СЕМЕЙНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЕ — 25 ЛЕТ!


Дорогие читатели! Нашей газете исполнилось 25 лет. О встречах и открытиях этого времени рассказывается в новой книге Наталии Голдовской «А поговорить?..». Продолжаем публиковать отрывки оттуда (начало в №№ 7—12 за 2018 год и № 1 за 2019 год).

ПРОШЛОЕ СТАЛО НАСТОЯЩИМ

Я не сразу заметила, что у меня начались встречи с людьми разных веков. Именно встречи — как с современниками. После этих встреч было чувство взаимопонимания. Очень дружественного. И появлялось новое восприятие времени: оно едино. Вроде бы разъединяет, а на деле — соединяет нас.

ЧУДО

«Если царица получит исцеление по молитве того человека, то будешь иметь со мною мир. Если же не пошлёшь его ко мне, то я разорю огнём и мечом твою землю», — читал великий князь Дмитрий Иванович послание от хана Джанибека.

Эта откровенная угроза задела юное сердце князя: «Ах он!..» Да ничего не поделаешь. Нет на Руси силы, способной справиться с татарами. Надо терпеть. И послал князь за митрополитом Алексием — звать старца для разговора.

Престарелый митрополит ждать себя не заставил:

Что тебе, княже мой?

От хана пришло послание. Требует, чтобы ты приехал к нему и исцелил его супругу — Тайдулу. Она три года назад ослепла.

Разве мне по силам это? — произнёс митрополит.

А не поедешь, грозит разорить Русь, — ответил юный князь.

Тогда выбора нет.

Прощальный молебен служили в Успенском соборе. Народу пришло много. Митрополита Алексия любили. Молили Бога и Его Пречистую Матерь о помощи владыке.

Возглас удивления пронёсся по собору: сама собой загорелась большая свеча у гроба чудотворца святителя Петра. Надежда перешла в уверенность:

Это к добру! Будет удача! Поможет Бог нашему отцу!

Путь в Орду долог и труден. Много молитв вознесено к Господу. Много дум передумано. Вспоминал святитель Алексий, как в детстве ловил птичек на лугу. Однажды расставил сети, а сам прилёг на траву — и сладко заснул. Вдруг слышит:

Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей.

Проснулся мальчик, огляделся — никого. Какого Алексия звали? Он-то — Елевферий. И слова какие странные! Так в Евангелии Спаситель говорил апостолу Петру: «Сделаю тебя ловцом человеков!»

А в двадцать лет он принимал монашеский постриг. И нарекли ему новое имя — Алексий.

Много добрых дел переделал святитель на своём веку. Ему было за шестьдесят, когда скончался на Руси митрополит. И князь послал его в далёкий Царьград. Митрополитов Киевских и всея Руси тогда ставили там.

У патриарха епископа Алексия продержали целый год — и только потом утвердили. Со строгой оговоркой: «…не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Когда возвращались домой, на море разбушевалась лютая буря. Святитель дал обет Богу: «Построю храм в честь того святого, в день памяти которого причалим к берегу!» И буря утихла.

В праздник Всемилостивому Спасу митрополит Алексий стоял на берегу. Возвратившись в Москву, начал строительство храма и монастыря, названного потом Спасо-Андрониковым, по имени первого настоятеля.

Жил святитель в Москве. Воспитывал князя Димитрия, рано оставшегося сиротой. Благословлял двенадцатилетнего отрока на великое княжение — и помогал ему в управлении страной. И вот теперь — такой поворот событий. Как примут его в Орде?

А там ослепшая ханша ждала человека Божия. Другой надежды у неё не было. И тут увидела сон: идёт святитель Алексий в архиерейском облачении среди духовенства. Проснулась — и велела шить облачения, которые ей привиделись.

Хан Джанибек сам вышел навстречу владыке. Ввёл в свои покои, поднёс дары.

Митрополит Алексий облачился в новые ризы. Достал свечку, которую сделал из свечи от гробницы святителя Петра. Зажёг — и начал служить молебен о здравии ханши.

Я вижу! — раздался женский крик. — Я вижу!

Чудо преобразило всех, кто был рядом с ними. Начались торжества, благодарения. В знак особой почести хан Джанибек вручил святителю перстень — и тем самым объявил его персоной неприкосновенной, бесконечно важной на всей огромной территории татарских владений.

А уж как радовались в Москве! Русь получила хоть небольшую, но важную передышку от татар. Она восстанавливала силы. И умножала святыни: после возвращения митрополит Алексий начал строить в Кремле Чудов монастырь — в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех. В память исцеления ханши Тайдулы.

Но умер хан Джанибек. В Орде началась кровавая борьба за престол. И вот уже новый хан Бардибек, убивший двенадцать родных братьев, собрался идти с войском на Русь.

Опять служили молебен в Успенском соборе. Опять собирался в путь святитель Алексий — умилостивить хана дарами, спасти от смерти свою паству. И это удалось. Митрополит укротил ярость хана.

85 лет было святителю Алексию, когда он отошёл ко Господу. О кончине знал заранее. Причастился Святых Христовых Таин. Всех благословил пребывать в мире и любви.

На гробнице его сразу начались чудеса. Бог прославлял Своего служителя.

А через два с небольшим года воспитанник святителя великий князь Димитрий сразился на Куликовом поле с несметными татарскими полчищами — и с этого началось освобождение Руси от долгого порабощения. На земле за князя молился преподобный Сергий Радонежский. А на небе — Божия Матерь, все святые. И, конечно, святитель Алексий, который помогал Димитрию Донскому сохранять веру и мир в стране, собирать силы для победы.

25 февраля — память святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца