радость: радосте моя. Бог не предал царя смерти, дал силы и надежду на спасение, покровительствует во всём.

Царь Давид обращается к Создателю и просит: избави мя от обышедших мя — окруживших со всех сторон. Кто же это? Люди и  демоны, которые по зависти желают гибели человеческой души. Они бывают постыжены, когда видят: душа восстаёт, оживает.

Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на Тя очи Мои (8). Тут выражена воля Божия: от лица Господа сказано, что Он вразумит и наставит Давида на путь сей, которым царь пойдёт — воньже пойдеши. Создатель оправдает, помилует, снова возвысит Своего пророка — и даёт ему внутреннее убеждение: так будет всегда — утвержу на Тя очи Мои. Эти очи — промысл Божий.

Псалом написан для поучения. И вот ещё одно: Не будите яко конь и меск, имже несть разума: браздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе (9). Это сравнение было понятно жителям древнего Израиля: конь и меск (мул) — животные, без которых человек не мог обойтись. Их использовали в хозяйственных работах, в армии.

Мул — помесь осла и кобылы. Вспомним поговорку: «Упрям, как осёл». Привести в чувство этих помощников можно было только браздами — заложить в рот удила. Хозяин тянул за удила уздою — и не желающих трудиться коня и меска притягивал к делу — приближающихся к тебе.

В Библии поведение Израильского народа иногда сравнивалось с поведением животных. Господь говорил: «Вол знает хозяина своего, и осёл — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня…» (см. Ис. 1: 2).

В детстве мне нравилось наблюдать, как стадо возвращалось с пастбища. У калиток стояли хозяин или хозяйка, звали животных по имени — и те шли в свой двор, к чужим не заходили. Хотя у них нет разума, есть только инстинкты.

Чему учит нас этот образ? Господь, если захочет, может вразумить людей помимо нашей воли. Использовать такие средства, что мы будем делать нужное Ему, как бы ни сопротивлялись. Творец показывает: над человеком — Его промысл. Слушайся Бога и не упрямься, как вол и осёл.

И снова — научение: Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет (10). Человек несёт в себе возмездие за грех — и оно осуществляется. Врачи объясняют: когда на теле открываются раны, не связанные с ушибом или иным внешним воздействием, — это результат неправильной работы внутренних органов. Тем более многи раны грешнику, который полон неправды, нерадиво относится к себе и заповедям Господним.

Конечно, в псалме речь идёт не только о физических ранах, но и о страданиях души, совести. Они тоже свидетельствуют: мы живём под Богом, Который вразумляет нас болезнями, побуждает увидеть их причины и исправиться.

Зато милость будет окружать уповающих на Творца: уповающаго же на Господа милость обыдет. Уповать может тот, кто бережёт свою совесть, старается поступать по правде и заповедям Господним.

Плоды греха — раны, а плоды упования на Бога — рождение в сердце любви, на которую Создатель отвечает милостью.

Заключительные слова псалма призывают: Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем (11). Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные, и восхваляйте Его, все правые сердцем.

Псалом этот — не результат поэтического вдохновения, а подлинная история скорбного переживания Давида. Царю казалось: невозможно исправить то, что произошло в его жизни. Но покаяние и труд — всё перетрут. Когда человек исцеляется от грехов, как от ран, он укрепляется в уповании на Бога. И наступает настоящее веселье.

Смысл жизни — в таком духовном ликовании о том, что Господь дал нам бесценный дар жизни. Относиться к этому дару разумно учат нас примеры, которые приводит царь и пророк Давид.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ