Христос сказал апостолам: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела». А дальше добавил: «и прославляли Отца вашего Небесного» (от Матфея. 5. 16). Не людей, но Его Отца. Почему? Потому что люди не являются источником света: они способны увидеть и принять свет Отца.
(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)
Мы помним, что Христос умер за нас. Но то, что пережил Бог Отец, еще страшнее: если Сын умирает, умирает и Он. Единосущная Троица пребывает в согласии: Отец согласен на смерть Христа и Свою жертву, ведь теперь люди, благодаря Святому Духу, могут оживать милостью Спасителя. И всегда жить в согласии со своим Отцом.
Однажды ученик попросит Христа показать апостолам Отца. И Господь скажет: «Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца…» (от Иоанна. 14. 8-9).
Почему Он так сказал? Да это же Отец послал Сына на землю. А ведь любящему легче самому умереть, чем согласиться на смерть любимого.
Если в нас попадает свет Христов и мы его не отвергаем, принимаем, согреваясь им, то Господь дает его столько, сколько мы можем вместить. Без ограничений. И то, что в нас мало света, говорит о нашем нежелании его принимать.
Бог всем Своим достоянием делится с человеком. И человек, согласный быть серьезным до конца, получит всё. Но мы бываем серьёзны в лучшем случае наполовину. Так и получаем – по нашей решимости.
Господь говорит людям Своим примером, что нужно делать для того, чтобы сохранять жизнь, чтобы смерть не охватила нас: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить, ибо истинно говорю вам: доколе не пройдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (от Матфея.5. 17-18).
Но правильные поступки, выполнение закона в полноте для нас на самом деле невозможны. И, зная нашу падшую, неспособную к самостоятельности природу, Христос нас не только прощает, но восполняет наши немощи и дает возможность жить. А чтобы жизнь на земле продолжалась, наш Творец до последней йоты выполняет все заповеди – за нас. За тех, которые были прежде и будут после.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)
Об этом, но иначе говорил преподобный Серафим Саровский: стяжи мир в душе – и тысячи вокруг тебя спасутся. Осолятся, в них попадет закваска Вечности, как говорили мы в прошлый раз.
Наша Церковь так устроена, что небесная соль передается в ней из поколения в поколение. Христос вручил соль апостолам. Петр, Павел, Матфей, – все они ходили и говорили: «Мы пропадали, а Бог нас спас, простил, братья!».
Апостолы не утверждали, будто остальные люди – отсталые, недостойные, будто они обязаны что-то выполнять, делать и заслуживать. Не призывали закалять волю во время поста или вычитывать громадные правила и класть поклоны.
Ученики видели, как Христос прощал их самих и других людей, исцеляя души и тела. Подводили к Нему бесноватого отрока и признавались: «Мы не можем его простить, а Ты попробуй!» И Господь отрока исцелял, вздыхая о немощи веры апостолов.
Соль спустилась с неба, попала к людям. И дальше передавалась и передается от лица к лицу, от сердца к сердцу. Мы приняли Евангелие не из рук Самого Христа, а из рук Его учеников, унаследовавших Благую весть. Царство Небесное ожило – для людей! И в разные времена хранится во многих или в малых. Одной крупинки соли достаточно на огромный чан. И она чувствуется всеми (не стоит село без праведника, а город – без святого).
По житейским меркам кажется: вот будет 51 процент хороших людей – и тогда мы, согласно демографии, пойдем к светлому будущему. А наша вера, о которой мы всегда забываем, утверждает иное: достаточно одного-двух человек, узнавших Божию милость – и будет жить целый город. Земля сохранится, пока соль не уйдет отсюда, не окажется выброшенной «на попрание людям» (от Матфея. 5. 15).
Еще раз напомню, как человек становится причастен этой соли. Он принимает ее как милость, как прощение: «Господи, я сам не могу жить! Прости меня и поделись со мной Твоей жизнью!»
Один пример свидетельствует об этом. Мы веруем: Христос – Свет. Его Рождество, Крещение – явление Света в жизнь. Но что значит – Свет? Какая-нибудь энергосберегающая лампочка нравственно-просветительской программы? Совсем нет. Господь принес на землю Свет любви. Эта любовь к человеку-грешнику как раз и выражается через прощение и милость. Свет так воссиял, что здесь – в стране «тени смертной» (от Матфея. 4. 16) стали прощать.
Заповедь Христа говорит: если человек встретился с Его жизнью – милостью, он естественным образом начнет светить другим – жалеть их. Самых страшных, на которых обижаются люди. Свет Христов светит всем. При этом Господь запрещал рассказывать о Его чудесах-милостях: все, связанное с верой, должно быть втайне.
Но и хранимый свет невозможно скрыть. Люди обязательно почувствуют его, потому что даже камни оживляются этим Светом (см. от Луки. 19. 40). О нем не трубят, не говорят, но он проявляет себя тем, что желает милости даже тому, кто пока видит счастье в насилии, мерзости, подлости, жадности. Свет несет жизнь любому погибающему человеку.
Слова Христа кажутся нам только неким объяснением жизни. А на самом деле эта жизнь – в них. Они помогают человеку проверить свою честность. Например, если есть люди, которые мне противны (допустим, Ирод, Пилат), значит, с милостью, с солью я еще не встретился, верующим не стал.
Христос пришел помиловать всех. Его Крест – над всей землей. Спасение уже принесено. Не хватает только одного – взаимности. Нужно тебе спасение – или нет? В какое счастье, сокровище ты веришь: когда вы вдвоем – или когда ты один и сам «съел» все, с чем встретился, что увидел?
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
(Продолжение следует)