ПСАЛОМ СОРОК СЕДЬМОЙ


Предполагается, что Псалтирь написал не один царь и пророк Давид. Сейчас нам предстоит прочитать ряд псалмов, где не указано его авторство.

Псалом, песни сынов Кореовых, вторыя субботы, 47 (1), — сказано тут в заглавии. Значит, гимн входил в число песнопений сыновей Корея — искусных певцов, современников царя Давида. Они глубоко усвоили, прочувствовали его стиль.

В надписании указано даже время, когда сыновья Кореевы должны исполнять этот псалом: вторыя субботы — второй день после субботы. Для нас это воскресенье.

Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его (2). Ударение здесь стоит на том, что велик наш Господь. Это утверждение звучит, как первый мощный аккорд в симфонии. А потом уже музыка становится более лиричной: Господа зело — всеми силами души восхваляют в городе Бога нашего, на горе святой Его.

Израильтяне пережили великие испытания. Чувства благодарности Господу были общими — и их выражали псалмы, церковные песнопения, прославлявшие Творца.

Мощно идут морские волны. Но есть ещё невидимые радиоволны — и на них мы слышим музыку, речь. Вроде сидим в тишине, а они пронизывают нас и всё вокруг. Вот и в псалме хвала Богу, как волны, проходит через всех людей. Псалмопевец подчёркивает: в мире нет ничего равного величию Создателя. И нигде так не прославляют Его, как во граде Бога нашего — Иерусалиме, который Сам Господь основал на Сионе — горе святей Его и дал Своему народу. Но хвала Богу проникает далеко за пределы Израиля.

Благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя Великого (3). Благокоренной радостью отзывается на эту хвалу вся земля. Бог создавал вселенную — и всякому творению дал своё основание, корни. В основу гор легли огромные, несокрушимые твердыни камней. А основа человеческой жизни, её благие корни — в прославлении Господа. Больше всего хвала Ему звучит на Богослужении — и оно становится источником радости, больше которой нет ничего на свете.

О ней же говорил Христос при входе в Иерусалим. Фарисеи требовали, чтобы Спаситель запретил ученикам славить Его. А Господь отвечал: «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19: 40). Вот как велико благокоренное радование всей земли!

Гора Сионская и град Господа наполнены силой Божией, радуют глаз, веселят сердце. Эти переживания не поставишь в один ряд с другими. Ведь наши обычные радости — сиюминутные, а тут — устроенные Творцом.

Люди всегда знали, как благотворно действует на нас юг. А север не совсем соответствует внутренней сердечной теплоте. Но в псалме сказано: и ребра северова — северные склоны горы, весь град Царя Великого укоренены в общей радости. У Господа нет разделения: всё славит своего Царя.

Бог в тяжестех его знаем есть, егда заступает и (4). Бог в жилищах города узнаётся, когда защищает их. Попечение Его о людях особенно открывается, когда они нуждаются в помощи. Ни в одной точке земли нет гарантии, что там не разбушуется стихия, не наступят военные действия. Конечно, каждая страна имеет войско, народ поднимается на борьбу с врагом. Но без заступления Божия невозможно обойтись.

Когда приходят тяжёлые испытания, Творец открывает Себя. И люди понимают: существует великий покров Вышнего над градом, народом. Исаак Сирин говорил, что Промысл Божий действует над всем миром, но становится очевидным, когда человек берёт на себя подвиг и всегда стремится к познанию Господа.

А дальше псалмопевец переходит к описанию иных событий: Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе (5). Ибо вот цари земные собрались, сошлись вместе. Для чего?

Израиль жил в окружении язычников, и те замечали: у иудеев — особые традиции, они чтут и прославляют своего Бога, а их богов не признают. И царие земстии — правители язычников не один раз договаривались смести избранный народ с лица земли, уничтожить его святыни. Но Господь убеждал израильтян никого не бояться, только внимать Его заповедям и слушаться пророков, открывавших волю Творца.

Когда язычники осуществляли свои замыслы и шли с войсками на Иерусалим, им становилось очевидно: иудеи жили под защитой Всевышнего. Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася (6). Они видевше — видели это тако — так же, как сами израильтяне. И приходили в удивление: удивишася, потому что сталкивались с Силой, о существовании Которой не подозревали.

Не случайно в учебных отрядах солдат, прежде всего, учат ходить маршем. Это вырабатывает волю, собранность. Помню, в армии почти всё время мы занимались строевой подготовкой: раз-два! раз-два! Было непонятно, зачем нас гонять? А это организует волю. Появляется чувство единства.

Но надежды язычников на мастерство воинов, совершенное оружие не оправдывались. Почувствовав присутствие Божие, войска смятошася — приходили в смущение и бежали: подвигошася.

Трепет прият я: тамо болезни яко раждающия (7). Завоеватели прият —приходили в ужас, их охватывал такой страх, что они даже испытывали муку, подобно рождающим женщинам. После сильного стресса всё болит: нервные сплетения, мышцы.

Израильтяне видели: скорбь, как гроза, уходит, удаляется от них. И дивились этому, благодарили Бога.

Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския (8). Мощным ветром — духом бурным Господь сокрушил фарсийские корабли. Страшна буря, но дух бурен страшнее: в нём призывается Божия сила, сметающая всё на пути. Об этом мы знаем из истории праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Из Константинополя ушли войска, а на город надвинулась армада чужеземных кораблей. Жители обнаружили, что беззащитны. Если Бог не поможет, враги всё разрушат. Во Влахернском храме стали молиться Царице Небесной. И Пречистая явилась людям, простёрла Свой покров над ними. Поднялась сильная буря, разметала вражеский флот.

Город Фарсис на Средиземном море был оазисом цивилизации. Там строили корабли, которые славились совершенством. Когда в Иерусалиме возводился храм, царь Соломон отправлял послов в Фарсис — и корабли фарсийские доставляли ему лес, камень. Но они могли перевозить и воинов.

Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего, Бог основа и в век (9). О том, что рассказано псалмопевцем, народ знал из пророческих книг. События происходили не сразу, а в течение столетий, но для вечности они — едины. Иудеи проникались Священным преданием и видели — видехом, что Иерусалим тако — точно так же постоянно защищён Богом.

То, что мы слышим, приходит из прошлого, а что видим — разворачивается в настоящем. Но всегда в истории действует один Господь. Свой город Бог основа и в век — основал на века. И не получится «одним махом убивахом» его.

Как бы ни были прекрасны здания Иерусалима, но не они, а народ составлял смысл Божиих устроений. Если он единодушен и благочестив, милость Божия всегда сохраняет его: Прияхом (приняли), Боже, милость Твою посреде (среди) людей Твоих (10). А город действительно был средоточием людей, ревностных в вере и благочестии.

По имени Твоему, Боже, тако и хвала Твоя на концах земли, правды исполнь десница Твоя (11). По имени Твоему, Боже, так и идёт хвала Тебе на всех концах земли. В чём смысл имени? Бог ввёл человека в Рай, дал ему разум, чтобы нарёк имена животным, растениям, предметам, прозревая их суть. И Адам это смог. Если все понятия будут смешаны, невозможно мыслить, отделять важное от второстепенного, спасительное от вредного. А благодаря именам мир становится многогранным и гармоничным. Каждый предмет отличается от других — и можно познавать окружающее пространство и себя самого.

В славянском алфавите первой шла буква Аз: Аз есмь Бог. В слове Бог заключена сокровенная глубина жизни, вечности. Всё соединяется в Нём. Шли века — и люди стали отделять Личность Самого Бога от Его Всемогущества. Это делали пророки — и постепенно изготовлялась ткань разумного познания Создателя: Он Богат, Всесилен, всё возможно для Него.

В основе всех молитв — имя Господне. Оно часто упоминается в псалмах. А всего в Священном Писании насчитывается больше ста имён, открытых Самим Творцом. Но и такое многообразие не способно объять Бога: Он неисчерпаем, имя Его — невыразимо.

Архангел Гавриил говорил Пречистой Деве Марии: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус» (Лк. 1: 31). Это означает — Бог спасающий. А старцу Иосифу напоминал пророчество Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1: 23, Ис. 7: 14). Через эту благую весть мы приближаемся к пониманию Бога: Кто Он для нас.

Если к хвале Творцу присоединятся все народы — и каждый на своём наречии будет славить Господа, то всё равно эта полнота человеческая не выразит полноты Божественной.

Псалмопевец говорит: правды исполнь десница Твоя — правдой наполнена правая рука Твоя. В правой руке держат орудия труда, оружие. Она сильнее левой. Когда священник входит в алтарь, он читает молитву: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси  сопротивных». Надевает подризник и произносит псаломские слова: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Пс. 118: 73). И как же хочется поцеловать эти сотворившие и создавшие меня руки!

Псалом наполнен изобилием веры, прославления Бога, радостью всей земли. Эту радость приносит Тот, Кто любит Свой город и народ, постоянно присутствует там и защищает людей. И псалмопевец призывает: Да возвеселится гора Сионская и да возрадуются дщери (дочери) Иудейския, судеб ради Твоих, Господи (12).

Творец даёт радость и добродетели тем, кто живёт под Его кровом — судеб ради Твоих, Господи. Судьбы — это правые суды, определения Божии. Всякий человек ограничен, но он испытывает великую радость, когда видит покровительство Господа, Его Промысл о себе.

Обыдите Сион и обымите его, поведите в столпех его (13). Обойдите Сион и обнимите его… Это обращение к народу: не привыкайте к тому, что имеете! Когда появляется привычка к доброму, хорошему, священному, многим начинает казаться, что так и должно быть. Они теряют понимание, Кем это дано, и благодарность Ему.

Это особенно касается тех, кто служит Богу. Священники вдруг начинают говорить о внутреннем угасании, выгорании чувств. Такое может появиться, но этот порог надо переступить и сказать: «Господи, помоги мне, я должен всегда иметь свежесть чувств — и Ты обнови меня!»

Псалмопевец протягивает нам руку: идите, посмотрите на красоту Божиего мира, чтобы она запечатлелась в вас! Когда Господь хочет открыть человеку, чего тот сам в себе не способен увидеть, то связывает это с каким-то предметом, местом или временем года. У всех, кого Бог посещал, обязательно оставался подобный след. Для чего? Нужны вехи, которые ты будешь помнить и уверенно скажешь: «Это был не сон, не воображение, а реальность. Я всё видел, чувствовал, переживал».

И поведите в столпех его — расскажите с башен, что творит с нами Бог. Именно с башен обычно провозглашалось самое важное, сообщалось о грядущих событиях и совершающихся сейчас.

Всё в этом псалме истинно, подлинно. Здесь нет ложных переживаний. Поэтому звучит такое мощное обращение к дочерям иудейским: это должно остаться вашим достоянием! Времена изменятся, а память будет хранить человека: «Я это знаю, пережил, оно во мне».

И снова призыв: Положите сердца ваша в силу Его и разделите домы Его, яко да повесте в роде ином (14). Обратите сердца ваши к силе Его и рассмотрите дома Его, чтобы возвестить иному роду Божественное устройство всего: и быта, и великолепных праздников, торжеств, посвящённых Господу.

Пророческий дух знает: мы меняемся — и высокие переживания могут снизиться, даже совсем стереться. Псалмопевец говорит с заботой о будущих поколениях: сохраните в сердцах память о силе благодати Божией — в силу Его.

Мысли быстро возникают и исчезают. А сердце собирает и хранит, что дано свыше, передаёт детям и внукам. За этим родом будет другой. Слово Божие охватывает всех. Через тысячелетия оно даст человеку радость, уверенность, освящённость. Так положите же в сердца ваша всё, что увидели и узнали.

Яко Той есть Бог наш во век и в век века, Той упасет нас во веки (15). Тут утверждение и указание: Бог вне времени, Он вечен: во век и в век века. Вечны все Его дела, суды, или судьбы, действия благодати. Господь хочет, чтобы и человек наследовал вечную жизнь, готовит нас, чтобы уже на земле мы просветились, убедились: Той упасет нас (будет нашим Пастырем) во веки.

Псалом этот небольшой, но очень цельный, светлый, могучий и говорит о самом важном: не оставляйте, не забывайте, не разменивайте на мелочи жизни то, что дано нам Богом. Не бойтесь опасностей из внешней среды. Господь сохраняет Своих чад, просвещает и утверждает.

Постоянно читайте Священное Писание. Тогда снимется много проблем: человек запомнит сердцем нужное ему, оно будет всегда поддерживать и питать его. Если бы душа была живой, она носила бы это в себе. Но Иоанн Златоуст прямо сказал: в нас оскудела благодать Божия — и мы перестали быть живыми свидетелями правды. Появилась необходимость писать и читать книги.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ