ПСАЛОМ СОРОКОВОЙ


В заглавии сказано, что сороковой псалом надо исполнять в конце Богослужения и что авторство принадлежит пророку Давиду: В конец, псалом Давиду, 40 (1).

Одна из главных заповедей Божиих — никогда не забывать о людях, находящихся в болезни, крайнем бедствии. С этого и начинается псалом: Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (2). Блажен, кто помышляет о бедном и убогом. Ударение здесь стоит на слове блажен — счастлив. Полное, настоящее счастье нам даёт только Бог — и оно не отнимется у человека (см. Лк. 10: 42).

Создатель особо отличает душу разумную, рассудительную, которая старается не проходить мимо нища и убога — голодных, бездомных, брошенных на произвол судьбы. Такая душа разумеваяй — пользуется разумом как высочайшей силой Божией: не впустую, не по пустякам, а направляет на самое важное в жизни. И в псалме это подчёркнуто: разумение — вхождение разума в ситуацию других людей — позволяет понять, как им помочь.

Бедность, нищета унижают человеческое достоинство. Бог богат, Он мог бы каждого с избытком всем обеспечить. Но Христос говорит: «нищих всегда имеете с собой» (Ин. 12: 8). Как были они при царе Давиде, так будут во все времена. Мы хотим знать: зачем это нужно? И один толкователь Священного Писания предположил: чтобы люди не очерствели душой, а откликались на боль друг друга.

Наше тело имеет много органов — и при этом оно едино. Апостол Павел писал: «члены тела, которые кажутся нам слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения…» (см. 1 Кор. 12: 22—23).

И человеческий род — един. Нищий и убогий — члены нашего общества, народа, Церкви. Господь видит их страдания и больше всего промышляет об этих людях. Как же нам не позаботиться о них?

Однажды к Христу подошёл юноша и спросил, как войти в вечную жизнь. Господь ответил: «соблюди заповеди». Юноша сказал, что всё исполнил. И Спаситель произнёс: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (см. Мф. 19: 16—21).

Здесь обозначена та высота, которую важно сознавать. На земле нам дано богатство временное, оно так и останется здесь: или смерть его отнимет, или обстоятельства жизни изменятся. Раздай его нуждающимся — и станешь наследником Царства Небесного, в день лют — в день суда Божия избавит, помилует тебя Господь.

В Евангелии Христос говорит просто: на суде спросят, одел ли ты нищего, накормил голодного, посетил заключённого. Если да, то послужил не кому-то, а Самому Богу. И это будет оправданием человеческой жизни (Мф. 25: 31—46).

Об одном блаженном говорили: «Он выстроил себе дорогу на небо из кусков хлеба, которые отдавал нищим». Этой дорогой Господь провёл его в вечную жизнь. Так велика цена милостыни.

Но Господь спросит с нас и за плохие мысли, настроения — особенно злобные: «Нищие — люди второго сорта! Что о них думать?»

Пророк Давид был праотцем и прообразом Христа, прозревал и объяснял многие сокровенные стороны Его жизни. Святые отцы считали: внешне этот псалом призывает благотворить нищим, а внутренне, таинственно говорит о Самом Христе, обнищавшем ради нашего спасения.

Псалмопевец Давид даёт нам великие откровения. И пророчествует, что уже в этом мире Бог уготовал тому, кто заботится о нищих и убогих: Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его (3). Казалось бы, тот, кто заботится не о себе, а о других, ничего не будет иметь. Но он выполняет волю Творца — и Господь его сохранит, живит — даст здоровье, достаток, ублажит — пошлёт Свою благодать.

Добрые дела поднимают человека на высшую ступень. Враги, видимые и невидимые, всегда завидуют и мешают этому, но никогда не восторжествуют: Бог да не предаст его в руки врагов его.

Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его (4). Бог не забудет, как сам человек помогал людям, и не оставит его в болезни. Воздвигнет, когда будет казаться, что он уже приговорён к смерти: все ложе его обратил (изменил) еси в болезни его.

Дальше в псалме идёт глубокий молитвенный вздох, скорбное обращение к Богу: Аз рех (я сказал): Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко (потому что) согреших Ти (5). Какие искренние, сильные слова! Болезнь и скорбь постигают человека потому, что он согрешил перед Богом.

В церковь приходит много людей, и молимся мы чаще всего о здравии тела. Но в основе болезни лежит грех: он поражает душу — и от этого страдает весь человек. Надо просить Бога об исцелении души — и потом тело становится здоровым.

Пророк Давид отчётливо видит: врачуется грех только покаянием и милостью Божией. Господи, помилуй — самая короткая и действенная молитва. В ней заключается удивительная правда: Творец любит человека, прощает и милует.

Великим постом в храмах читается Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Канон состоит из беседы разума и души, страдающей от греха. Бог её оставил, она болит. Разум ищет средства для исцеления, обращается к Создателю. И Господь врачует душу.

После сильной покаянной молитвы Давида меняется тема псалма. Начинается пророчество о Христе Спасителе и Его страданиях: Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его? (6). Враги мои сказали мне злое: когда он умрёт, погибнет имя его?

Ещё до Голгофы Господь терпел поношения, оскорбления, угрозы. Христос добровольно отдавал Себя на поругание и крестную смерть. Но грех ослеплял людей. Они не понимали, что происходит, противодействовали Господу, желали гибели: когда умрет и погибнет имя его?

Учение, жизнь, дела Спасителя никогда не менялись в угоду окружающим. И всё-таки переворачивали сознание, даже вызывали опасения: а вдруг законы станут другими — и тогда придут римляне, уничтожат всех? Так пусть погибнет Он один, чем весь народ. Это было сказано первосвященником (см. Ин. 11: 48—50).

Никто не замечал: Христос как Агнец Божий шёл на заклание, чтобы исполнить волю Небесного Отца. Тут пересекались высшая Божественная воля и рациональная — человеческая.

И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе (7). У того, кто вхождаше видети — приходил увидеть Христа, сердце говорило всуе — неправду, собирало в себе беззаконие.

В псалме не называются имена. Кто входил увидеть Его? Конечно, враги. Ситуация накалялась: они исхождаше вон — уходили, сговаривались против Господа с другими: глаголаше вкупе.

Их неправда заключалась в том, что Христа обвиняли в беззаконии, даже богохульстве (см. Мф. 9: 3). Люди принимали этот обман, не ведали, что все события происходили по Высшему Промыслу.

На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне (8). Шептались против меня все враги мои, на меня замышляя зло.

Христос открыто проповедовал, торжественно входил в Иерусалим. Одни рукоплескали Ему, другие были готовы предать смерти. Эту глубинную картину рисует псалмопевец Давид.

Законники, фарисеи старались уловить Спасителя в слове — найти в Его высказываниях что-нибудь противозаконное. И не могли (см. Лк. 19: 47—48; Мф. 22: 15—22). Собирались втайне, говорили шёпотом — шептаху вси врази мои, чтобы скрыть себя.

И всё-таки они обвинили Господа в самом большом преступлении, превосходившем все другие, — в отвержении закона, которым жил народ: Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути? (9). Христа считали преступником потому, что Он утверждал Своё единство с Богом. Никто не понимал Его до конца — даже апостолы.

Сбывалось пророчество Исаии: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом». «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден Он был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53: 3—4; 7).

Христос учил апостолов, что над Ним совершится всё, написанное через пророков: Его предадут язычникам, поругаются, оскорбят, оплюют, будут бить и убьют. Но в третий день Он воскреснет (см. Лк. 18: 31—33). И никто не понимал этого: еда спяй не приложит воскреснути? (неужели уснувший снова восстанет?).

Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (10). Ибо человек из моего близкого окружения, на которого надеялся, евший мой хлеб, поднял на меня пяту свою.

Эти слова Господь произнёс на Тайной вечере: «Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13: 18). Относились они к Иуде, который следовал за Христом, слушал Его. Даже носил денежный ящик, куда люди опускали пожертвования. Траты были неизбежны: Спасителю и ученикам надо было  питаться, одеваться, останавливаться на ночлег.

Иуда всегда разделял трапезу с Учителем, и на этот раз тоже был вместе со всеми за столом. Апостолы стали спрашивать Христа, кто предаст Его. Господь отломил кусок хлеба, подал Иуде. В Евангелии сказано: «после сего куска вошёл в него сатана» (см. Ин. 13: 25—27). Созрело то, что развивалось подспудно. Страшная, враждебная сила стала действовать через Иуду. Ему надо было раскаяться, признаться в предательстве, но он этого не сделал.

Запинание — препятствие, помеха в движении, делах.

Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя, и воздам им (11). Ты же, Господи, восстанови меня, и я воздам им. Тут Христос просит Отца о помощи. Накануне страданий Он молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (см. Мф. 26: 39). Он понимал: надо исполнить волю Отца.

В псалме возстави мя означает: воскреси из мёртвых.

В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне (12). Из того я узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мной.

Бог оставляет человека, дела которого беззаконны. И тот попадает в плен к врагам. Они вольны сделать с ним, что желают. Но Христос знал: Он всегда остаётся любимым Сыном Божиим. Спаситель принял на Себя человеческую природу, и Отец освятил её, произнёс на Фаворе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 17: 5).

В Христе всегда проявлялось величие, не позволявшее врагам восторжествовать над Ним. Даже на суде у Него был царственный вид. Он говорил Пилату, что на то родился и пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине, но Царство Его не от мира сего. И правитель ничего не мог бы сделать со Христом, если бы ему не дано было свыше (см. Ин. 18: 33—37; 19: 11). Через земную власть осуществлялась воля Божия.

Мене же за незлобие приял (принял) и утвердил мя еси пред Тобою в век (13). Христос никогда не менялся, всегда сохранял незлобие — доброту, милость, любовь ко всем без исключения. Ни оплевание, ни побои не озлобили Его. Когда Спасителя вели на Голгофу, женщины плакали о Нём. А Он им сказал: «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (см. Лк. 23: 27—28).

На Кресте Господь молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Он понимал, к чему приводит человеческая ограниченность, невнимательная жизнь: люди не видели, что пришёл Спаситель.

Господь предупреждал учеников: когда Его вознесут на Крест, Он всех привлечёт к Себе, они узнают Христа (см. Ин. 12: 32). Казалось бы, для чего им томиться в неведении так долго — до самого распятия?

Но на Кресте происходило искупление человечества от грехов — и менялось сознание окружающих, происходил внутренний переворот. Разбойник и римский сотник почувствовали в Иисусе Бога. Народ, «сшедшийся на сие зрелище», возвращался в Иерусалим, «бия себя в грудь». Люди понимали: распяли Праведника. Даже Иуда признал, что предал кровь невинную (см. Лк. 23: 40—41; Мф. 27: 4).

Такая перемена произошла благодаря искупительной жертве. Мы оправданы Богом.

Христос знал: Его тело не увидит тления. Отец примет Сына — как Совершившего искупление человечества: утвердил мя еси пред Тобою в век.

Заканчивается псалом благословением: Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди (14). Апостолы потом заимствуют это, особенно Павел. Его послания тоже завершаются благословением, что подтверждает их подлинность: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (см. 1 Тим. 3: 17—18).

Давид дважды произносит: буди, буди! Это похоже на аминь, аминь: так было, есть и будет. Истина Божия не изменится.

Псалом имеет два смысловых уровня: внешний и внутренний. Понять его можно только в свете пророчества о Христе. Мы удивляемся своей немощи, когда читаем вдохновенные слова пророка Давида. Но всё-таки дерзаем прикоснуться к величайшей тайне. И получаем большое утешение: Христос Своим страданием исцеляет, милует, очищает наши грешные души.

Спаситель говорит: блаженны нищие духом (Мф. 5: 3). А псалом открывает: блажен даже тот, кто думает, заботится о нищих и убогих. Он уже причастен к радостному восприятию жизни. Иначе радости не почувствуешь, будешь только плакать, ругаться, кусаться.

Господи, как чудна и действенна Твоя благодать! Дай нам понять это.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ