ПСАЛОМ СОРОК ЧЕТВЁРТЫЙ


У этого псалма такое заглавие: В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о возлюбленнем, 44 (1). Псалом исполнялся в конце Богослужения: в конец. Говорится в нём о изменяемых — тех событиях, которые приведут к изменению всего мира. Сыны Кореовы — исполнители псалмов. К ним пророк Давид обращается с наставлением: пойте Богу разумно! Его обязательно нужно воспевать — и делать это осознанно. Хорошее пение открывает нам то, что при чтении воспринимается не сразу: необыкновенную глубину и красоту пророческих гимнов.

О возлюбленнем — о Боге. Его любят люди, славит всякое дыхание. Ему посвящены все псалмы. И в русском переводе «о Возлюбленном» пишется с заглавной буквы.

Христос сказал, что первая заповедь — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22: 37). Псалмы поэтично говорят о том же. Читаешь их — и даже не хочется переходить на прозу.

Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца (2). Отрыгну — значит, сразу выражу, выплесну всё, что переполняет моё сердце. А оно преисполнено Божией благодатью и стремится пропеть слово благо. Слово всегда будет благим, если в сердце Господь.

Помните, как в Евангелии юноша назвал Христа Учителем благим? И Спаситель ответил ему: «Никто не благ, только один Бог» (Мф. 19: 17) ). Он Первоисточник блага — всего, что нужно человеку, без чего жизнь будет безрадостной, скучной, даже страдальческой.

От внутренней полноты Давид обращается к Нему: глаголю аз дела моя Цареви — говорю я о делах моих Царю. Слово, оторванное от дела, становится мертвящим. А слово благое воплощается в дела, обращённые к Цареви. Но пророк будет говорить не о своих поступках, а о том, что творит Сам Бог в жизни  Давида и народа.

Дальше — очень интересный образ. Давид сравнивает свой язык с тростью скорописца: язык мой трость книжника скорописца. Книжник-скорописец — человек образованный, грамотный. Он мог быстро записать пророческие или царские слова.

Мы удивляемся, как много трудов осталось у святителя Иоанна Златоуста. А в одном жизнеописании сказано: когда он говорил проповеди, их записывал скорописец. И сохранил поучения святого.

Трость для скорописца готовили тщательно. Давид сравнивает с нею свой язык, потому что скорописцы умели точно передать смысл сказанного, не растеряться, не стушеваться, ничего не упустить.

Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови тя Бог во век (3). Красен — наделён такой духовной красотой, которая чарует, не даёт пройти мимо.

Человеческий род велик, но в истории остаются люди, сумевшие сказать высокое, разумное слово, как Давид или его сын Соломон. Их откровения обогащают нас и теперь. Но среди прочих прекрасных личностей выделяется единственный Сын Человеческий — Спаситель Христос. Его невозможно описать.

Сохранилось предание о князе Авгаре. Он болел и послал к Господу художника, чтобы тот изобразил Его. Художник стоял перед Спасителем — и не мог передать эту красоту. Лик Господа менялся, в нём была жизнь, полное отсутствие статичности. И Христос пожалел художника. Взял полотенце, вытер лицо — и оно отразилось на ткани. Так появилась первая икона Христа — Спас Нерукотворный.

Когда Господь начал проповедовать, люди были ошеломлены. Слова Его звучали убедительно, просто, ясно. Однажды книжники послали к Нему служителей, чтобы арестовать Христа, а те вернулись без Него и сказали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7: 46).

Благовестие Христа поражало красотой, подлинностью, истинностью: излияся благодать во устнах Твоих — излилась благодать из уст Твоих. Словно вода из Источника жизни.

Сам Господь прибегал к этому образу живой воды, когда хотел объяснить, что такое Божественная благодать: она мягка, сокровенна, всё наполняет, растворяет. Земля была отсечена от неё проклятием Творца. Но Христос пришёл в наш мир — и принёс «благодать на благодать» (Ин. 1: 16).

Она присутствовала в Его служении: сего ради благослови тя (благословил Тебя) Бог во век. И в момент Крещения Господня голос Бога Отца произнёс: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3: 17).

Дальше пророк Давид обращается к Христу как к Царю: Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя (4—5). Меч — принадлежность царских особ. Псалмопевец призывает: опояшься мечом Твоим по бедру Твоему, Сильный. В красоте и доброте Твоей укрепись, и преуспевай и царствуй…

Эти мистические стихи открывают: Христос Бог был прекраснейшим Сыном Человеческим и имел небесную власть. В этом смысле пророк Давид тоже служил Его прообразом: соединял пророческое и царское служение.

Давид просит Господа не скрывать Своего достоинства, облечься в воинские доспехи и царствовать истины ради и кротости, и правды. Небесный Царь имеет силу, которую невозможно представить. Он Всемогущий, Вседержитель. А на земле — осуществляет кротость и истину. Христос говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», «Я есмь… истина» (Мф. 11; 29; Ин. 14: 6). И кротким, правдивым людям открывает Небесное Царство. В молитве «Отче наш…», которую дал нам Спаситель, говорится о том же: «Да приидет Царствие Твое…»

Слова псалма, как отдельные кусочки мозаики, складываются в картину, изображающую Великолепнейшего из сынов человеческих. Давид прославляет Его: и наставит Тя дивно десница Твоя. Десница — правая рука, символ правоты. Царь неба и земли промышляет о человеке и вселенной. Никто из нас представить не может величие дел Божиих.

Эти стихи псалма священник произносит, когда приступает к Литургии и надевает набедренник — в виде меча и копья.

Стрелы Твоя изощрены, Сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых (6). Стрелы — военный образ. Они изощрены — совершенны, красивы, точны. Оружие Бога — Его слово. Оно не столько разит человеческое сердце, сколько открывает: люди не смеют лукавить перед Творцом, извращать Его пути и правду, изменять Священное Писание. Это грех против Святого Духа.

Всемогущество Божие очевидно. Всякий, кто хочет, может почувствовать силу Господню. Но человек не должен быть настроен против Создателя, иначе сердце его падёт, станет врагом Царя: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых.

Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего (7). Престол — символ власти. В алтарях храмов, на иконостасах есть икона, изображающая Царя Славы Христа, сидящего на престоле. Творец господствует над всей вселенной: разумным ангельским миром, человеческим родом. Его власть — не наказывающая или карающая, хотя бывает и такое. Она достойна Самого Создателя. В Его руках — жезл правости (правоты), жезл Царствия Твоего.

Жезл — тоже символ власти и был только у царей. Потом в Церкви архиереи стали ходить с жезлом — свидетельством духовной власти.

Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих (8). Именно Христос возлюбил правду и возненавидел беззаконие. И сего ради — ради Божественной Личности, в которой нет соприкосновения со злом, — помаза (помазал) Тя, Боже, Бог Твой елеем радости.

Значение слова Христос — помазанник Божий. Возливание елея в Ветхом Завете свидетельствовало о духовном посвящении. Теперь в Таинстве крещения человек помазывается елеем и миром, что показывает: рождается чадо Церкви.

Обратите внимание: помаза Тя, Боже, Бог Твой. Конечно, это сказано о Христе: Бог помазал Своего Единородного Сына, Он самая совершенная Благость.

Паче (больше) причастник (участников) Твоих. Кто они? Причастниками Божественной славы были пророки, праведники — и это помогало им осуществлять своё служение.  Но Христос несравненно выше всех. Только Его Бог помазал елеем радости. У остальных не было такой полноты причастности.

Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя (9). Здесь перечисляются благовония: смирна, стакти, кассия. Ими пропитана одежда Царя. Она отличалась богатством, безупречностью, красотой и ценилась на уровне тяжестей слоновых. В древности царские хоромы украшали дорогой слоновой костью. Искусные мастера вырезали из неё орнаменты, отделывали целые комнаты.

Царь всегда выделялся среди остальных. Даже вид его должен был пробуждать в людях трепет: если он так велик по одеянию, как же велик по власти!

Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (10). Дочери царей в чести у Тебя. Во времена Давида у царя было несколько жён, и все их дети назывались царскими. Бог покровительствовал им, особенно благочестивым.

Но псалом говорит о Том, Кто имеет Божественную Славу. И из царских дочерей выделяется Царица: предста Царица одесную Тебе. Предстала одесную — по правую сторону Царя, где стоят высшие чины. Здесь возникает образ Царицы Небесной. Она в ризах позлащенных одеяна преиспещрена — в одеждах позолоченных, разноцветных. Особой красоты, богатства, как и у Царя.

Псалмопевец обращается к Ней и называет Дочерью: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего (11). Пророк призывает: слушай, Дочь! Умение слышать высоко ценилось в Ветхом Завете. Пророками становились те, кто мог различить голос Божий среди шума городского. И потом Христос объяснил: всё происходит от слышания, «наблюдайте, как вы слушаете» (см. Лк. 8: 18).

Второе обращение к Дочери — и виждь. Хорошее зрение наравне со слухом даёт человеку чистое восприятие мира, не загрязнённое ничем внешним, суетным. И позволяет Божественной Дочери не ошибиться, постичь истину. Пречистой Владычице свойственны сердечная чистота, внутреннее ведение, слух. И Давид зовёт: приклони ухо Твое.

По воле Божией и воле родителей Она оставила близких: и забуди (забудь) люди Твоя, и дом отца Твоего. В три года Отроковицу Марию привели в Божий храм, где Она была воспитана. Мы празднуем это в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Пречистая Дева Мария услышала голос Божий. Архангел Гавриил обратился к Ней и благовестил, что Она избрана стать Богородицей. Пречистая ответила: «се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1: 38).

Решительное вхождение в новую жизнь, в новый мир было свойственно Ветхому Завету. Бог избрал праведного Авраама на служение — и велел ему уйти из родительского дома. И он подчинился, стал отцом всех верующих.

Промыслом Божиим Пресвятая Дева готовилась быть Матерью Бога и Спасителя: И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему (12). И пожелает Царь доброты Твоей: ибо Он есть Господь Твой, и поклонишься Ему. Какой доброты? Чистота и красота души Девы Марии сохранились и раскрылись во всей полноте в доме Божием.

Поклонение — не просто знак уважения или почитания. Это признание Того, Кому мы верим: поклонишися Ему. Поклонение — согласие души, ума, тела, всей человеческой природы цельно следовать пути, который откроет Господь.

И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии (13). Тир и Сидон были богатейшими городами. Оттуда в Израиль приезжали искусные мастера, привозили материалы для строительства храма. Давид открывает: дочери Тира принесут дары Царю, люди знатные, родовитые придут и помолятся Ему.

Это пророчество можно соотнести с Рождеством Христа. К Младенцу Иисусу пришли мудрецы-волхвы — представители другой страны и культуры. Принесли дары, поклонились Ему.

Их поклонение относилось и к Божией Матери. Младенец и Мать — единое целое, их невозможно разделить. Слова, сказанные о Христе, Богородица слагала в Своём сердце (см. Лк. 2: 19).

Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясна златыми одеяна и приспещрена (14). Царская Дочь, как и Сам Царь, имела рясна — одежду, равной которой не было у других. Она богата златыми — золотыми украшениями и приспещрена — состоит из материй разных оттенков. Символически это обозначало добродетели: голубой цвет — чистота, красный — любовь.

Но у Дочери есть иная слава, которая красотой всё превосходит. Она скрыта в душе: вся слава Дщере Царевы внутрь. На эти пророческие слова Давида священники часто ссылаются в проповедях. И апостол Пётр указывал: достоинство женщины состоит в сокровенной красоте сердца (см. 1 Пет. 3: 3—4). Пресвятая Дева Мария имела эту внутреннюю цельность и чистоту.

Дальше псалом говорит, какая возможность откроется перед теми, кто услышит, увидит и захочет приблизиться к славе Господней: Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе (15). Приведут к Царю дев вслед за Нею, искренних Её приведут к Тебе.

Святитель Феофан Затворник видел в празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, как Бог призывал к служению священников, подвижников, праведников. Избранность потом проявлялась во всей их жизни. Они были искренни, чисты.

Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (16). Бог призывает человека — и тот испытывает ни с чем не сравнимую радость, хочет твёрдо следовать этому пути. Отроковицу Марию тоже в веселии и радовании, с пением провожали в Божий храм.

Храм на земле вмещает в себя всю полноту вечной жизни, ангельского мира. А в псалме введутся в храм Царев — место таинственного соединения человека с Богом через Таинства, установленные Христом. И наше тело мы тоже называем храмом Духа Святого.

Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли (17). Вслед за отцами дар служения Богу примут сыновья. Людям необходима вера, и сынове будут окормлять народы, устраивать жизнь общества: поставиши я князи по всей земли — поставишь их князьями по всей земле.

Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века (18). Пресвятая Богородица Сама сказала: «Ибо отныне ублажат Меня все роды» (Лк. 1: 48). И пророк Давид говорит о том же. Ублажение — это почитание Пресвятой Богородицы как единственной из всех жён, Царицы Небесной, Матери Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Дочери праведных родителей. Род — самое надёжное средство передачи Божиих установлений: от отцов детям.

Сего ради — ради славы, величия прекраснейшего из всех Сына Человеческого и Царицы Небесной люди будут прославлять Бога из века в век: людие исповедятся Тебе в век и во век века.

По духу этот псалом мессианский. В образе Царя — Небесного Жениха видится Христос Спаситель. Псалом говорит о Нём чудесно, убедительно, красиво.

Здесь мы находим и единственное в Ветхом Завете пророчество о Пресвятой Богородице. И на Богослужениях в честь Царицы Небесной Церковь поёт псаломские стихи: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое; Помяну имя Твое во всяком роде и роде.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ 

От редакции: «Аксиос!» — пропел хор. Достоин! В Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл вручил протоиерею Георгию Брееву высшую церковную награду — второй крест с украшениями.

Поздравляем батюшку! Теперь он носит два наперсных креста. Это признание его трудного и прекрасного служения Богу и людям. Помоги ему, Господи, и пошли долгая и благая лета!