СЕМЕЙНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГАЗЕТЕ — 25 ЛЕТ!

Дорогие читатели! Нашей газете исполнилось 25 лет. О встречах и открытиях этого времени рассказывается в новой книге Наталии Голдовской «А поговорить?..» Продолжаем публиковать отрывки оттуда (начало в №№ 7—12 за 2018 год и №№ 1—3 за 2019 год).  

ЧТО ТАКОЕ ПАСХА?

Наступает Пасха. А я ведь ничего не знаю о ней. Из детства помню, как бабушка пекла куличи и красила яйца луковой шелухой. Говорила:

Ну, разговеемся!

Теперь-то я понимаю: она, наверное, постилась. В церковь точно ходила. Как-то несла горящую свечку — конечно, в Чистый Четверг. Я встретила её возле дома и свечку задула. Дурачилась. А бабушка огорчилась.

Но меня в храм никогда не водили. О вере ни слова не говорили: боялись. Дядя вернулся с войны. У них с тётей родился сын, и они его крестили. Дядю за это исключили из партии. По существу, закрыли возможность иметь нормальную работу.

Потом спохватились: хороших специалистов было, вероятно, немного, особенно после войны. Дядю вызвали в райком партии. Предложили написать заявление о восстановлении. А он ответил:

Я в партию вступал на фронте, перед боем. Вы посчитали, что я не имею права быть коммунистом. Тогда — имел, теперь — нет? С такой партией мне не по пути.

Но это мне мама рассказала уже в конце жизни. И ещё вспомнила, как однажды вечером перед Пасхой её вызвали в больницу. Привезли тяжёлого больного, требовалась консультация. Домой она вернулась только в четыре часа утра. И решила всё-таки покрасить яйца. Поставила их на плиту, прилегла на минуточку — и крепко уснула. Проснулась через несколько часов. Под кастрюлькой горел небольшой огонь. Вода не испарилась. И яйца приобрели замечательную окраску, как никогда не получалось. Обыкновенное пасхальное чудо. Божия милость к человеку, послужившему другому и очень хотевшему праздника.

Так что же такое Пасха?

СМЕРТИ БОЛЬШЕ НЕТ

Встречаемся с протоиереем Георгием Бреевым. Храм в Царицыно ещё не восстановлен. Но крыша, стены, отопление уже есть. И лавочка, на которой можно устроиться и поговорить.

Батюшка, православные христиане считают Пасху главным торжеством. Почему? В чём её смысл?

Пасха — основа всех праздников, — отвечает отец Георгий. — А что такое праздник? Это событие — со-бытие, наше совместное бытие с миром невидимым. Пасха означает исход, преодоление, победу. Происхождение её древнее. Ветхозаветная Пасха установлена Господом через пророка Моисея и означала исход израильского народа из египетского рабства.

Новозаветная Пасха называется Воскресением Христовым. Господь и Спаситель принял человеческую плоть, стал во всём подобен нам, кроме греха, пострадал, был распят, умер на Кресте. И, как Сам учил в Своём Божественном слове, восстал из гроба.

Эту Пасху мы празднуем. Не исход из какой-то чуждой страны, а торжество жизни над смертью, грехом, проклятьем, над силой дьявола.

По продолжительности, неповторимости, величию Пасха превосходит все праздники. Она отмечается сорок дней.

Долго! А почему?

Наш воскресший Господь и Спаситель восстал из гроба — и в течение сорока дней пребывал на земле, являлся ученикам. Пасха — откровение, тайна будущего века. Этой тайне Христос учил апостолов — и не просто на словах, а показывал её.

Как?

Самим Собой, преодолевшим смерть и воскресшим в новом состоянии Божественной природы. Тело Христа, как в древности предсказывали пророки, стало иным — таким, какое человек должен обрести в вечности.

Мы воскреснем так же, как Он?

Да. Христос — Богочеловек. Мы верой соединяемся с Ним, следуя Его заповедям, участвуя в Таинствах Церкви. Принимаем зачатки обожения, которые полностью раскроют свои свойства за пределами этой временной жизни. Здесь только полагается основа.

Господь говорит в Евангелии: верующий в Меня будет жить вечно (см. Ин. 5: 24). И через воскресение Спасителя мы знаем, что потенциально несёт в себе каждый христианин.

И каждый человек?

Мы говорим именно о тех, кто принадлежит Христу.

Интересно, какими станут люди?

Воскресший Господь первый раз явился ученикам, когда они собрались в запертой горнице. Христос вошёл к ним, не открывая двери. Его тело — Божественно и духовно, ничто материальное не служит для него преградой. Значит, природа человеческая будет выше материальной, ограниченной. Будет духовна.

Среди учеников тогда не было Фомы.

И они ему рассказали о явлении Христа.

Помнишь, Фома говорит: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю»? И на восьмой день Спаситель является ученикам уже в присутствии Фомы. Господь понуждает апостола прикоснуться рукой к язвам, которые остались на Его воскресшем теле (Ин. 20: 19—29). Христос показывает, что Он не дух, что есть природа выше нашей, но она для нас ощутима.

Тоже материальна?

Необъяснима, выше естественной природы. Смотри дальше: вот идут два путника из Иерусалима в Еммаус, беседуют. Они говорят о распятии Христа. Не могут, но очень хотят понять, что случилось. Вдруг третий Путник подходит к ним, начинает объяснять Священное Писание.

Когда доходят до дома, Он делает вид, что пойдёт дальше. Но эти двое умоляют Его остаться с ними: «Нам так хорошо с Тобой!» Входят в дом. Он преломляет хлеб — и становится невидим (см. Лк. 24: 13—31).

Это был Христос.

Вот ещё одно свидетельство торжества Пасхи. В ней Господь учит основам духовного знания, которое не открывается через обычные чувства.

Христос преломил хлеб — и совершил перед ними некое Таинство. Преломление хлеба — момент литургический. Через него у нас открываются глаза. Открывается Пасха, торжество Царства Небесного.

И ещё становится ясно: когда всем сердцем хочешь что-то узнать, Господь приходит и даёт ответ.

Люди, которые устами чтут Бога, а сердцем остаются далеко от Него, не могут войти в полноту мистической жизни. Бог идёт навстречу только тому, кто хочет сердцем приблизиться к Нему.

Отец Георгий, есть ещё один непонятный момент. Христос победил смерть, её вроде бы больше нет. А люди умирают.

Это хорошо объясняет апостол Павел: смерть — оброк греха. Пока человек не преодолел в себе грех, он платит этот оброк. Но человеческую душу смерть не убивает, а разрушает только тело — нашу оболочку. И тут — высочайшая тайна. Господь Своё тело отдал в жертву за нас. Как Бог Он умереть не мог.

Христианство, единственное из всех религий, утверждает воскресение тела. Остальные — отрицают. Тело для них — зло, материя.

У апостола Павла я прочитала: если бы Христос не воскрес, вера наша была бы тщетна (1 Кор. 15: 14). Как это понять?

Учение нашего Господа и Спасителя — непростое. Другие религии не накладывают на человека серьёзных, подвижнических обязательств. А от нас требуется, чтобы изложенные в Евангелии принципы жизни стали нашей нормой, чтобы мы менялись. Покаяние и есть начало изменения сознания, видения себя, своих несовершенств, греховности перед лицом Божиим.

Хотя Господь и говорит, что иго Его — благо, но это всё-таки иго (см. Мф. 11: 30). Он предупреждает: узкий путь ведёт в Царство Божие, трезвитесь, бодрствуйте (см. Мф. 7: 14).

Евангелие очень дорожит человеческой душой как наследницей вечных Божественных истин. И хочет, чтобы уже на земле мы увидели Царство Небесное, положили ему начало. А если нет воскресения, то для чего тогда наши труды?

Воскресение показало: все слова, все заповеди Господа имеют под собой твёрдый фундамент.

Церковь встречает Пасху ночью. С чем это связано?

С тем, что жёны-мироносицы пошли ко гробу Господню ещё затемно, рассчитывая с первыми лучами солнца прийти туда и помазать ароматами тело самого дорогого для них Божественного Учителя. Они несли Ему всё, что было у них ценного, растворяли миро своими слезами. И Крестный ход в двенадцать часов ночи изображает шествие мироносиц, предваряет Пасху.

Камень от гроба Христа был отвален. И ангел сказал: «Что вы ищете живого среди мёртвых?» (Лк. 24: 5).

Начинался день, отступала ночная тьма. Поэтому и пасхальная служба начинается ночью, а Литургия идёт уже на рассвете. Это подлинное изображение евангельских событий.