ПСАЛОМ СОРОК ТРЕТИЙ


Этот псалом, как указано, исполнялся в конце Богослужения: В конец, сынов Кореовых, в разум, 43 (1). В названиях других псалмов нам уже встречались имена сынов Кореовых. Господь дал им талант искусных певцов. Петь Господу надо с пониманием. Псалтирь — школа богословия. Человек постигает её дух, внимая словам. И пророк Давид наставляет исполнителей: в разум.

Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наша возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних (2). Боже, ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам о делах, совершённых Тобой в дни их, дни древние.

На первом месте стоит обращение псалмопевца Давида к Создателю. Оно идёт из самой глубины души и звучит тепло, ласково — Боже. Пророк чувствует: Господь ему близок, промышляет о нём и любит, как Отец.

Давид ни о чём не просит. Он рассказывает: Бог всегда открывал Себя людям через слово. Семья как малая церковь воспринимала Его слово и передавала потомкам.

Протестанты постоянно повторяют: церковное предание — не подлинно, там много выдумок. Но псалмопевец опровергает это и указывает на источники древнейшие и истиннейшие: отцы наша возвестиша нам. Уже потом пророк Моисей записал древнее предание — начиная от сотворения мира. Закрепил истину, которую знало и понимало человечество.

То же самое повторилось и с Новым Заветом. Спаситель проповедовал три с половиной года. Одни принимали Благовестие, другие сомневались, третьи отрицали. После воскресения Спасителя Его учение передавалось людям устно. И евангелист Лука говорил об этом: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8: 18). Слово истины входило в уши — и надо было принять его открытым сердцем. А Евангелия были написаны позже.

Шесть дней творил Бог землю и всё, что есть на ней, а в седьмой — почил от Своих трудов. Но действие Духа Божия, Его дело продолжалось во все времена. Всюду прошло Благовестие. Никто не может сказать, что ничего не слышал о нём. Оно стало достоянием всех.

Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси, озлобил еси люди и изгнал еси я (3). Рука Твоя язычников истребила, и на их месте насадила нас, а тех людей озлобила и изгнала.

Много знамений произошло в Египте, когда Моисей выводил израильтян из плена. И самому Моисею Господь дал знамение: веди народ в землю, где текут молоко и мёд (Исх. 3: 8). Путь открыт. Язычники не помешают.

Они, конечно, не хотели уходить из обжитых мест. Но никто не мог противиться деснице Божией. Господь низлагал государства, превосходившие израильтян числом и вооружением.

Разве мог малочисленный народ своими силами победить противников? Конечно, нет. Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них (4). Не мечом, не воинским искусством наследовал Израиль новые земли. Ничего не могло спасти язычников: мышца их не спасе их (мышца — символ силы). Побеждала десница Твоя, и мышца Твоя. Десница — правая рука — означает правоту, мудрость решений и дел.

Когда Господь вёл израильтян по пустыне, днём им светило солнце, а ночью впереди шёл огненный столп: просвещение лица Твоего. И настроение у людей поднималось. Было очевидно: с ними Бог, яко благоволил еси в них (благоволил к ним). Они исполняют Его волю.

Ты еси Сам Царь мой и Бог мой, заповедаяй спасение Иаковля (5). Ты Сам Царь мой и Бог мой, обещавший спасение Иакову. Так пророк Давид исповедует Господа, спасающего Свой народ.

О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны (6). С Тобою победим, избодаем рогами врагов наших, во имя Твоё усмирим восстающих на нас.

Рога некоторых животных в древности использовали как оружие. Чем мощнее рог, тем дороже он ценился. Но рога были и музыкальными инструментами. В них трубили и возвещали: идёт народ — и ему никто не помешает. Или призывали на битву: раздавался воинственный звук — и вдохновлял воинов.

Пророк Давид говорит от лица всего Израиля: Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене (7). Уповаю не на лук мой, и меч мой меня не спасёт. Не мог малочисленный народ победить множество язычников, ополчавшихся на него. Но враги иногда уходили без боя, потому что видели: против них выступает непостижимая высшая сила.

Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси (8). Вот итог победоносного пути: Творец спас Своих людей от стужающих — ненавидящих их (а в ненависти человек готов сам себя уничтожить). Именно Господь посрамил врагов израильтян.

О Бозе похвалимся весь день и о имени Твоем исповемыся во век (9). Давид призывает народ хвалить Бога весь день, исповедовать Его постоянно: во век. Жить с именем Создателя, надеяться на Него, нести в сердце. Победу даёт только Он.

Самое большое испытание на земле — время. Об этом говорили многие подвижники. В молодости, зрелости у человека много сил — и нам легко молиться, трудиться. Потом начинается угасание, всё даётся тяжелее.

Вот и в псалме картина резко меняется: прошло время — и народ отступил от Бога. Что стало с ним?

Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших (10). Господь отринул израильтян и посрамил, как прежде язычников. Творец не проявляет Своей мощи в силах (войсках) наших.

Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе (11). Обратил нас в бегство от врагов наших, и ненавидящие нас расхищаху — убивают и грабят нас. Иначе не могло быть: не своей, а Божией силой побеждали израильтяне.

Некоторые толкователи Псалтири считают: здесь Давид пророчествует о вавилонском пленении иудеев. Но и с самим царём Давидом происходило нечто подобное. Народ постоянно выигрывал битвы, обживал новые места, строил города. И царь возгордился, почувствовал уверенность в себе. Стал действовать не по вере, а по расчёту: приказал переписать население, сосчитать, сколько у него воинов.

Военачальники не смогли остановить Давида. Волю царя выполнили. И тогда к нему пришёл пророк Божий Гад и предложил выбрать одно из трёх наказаний от Господа: семь лет голода, три месяца военных поражений или три дня моровой язвы. Давид предпочёл самое краткосрочное — моровую язву. И в Израиле умерло семьдесят тысяч человек (см. 2 Цар. 24: 1—15).

Если бы царь выбрал военное поражение, всё происходило бы, как описано в псалме.

Дал еси нас, яко овцы, снеди, и во языцех рассеял ны еси (12). Отдал нас, как овец, в пищу, и среди язычников рассеял нас.

Всех овец ждёт заклание. В стаде обычно заранее определяют, каких животных принесут в жертву Богу, а каких используют в пищу и на продажу. Вот и народ оказался в таком же положении.

Отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших (13). Пророк видит: раньше Господь вёл их — и они во всём имели преимущество. А теперь — бросил: отдал еси люди Твоя без цены (просто так). И радость сменилась отчаянием.

А дальше идёт загадочный для нас момент: и не бе множество в восклицаниих наших — и не был во множестве восклицаний наших.

Когда израильтяне входили в обетованную землю, на их пути оказался город Иерихон. Его окружали неприступные стены. И по велению Господа священники с трубами шесть дней обходили вокруг Иерихона по одному разу. На седьмой день — обошли семь раз. Потом весь народ громко воскликнул — и стены города рухнули (см. Нав. 6: 1—19). В этих восклицаниих присутствовал Сам Бог.

В советское время атеистические журналы пытались «научно» обосновать падение Иерихона. Говорили, что мост может обвалиться, если по нему пойдёт рота солдат — и вдруг раздастся громкая команда. Но у чуда не бывает рационального объяснения.

Положил еси нас поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас (14). Сделал нас поношением для наших соседей, нас дразнят, ни во что не ставят живущие вокруг нас. Так всегда бывает: побеждённый народ унижают, над ним насмехаются. А победители превозносят свою доблесть.

Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех (15). Картина всё больше сгущается: сделал нас притчей во языцех — народах (это выражение стало устойчивым в русском языке). В нашу сторону люди с издёвкой кивают головами: посмотрите на них!

Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгоняющаго (16—17). Понятно, почему весь день мой срам передо мной: слава и оружие втоптаны в землю, убитые воины лежат, как мусор. Лица тех, кто остался жив, покрывает стыд. Со всех сторон слышны насмехающиеся, клевещущие голоса, видны лица врагов и гонителей.

И тут появляется новый мотив. Народ испытывает ужас и унижение, но он не забыл Господа: Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем (18).

Многие хвалят Бога, когда всё хорошо. А в несчастье могут заявить: «Я больше в церковь не пойду! У меня сестра болела, я молилась за неё, но она умерла». Во всём у них Господь виноват.

Израильтяне в невыносимом положении не неправдовахом — не нарушили заповедей. И дальше Давид исповедует Творца: И не отступи вспять сердце наше, и уклонил еси стези наша от пути Твоего (19). Не отступили от Господа сердца людей, хотя Он отверг их. В глубине души они понимали, что получили по заслугам: уклонил еси стези (пути) наша от пути Твоего. Но законы Божии — истинны. Теперь люди укоряют себя, сознают свою ничтожность.

Яко смирил еси нас на месте озлобления, и покры ны сень смертная (20). Господь смирил их на месте озлобления — поражения, где противник попирал воинские знамёна, святыни врага. Народ согрешил перед Создателем — и над ним нависла тень смерти: покры ны сень смертная.

Аще забыхом имя Бога нашего и аще воздехом руки наша к богу чуждему (21). Но люди никогда не забудут имя своего Бога, не изменят вере, призванию. Язычники торжествуют, поклоняются кумирам — богу чуждему. А израильтяне даже не представляют, что возденут к нему руки.

Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца (22). Чего взыщет с них Бог? В трудностях мы обращаемся к Нему, исповедуем свои грехи. Господь ждёт, когда это спасительное настроение возникнет у тех, кто остался жив. Они сравнят свою былую славу с теперешним стыдом и поймут: Бог ищет одного — сердца человека, знает его тайны: весть тайная сердца.

Создателю не нужно, чтобы мы были с избытком обустроены, имели огромные колесницы. Он хочет от нас огонька веры, памяти о Нём и сознания своих грехов. Это залог, что наш позор будет смыт, душа возродится. Мы обретём силу в Его милости.

Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (23). Весь день ради Господа его народ умертвляют, как овец, обречённых на уничтожение.

И пророк обращается к Богу: Востани, вскую спиши, Господи? Воскресни и не отрини до конца (24). Встань, Господи! Яви Свою силу, изгладь наши грехи перед Тобой! Долго ли Ты будешь бездействовать: вскую спиши (сон — это бездействие)?

Тут твёрдое исповедание веры: воскресни — восстань и не отринь нас до конца. Не допусти полного истребления народа, прояви милость.

Конечно, действие духовной силы никогда не прекращается. Это мы нуждаемся в покое и восстановлении.

Вскую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу? (25). До каких пор будешь отворачивать от нас лицо? Забывать нашу нищету и скорбь? Люди оказались нищими духовно и телесно, у них ничего не осталось. Они переживают свой грех и не теряют надежду, полностью предают себя Богу: да будет воля Твоя!

Души смирились до самого предела, полного ничтожества: Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша (26). Тела припали, прилипли к земле.

Наша душа богата и бессмертна. Но когда человеку каждую секунду грозит уничтожение, он может погрузиться в состояния безысходности. И только глубокое смирение перед Богом даёт силы выйти из него.

В Библии сказано, что Творец взял персть земли, вдунул в неё дыхание жизни — и появился человек (см. Быт. 2: 7). А тут всё наоборот: человек стал противиться Богу — и потерял славу, превратился в персть, пыль, кусок глины.

Но люди смирились — и Бог приходит им на помощь

Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего (27). Снова пророк молит: восстань, Господи, помоги нам! Спасение — только в Тебе! Давид просит Бога избавить народ  от страданий ради Его имени, которое Он открыл людям — как надежду и упование. Имя Божие выше всех событий, происходящих на земле. В нём укрепляется человеческий дух.

Этот псалом исторический. Он рассказывает о том, как появилось на земле церковное предание. Отцы передавали его детям — и оно стало достоянием всех людей.

Шло время. Народ возгордился, начал приписывать себе достижения и победы. А их просто давал Господь — и так же просто отнял. Люди это осознали, стали молить Его о спасении — и были прощены.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ