Псалом Давиду, 34 не имеет особого названия. Он очень цельный. Одна сквозная тема проходит через него: царь и пророк Давид переживает и описывает скрытую внутреннюю брань. Позже, в Новом Завете, христианские подвижники назовут её духовной, или невидимой, а этот псалом — защитительным. Его читали те, кто испытывал подобные брани.
Псалом отвечает на вопрос многих наших современников: почему в Ветхом Завете так часто встречается жестокость к врагам? Ведь Христос заповедал прощать врагов, молиться за них (см. Мф. 5: 44). Но все недоумения уходят, когда мы понимаем: идёт духовная борьба. А отношение к врагам рода человеческого в Ветхом и Новом Завете — одинаково непримиримое. И его выражает Давид — любимый пророк Божий и прообраз Христа.
Псалом начинается с обращения к Богу: Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя (1). Давид даже не просит, а требует: суди! И это может показаться дерзновенным. Почему он так говорит? Через суд на земле осуществляется правда Божия.
Господь открыл её людям — дал им Свой закон. Но не все понимали и применяли в жизни Его заповеди. Нам легче увидеть собственную несправедливость по отношению к Творцу и Создателю, гораздо труднее — к ближним. Мы считаем себя правильнее, достойнее, лучше других. И по этой причине в народе, в семьях часто возникает несогласие.
Многие израильтяне буквально вопили к Господу, просили правосудия. И с пророка Моисея началось служение судей на земле. Они могли рассудить и разрешить то, что казалось неразрешимым, остудить до предела накалившуюся ситуацию. Но все знали: окончательный суд принадлежит Творцу.
Евангелие тоже говорит о Боге как о Судье, перед Которым предстанет род ангельский и человеческий. Однако там сказано и другое: Бог так возлюбил мир, что послал в него Сына Своего Единородного — не судить, а спасти (см. Ин. 3: 16—17).
Давид старался жить перед Богом с чистой совестью, а борьба против него не прекращалась. Он видел её духовные причины и просил: Суди, Господи, обидящия мя — обижающих меня, яви Твою правду.
Обида — только начало несправедливого отношения к человеку. Оскорбления, клевету, язвительные упрёки, конечно, можно перенести. Но когда тебя пытаются согнуть в рог, непременно возникает борьба. Она часто требует предельных усилий от её участников. И пророк просит Бога: побори борющия мя, победи соперников. Духовная брань выше человеческих сил.
Приими (возьми) оружие и щит и восстани в помощь мою (2). Здесь Давид обращается к Господу с тем же призывом, но использует военные образы. Бойцу требовалось оружие. Но Богу оно не нужно: Ему достаточно сказать слово — и брань закончится. Вспомним, как Христос велел бушующему морю: «Умолкни, перестань!» — и наступила тишина (см. Мк 4: 39). Тем более не нужен Господу щит — средство защиты.
Оружие необходимо Давиду. В духовной жизни оно тоже есть. Апостол Павел писал: возьмите шлем спасения и щит веры (см. Еф. 6:17).
Когда велись войны, люди просили Бога стать впереди войска, одолеть врагов. И Давид молится: восстани в помощь мою — прояви Себя, тогда в одно мгновение всё разрешится.
Изсуни (извлеки) меч и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз (3). Когда меч достают из ножен, это значит, что сражение будет идти до победного конца.
На воинском языке заключи — плени противника, стань стеной между мной и им сопротив (против) гонящих мя.
В духовной борьбе, как и в любой, есть опасность, что тебя уничтожат. А брань очень тяжела. Давид призывает Бога — и при этом хочет услышать в душе Его слово: Рцы (скажи) души моей, что Ты спасёшь меня. Часто через пророков Бог открывал людям, каким будет исход битвы. Давиду тоже важно почувствовать уверенность. Он не будет бояться противника, если душа услышит от Творца: Я твоё спасение — спасение твое есмь Аз.
Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (4). Пророк просит Господа, чтобы его враги потерпели поражение. И тогда срам и стыд покроет их: да постыдятся и посрамятся. Они искали его души: ищущии душу мою, хотели её погубить. В душе сосредоточены сила и воля человека. И он одержит победу, если укреплён, получает благодать от Бога.
Слова мыслящии ми злая подтверждают: у Давида идёт духовная брань. В те времена не размышляли, как о них думают другие. Это открывала война. Давид возвышен Богом, для народа он священное лицо — царь и пророк, хранит себя в этом чине. И прекрасно видит настроение нападающих на него.
Псалмопевец указывает источник зла: падшие духи ведут брань с людьми через лукавые мысли. Сначала вызывают чувство негодования, потом приводят к злобе и ненависти.
Христос говорит о том же: из сердца вашего выходят злые помыслы и беззакония (см. Мф. 15: 19).
Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их (5). Давид утверждает с силой: да будут его враги, как прах перед лицом ветра!
Человек, взятый из земли, опять в неё обратится. Пророк знает это. И тот, кто не задумывается, что несёт в себе образ Божий, будет яко прах пред лицем ветра — как пыль, которую без следа развеет ветер.
Ангелы по природе выше человека. По велению Бога они могут принять участие в духовной брани: и Ангел Господень оскорбляя их. Сравнить врагов с прахом, представить их ничтожеством — уже оскорбление.
Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: (6). Там — оскорбляя, тут — погоняя. Теперь пророк через военные сравнения показывает своё отношение к врагам. Путь — это устремления, цели. Падшие духи ведут непрерывную борьбу с родом человеческим. Люди ненавистны им, потому что несут в себе образ и подобие Божие.
Когда Христос изгонял бесов из гадаринского бесноватого, они умоляли Его: пошли нас в свиней, а не в бездну (см. Лк. 8: 31—32). За пределами вселенной — кромешная тьма, там нет ни просвета, ни конца. Летишь, летишь — и зацепиться не за что. Это загадочно, непонятно, непредставимо, как и тысячи световых лет, разделяющих звёзды.
Мысль пророка продолжается: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей (7). Давид уверен: туне — напрасно враги готовили для него губительную сеть, незаметную, как паутина. Попусту затеяли нападение на душу пророка — всуе поносиша души моей. Но зло есть зло. Оно появилось в существах, бывших светоносными. И, как говорят богословы, на земле не прекратится.
Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню (8). Опять пророк говорит о сети. Невидимая сила связала Давида по рукам и ногам, он не может освободиться, но при этом рассуждает духовно.
Многие подвижники описывали такое состояние: они всё понимали, молились, а двинуться не удавалось. Что-то подобное было и со мной. Просыпался ночью и чувствовал: не могу пошевелиться. Я тогда читал пасхальные молитвы: «Христос воскресе из мертвых», «Да воскреснет Бог» — и сеть потихонечку ослабевала.
Что посеешь, то пожнёшь. Давид просит Бога, чтобы эта сеть, юже не весть — которая не видна, опутала его врагов, незаметно поймала: ловитва, юже скры.
Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его (9). Человек может радоваться и веселиться о Господе, когда скорбь миновала. Бог спас Давида, как и обещал.
Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его (10). Радость о Боге так велика, что Давид ощущает: всё его существо пронизано светом. Даже тело, кости рекут — говорят Богу: кто подобен Тебе? Невозможно выразить, как велик Господь.
В псалмах часто появляются образы нищих, кротких, убогих. Такие люди находятся под особым покровительством Творца. В Ветхом Завете Господь объясняет: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» (Ис. 66: 2). В Новом Завете Христос зовёт: «научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29).
Бог избавляет нищих из рук крепльших — тех, кто сильнее их. Сохраняет и нища, и убога от расхищающих его — стремящихся отнять, похитить последнее.
Пророчества Давида устремлены в будущее — к личности Христа Спасителя: Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведах, вопрошаху мя (11). Эти слова сбылись, когда Христа хотели предать смерти и искали лжесвидетелей против Него. Хотя Спаситель говорил, что всегда учил открыто, многие Его слышали (см. Ин. 18: 20).
В псалме отражён момент, как допрашивались эти свидетеле неправеднии. Подлинно они ничего не знали: яже не ведах, а такие же неправедные судьи вопрошаху мя — спрашивали Его, что Он сделал. В богослужении Великой Пятницы есть ответ на этот вопрос: Христос исцелял больных, делал слепых зрячими, глухих слышащими, одержимых здоровыми.
Подобная ситуация не могла происходить с царём Давидом. Тут присутствует его духовное прозрение.
Воздаша ми, лукавая воз благая, и безчадие души моей (12). Христу воздали злом за добро, лукавством вместо благодарности — лукавая воз благая. Надругательства, бичевание истощали, лишали Его душу всех сил: и безчадие души моей.
Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится (13). Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище, и смирял себя постом, и молитва моя в недра мои возвратится. Христа унижали, наносили раны — стужаху. Спаситель говорил о Себе как о Царе Небесном. И для большего издевательства Его облекли, как во вретище, в багряницу — красную одежду земных царей. Небесное воинство не защитило Спасителя: Он пришёл на землю, чтобы испить эту чашу.
В жизни царя Давида тоже был момент, когда он облёкся во вретище, перестал вкушать хлеб. Царь забрал у преданного военачальника жену Вирсавию, а того послал на верную гибель — и считал это естественным. Пророк Нафан обличил Давида, сказал, что Бог простил его, но умрёт перворождённый сын Вирсавии. И царь просил Господа сохранить младенца.
Чем больше скорбит наше тело, тем выше торжествует дух. Душа получает свободу, и молитва захватывает всё человеческое существо — ум и тело: и молитва моя в недро мое возвратится.
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся (14). Давид прошёл тяжёлую внутреннюю брань — и увидел всю свою жизнь, дела, поступки. Люди, испытавшие клиническую смерть, рассказывали нечто подобное: в одно мгновение перед ними мелькала вся их жизнь — словно кадры кинохроники.
Ближнему своему пророк угождал, как брату: Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Смирялся, плакал и сетовал о своих грехах. Так был богат его внутренний мир.
И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася (15). Эти слова опять напоминают нам о распятии Христа. Люди возвеселились и собрались, чтобы нанести Ему раны: собрашася на мя раны. Проходили мимо, злословили Его: других спасал, а Себя спасти не может! (см. Мф. 27: 42). И не понимали, что делают: и не познах.
Но первосвященник объяснил происходившее. Благодаря своему высокому положению, он произнёс пророчество: лучше одному человеку умереть — и народ будет спасён (см. Ин. 11: 50). Христос страдал за всех, а они разделились, но не смягчились — разделишася, и не умилишася.
Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими (16). Искушали меня, с насмешкой позорили меня, скрежетали на меня зубами своими. Всё это происходило у Креста Спасителя.
Господеви, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою (17). Во время страданий Христос молился Отцу Небесному: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). А пророк взывает: когда увидишь — когда узриши? Бог видит всегда, не оставляет нас. Но Он как бы отступил от Своего Единородного Сына, чтобы смерть овладела Его телом.
Узриши — ещё и внемлешь, услышишь. Когда Спаситель произнёс: «Совершилось!» — произошла удивительная перемена в мире (см. Ин. 19: 30).
Псалмопевец просит: избавь душу — Устрой душу мою от злодейства, от лев (от львов) — неразумных, звероподобных людей, приносивших боль Страдальцу. Слово единородную ещё больше убеждает нас: это пророчество о Единородном Сыне Божием.
Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя (18). Исповедуюсь — Исповемся Тебе — принесу победную песнь, открою душу. Подобная исповедь была у апостола Павла: ни смерть, ни жизнь — ничто не может отлучить нас от любви Божией (см. Рим. 8: 38).
Христос воскрес — и ангелы возвестили это жёнам-мироносицам. Потом Спаситель являлся в церкви мнозе — в большом собрании людей. Всем Он принёс избавление от грехов — и теперь Церковь собирает всех. Христос так и говорил об этом: «И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32).
И в людех тяжцех, обременённых многими грехами, апостолы распространили Благую весть — восхвалю Тя.
Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима (19). Эти слова — словно итог: не будет радости тому, кто враждовал со мной неправедно, относился с презрением, ненавидел напрасно и даже с ехидством перемигивался глазами с такими же, как сам: ну, каково ему? Они поймут, что находились в неведении.
Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху (20). Ибо мне они говорили мирное, но во гневе лукаво о коварстве помышляли. Состояние падших людей — двойственное: вроде на устах мир и согласие, а в душе, отягчённой грехами, рождаются злоба и гнев.
Один святой объяснял: сначала очищаются мысли человека, потом сердце, воля и тогда уже всё тело. Это может происходить всю жизнь.
Разшириша (открыли) на мя уста своя, реша (говоря): благоже, благоже, видеша очи наши (21). Тут вариация того же: уста злобы не закроешь, они с уверенностью будут произносить: всё совершается правильно — благоже, благоже. Людям казалось, что их глаза разглядели суть — видеша очи наши. Но никто не ведал: на Кресте совершалась воля Божия. Христос принял страдание за каждого из нас и оправдал по вере.
Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене (22). Давид призывает Бога как Свидетеля: Видел еси, Господи, и просит: подтверди — да не премолчиши. Создатель знает, что таится в сердце человека. Вспомним слова Христа: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6: 23).
Господи, не отступи от мене. Эта молитва поражает. Она открывает нам: любой, даже тот, кто близок к Богу, может смущаться, терять твёрдость. И ему нужно получить уверение: Отец Небесный его не оставил.
Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою (23). Давид опять требует суда Божия, как вначале псалма: открой, Господи, Твою правду.
Для грешника суд Божий страшен, а для праведника он — избавление. Христос так и говорил ученикам: перед последним судом «восклонитесь и поднимите головы ваши» (Лк. 21: 28).
Давид хочет суда, он не кривит душой и просит: вонми (внимай) суду моему, Боже мой и Господи мой. Когда оправдывает Бог, замолкают все обвинители и больше не указывают на прю (вину) мою.
Дальше говорится о том же: Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне (не будут радоваться моим страданиям) (24).
Да не рекут (не скажут) в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, да не рекут: пожрохом (уничтожим) его (25). По духу это очень близко к евангельскому рассказу о страданиях Спасителя. Пророк просит Бога, чтобы люди не радовались, не говорили в сердце: хорошо нашей душе — благоже, благоже души нашей.
Да постыдятся и посрамятся вкупе (вместе) радующиися злом моим (о страдании моём), да облекутся в студ и срам велеречующии на мя (26). Не стесняясь, велеречующии на мя — использующие всё своё красноречие добивались одной цели: исказить истину. Чтобы увидеть и принять праведника, грешный человек должен перемениться. Только Бог может сделать это.
Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея (чтобы открылась правда моя), и да рекут выну (говорят всегда): да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его (27). Правда только одна — Божия. Давид не боится призывать суд Господень, ведь он оправдывает тех, кто стоит в правде.
В этом псалме нарисована страшная картина. Силы зла хотели растоптать пророка Давида, бросить в грязь. Но конец испытаний привёл к непреходящей радости: И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей (28). Об этом говорил Христос: «радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).
Псалом стал поучением для многих людей. Будем и мы размышлять над ним и хвалить Бога.
Протоиерей Георгий БРЕЕВ