ПСАЛОМ СОРОК ШЕСТОЙ


Такое название, как у этого псалма, уже встречалось: В конец, о сынех Кореовых, псалом 46 (1). Исполнялся он в конце Богослужения — в конец и прямо адресован великолепным певцам сынам Кореовым — о сынех Кореовых.

Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования (2). Удивительные слова! Никогда пророки не обращались к язычникам с таким призывом: всплеснуть руками и радостно воскликнуть Богу. Сам Господь заповедал Израилю не сближаться с язычниками. И когда выводил Свой народ из Египта, говорил Моисею: они станут на вашем пути в землю обетованную и будут сметены (см. Исх. 23: 23, 31—33).

Язычники пагубно влияли на иудеев. Дело в том, что вси языцы не ведали единого Творца и Создателя, служили идолам, сделанным собственными руками. Израильские цари приобщались к чуждому духу, когда брали в жёны язычниц. Тогда весь народ окутывал мрак.

И вдруг — свободные, с необыкновенным духовным взлётом слова псалма выражают Божественное благоволение к язычникам. В этом неповторимость Псалтири: моментами в ней отсутствует ветхозаветное отношение к ним. Пророчество Давида сходит с небес, где исчезают времена и открывается бездна Премудрости и Всемогущества Божия.

В светском обществе принято аплодировать артистам, учёным, ораторам. А в Церкви мы не выражаем так свою радость. Правда, во времена Иоанна Златоуста народ не мог сдерживать чувств и рукоплескал после его огненных проповедей. И святитель просил людей остановиться.

С апостольских времён архиереев, иереев, диаконов ставят на служение через рукоположение — возложение рук на голову. Молят Господа низвести на них благодать Святого Духа. Почему? Руки — часть тела, в большой степени связанная с энергетическими потоками. Эта истина запечатлена в псалме: восплещите руками.

Господь призывает языцы исполниться радостью познания истинного Творца. Но как радоваться тому, чего не знаешь? И обращение Давида ко всем народам — высоко дерзновенно. Но оно не дерзко, в нём нет отрицательной стороны. Душа пророка проникнута Божественным светом и стремится передать, что хочет сказать человечеству Господь.

Глас радования — громкое радостное восклицание. Он звучал на Богослужениях, великих торжествах избранного израильского народа. Когда чувства переполняют нас, мы хотим это выразить.

А дальше объясняется, почему всем надо всплеснуть руками и радостно воскликнуть: Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли (3). Ибо Господь Вышний страшен.

В Священном Писании Бог часто называется Вышним. Высота всегда привлекала взоры людей и напоминала о небесной природе человека. Творец настолько выше видимого мира, что это невозможно представить.

В слове Вышний нет значения власти или силы. Оно близко нашему сердцу и говорит: здесь ищи той высоты, которую Сам Бог открывает тебе.

В земном мире тот, кто выше нас, часто вызывает зависть и желание его принизить, очернить. Но Господь до такой степени превосходит все природные явления, что в нас появляется благоговение и желание приклонить колени перед Ним.

Но почему Бог страшен? Это не физический страх, а приближение разума к неведомой области — реальной и необъятной. Человек может растеряться перед ней, но скорее чувствует внутренний трепет. И в Священном Писании говорится: начало премудрости — страх Господень (см. Пс. 110: 10). Такова суть духовного мира: перед ним люди совершенно пасуют. А он — открыт, чтобы мы стремились к нему. Те, у кого есть страх Божий, имеют здоровую душу. Их любит Господь.

Псалмопевец называет Бога Царём. Это слово понятно людям: цари были в каждом народе. Их ставил Сам Творец и облекал властью, позволявшей им по своему усмотрению решать вопросы, которые никому не по силам. Высота царской особы вызывала уважение и желание власть царя сохранять.

Но есть единственный Царь в особом смысле: Царь велий по всей земли — великий по всей земле. Это Бог. И Он царствует не только в нашем мире. Творец устроил для людей Небесное Царство. Вот почему Давид призывает всех приветствовать Бога.

Покори люди нам и языки под ноги наша: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби (4—5). Царь, имеющий абсолютную власть, избрал и приблизил к Себе израильский народ. Покорил ему людей и целые языческие страны: под ноги наша. Господь возвышал Израиль — и через него открывал Себя язычникам. Те узнавали истинного Бога.

Создатель назвал святой землю, в которую ввёл израильтян. Избрал их Своим наследием: избра нам достояние Свое. Это видели все, кто сближался с ними.

Псалмопевец  отмечает доброту — красоту народа Божия. Эта духовная красота дарована свыше. Государство Израиля тоже было особо устроено, получило знание истинного Творца и Его закон. Всё это дано потомкам Иакова — Иаковлю. Господь обещал, что возвысит их — и они будут царствовать над язычниками (см. Быт. 25: 27—50).

Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне (6). Высота Божия влечёт человека. Пророк Давид внутренне приобщён к Тому, Кто выше всех, и видит: взыде (взошёл) Бог.

Евангелие говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». (см. Ин. 3: 13). Войти в средоточие Божественной природы, в Небесное Царство может только тот, кому дано свыше. Об этом слова Христа: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11: 27).

Когда Господь сотворил мир, ангелы преклонились перед Ним и восславили Его. А в псалме восклицанием — в воскликновении прославляют Создателя люди. Это общий порыв. Народ не может скрыть чувств перед величием славы Божией и свидетельствует: Господь пребывает здесь, с нами.

История Израиля показывает: часто события, происходившие с ним, сопровождались явной Божией благодатью. Например, в землю обетованную людей днём вёл облачный столб, а ночью — огненный.

Почему Господь во гласе трубне — в громком голосе труб? Трубы — тоже Божие установление. Труба сильнее человеческого голоса, её звук летит на дальние расстояния. И предупреждает: готовьтесь к важному моменту!

При кончине века ангелы Божии вострубят — и это услышит вся вселенная (Ап. 8: 6). Вероятно, поэтому, раньше, видя грандиозные события, люди говорили: «Ангел протрубил».

В День победы в оркестрах играют трубы — и в нас пробуждается собранность, уверенность. А корни этого — в Ветхом Завете.

Дальше пророк Давид призывает: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте (7). В одном предложении — четыре раза повторяется: пойте. Человек начинает петь, когда полон духовной радости, силы. Апостол Иаков советовал: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы» (Иак. 5: 13).

Пение благотворно действует на нашу душу, укрепляет её, даже исцеляет. Приносит успокоение, помогает прийти в себя, если обстоятельств выбивают нас из спокойного состояния. Человек поёт — и восстанавливается.

Ещё благотворнее действует на нас пение Богу. В душе раскрываются сокровенные силы, мы ощущаем в себе образ и подобие Божие: пойте Богу нашему, пойте.

Пение никогда не прекратится — ни в этом мире, ни в вечном. Ангелы непрестанно восхваляют нашего Творца и Создателя — радостно и свободно. По принуждению так петь — невозможно. На реках Вавилонских, в плену, иудеи сидели и плакали. Их просили спеть сионскую песнь, а они не могли, ведь Иерусалим разрушен, попран (Пс. 136: 3—6).

В Православной Церкви особенно любят хорошее пение. Им сопровождаются все Богослужения. Люди хотят прославить Бога — и растворяют молитву пением. Оно звучит торжественно, наполнено благостью, духовной силой. Полезно для души.

И снова призыв петь Богу, но — разумно: Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно (8). Именно потому что Бог — Царь всей земли, и Ему мы приносим самые высокие чувства. Но при этом стараемся не увлекаться эмоциями. Они подходят для душевного пения. А здесь разум соединяется со словом — и человек внимательно следит за смыслом.

Церковь с благоговением приняла призыв пророка Давида: пойте разумно. Основу наших песнопений составляют тексты Священного Писания, псалмы, каноны, тропари святых. В эти песнопения вложена высокая догматика — Божественные истины, открытые Самим Создателем и усвоенные человеком. Они звучат красиво, поэтично, возвышают душу.

Псалом всё больше и больше открывает царское достоинство Творца: Воцарися Бог над языки, Бог седит на Престоли святем Своем (9). Мысль пророка устремлена за пределы временного мира. Именно там один Господь будет над вселенной: воцарися Бог над языки — воцарился над народами. В вечности всё существует под Божественной силой Небесного Царя.

Бог седит (сидит) на Престоли святем Своем — и в этом выражается полнота Его власти. Мы знаем: престолы в алтарях по форме напоминают столы. Это библейская традиция. Когда в Иерусалиме был построен храм, престол в нём твёрдо стоял на земле. Непоколебимость престола указывает на непоколебимость Божественной власти, которая не может прекратиться, смениться, умалиться, быть передана кому-то.

Престолы особо освящаются. И все понимают: здесь Господь слышит, видит нужды людей, внимает просьбам, отметает зло как нечто несуществующее. Но на земле престолы пока не являют нам всю полноту Божественной власти, она потом раскроется над языки — всеми народами, всем миром.

Настоящий Престол Божий невозможно изобразить. Древним пророкам было открыто, что Небесный Царь восседает на херувимах и серафимах — самых совершенных духовных существах. В одно мгновение они могут пролететь по всей вселенной. Их движение — неописуемо, его не сравнить даже с молнией. И тут есть, о чём подумать.

Учёные-физики установили: на каких-то немыслимых скоростях движение превращается в покой. Меня это так удивляет: движение с немыслимой скоростью — покой! На земле рушатся царства, престолы. А Господь восседает на херувимах и серафимах — и нет никаких признаков колебания, перемен.

Создатель говорил пророку: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. 66: 1). И, конечно, это приоткрывает нам природу Творца, сидящего на престоле святем — святом, то есть высшем. Поэтому Бога называют Царём Вышним.

Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим. Яко Божии державнии земли зело вознесошася (10). Князи людей собрались с Богом Авраама.

Аврааму, отцу всех верующих, Господь дал обетование, что от него произойдут народы и родится Спаситель мира Христос. Господь поставил Авраама в центре внимания людей. Во все времена к нему устремлялись их взоры. На его примере мы видим, как Творец строит Церковь. Всех верующих Он собирает под Своё покровительство.

Что нам открыто в подвиге и жизни праотца Авраама? Он был боголюбив, доверял Господу и ничего не делал по своей воле. Но князья собрашася — собрались не с Авраамом, а с Богом Авраамлим.

Божии державнии земли — державные правители земли высоко поставлены Господом: зело вознесошася. Они приняли Его заветы, переданные людям через патриархов, пророков, апостолов, Самого Христа. И вошли в Небесную Церковь, которая через Авраама зародилась на земле. Их  можно назвать детьми Авраама, поэтому они собрались с его Богом.

Потом в Евангелии Господь скажет, что не всякий, кто называет себя иудеем, является чадом Авраама, а тот, кто выполняет волю Божию (см. Ин. 8: 39—40).

В этом коротком псалме вдохновение Давида охватывает всё человечество. Пророк призывает людей понять себя, свою природу. Язычники её боготворили, но не ведали, не принимали Бога. И Давид обращается ко всем племенам, чтобы те радостно всплеснули руками. Говорит о величии Творца — и в то же время Его снисхождении к нам, которое непременно станет достоянием всех людей. Вот откуда приходит радость и рукоплескания: человеку необходимо выразить благодарность Богу за всё, что Он творит.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ