«ВОЗЬМИТЕ ПОХОДИТЬ СО СВЕЧЕЧКОЙ…»


Сколько помню театр «Глас», столько помню и актрису Ларису Хорошилову. Она занята почти во всех спектаклях. Мы с ней никогда не общались, а на днях — наконец поговорили.

Как же удивительны пути, которыми Бог ведёт человека! У Ларисы Фёдоровны болел сын — и через эту скорбь она приходила к вере. А когда воцерковилась, уже больше не хотела думать об актёрской профессии. Пошла работать в храм. Сначала её определили в просфорную, потом — в крестильню.

4 ноября 1993 года Лариса Фёдоровна приехала на освящение Казанского собора на Красной площади. Его отстроили заново. А когда шла к метро, увидела женщину с сумкой-тележкой. На сумке была прикреплена афиша Русского духовного театра «Глас». Разве могла актриса пройти мимо? Она стала спрашивать о театре.

А вскоре по телевизору увидела отрывок из спектакля «Гласа». Артисты в длинных белых одеждах ходили по сцене с горящими свечками в руках. И Лариса Фёдоровна позвонила в театр:

— Возьмите меня ходить со свечечкой!..

Ей назначили встречу. Попросили что-нибудь прочитать. Не мудрствуя лукаво, она начала читать Акафист ангелу-хранителю. Вероятно, в этот момент художественный руководитель «Гласа» Никита Астахов улыбнулся. И попросил:

— А прозу, стихи можете прочитать?

— Стихи и прозу я читать не буду! Зачем это в религиозном театре?

Так и сказала: в религиозном. Но Никита Сергеевич уже увидел, что имеет дело с хорошей профессиональной актрисой. Ларису Хорошилову приняли в труппу.

Какое-то время она ещё совмещала две службы — в храме и театре. Но нагрузки в «Гласе» увеличивались. Любимая профессия притягивала: талант надо было развивать, не зарывать в землю.

Судьба «Гласа» — это судьба его актёров. Она трудная — и счастливая. Сколько было мытарств с помещением! Репетировали, играли на разных, часто не приспособленных площадках. И до сих пор эти проблемы остаются.

— Но ни в какой другой театр я бы не пошла, — уверена актриса. — Я же была категорична, как все неофиты. Сейчас, правда, помягче стала. Не должно быть категоричности в духовной сфере.

Лариса Хорошилова играет генеральшу в «Селе Степанчикове и…» по Достоевскому, Полину Андреевну в спектакле «Репетируем «Чайку» по Чехову, Бальзаминову в «Женитьбе Бальзаминова» Островского…

Сын у неё выздоровел. У него — трое детей. Скоро Хорошиловы вместе с «Гласом» будут праздновать 75-летний юбилей Ларисы Фёдоровны и 25-летие её служения в любимом театре.

— Пришла сюда походить со свечечкой, — улыбается она. — Свечечек в спектаклях уже почти нет, а я работаю. Мне нравится.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ