ПСАЛОМ СОРОК ВОСЬМОЙ


(Окончание. Начало в № 11.2019)

В прошлый раз мы остановились на том, что пророк Давид имеет благодать Святого Духа. Он видит в себе беззаконие — последствие греха и обращается к Господу с покаянием.

Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися, брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея, и утрудися в век (7—9). На что могут рассчитывать люди, надеющиеся на свою силу и хвалящиеся множеством своего богатства? Они уверены в благополучии, высоких связях. Но приходит момент — и знаменитый родственник вдруг умирает, или его перемещают на незаметное место. Он уже не может никого защитить. И даже брат не избавит от трудных обстоятельств: брат не избавит, избавит ли человек? Мы не способны ничего изменить. Как помочь в тяжелой болезни, серьёзных духовных испытаниях, если даже душу готов положить за близкого?

Бог промышляет о каждом из нас, ведёт сложными, порой трудными путями. И всё это нам во благо. В конце пути мы скажем: «Как же хорошо, Господи, благодарю Тебя! Мне многое открылось через непростые переживания. Казалось, я вот-вот погибну, меня будут презирать. А вышло иначе!»

Конечно, нам приятно помогать другим. Мы дорожим добрыми отношениями, ценим, когда нас поддерживают. Сегодня возле храма ко мне подошла женщина:

— Батюшка, сын попал в аварию, надо много платить.

Она ищет варианты, чтобы покрыть его вину, избавить от тюрьмы. На чёрный день люди иногда имеют такую возможность.

Но в псалме говорится об ином: от серьёзных испытаний в полной мере человека избавляет только Бог. Кажется, чужую беду руками разведу. А со своей — не знаешь, как справиться: никто не даст Богу измены за ся. Что мы можем дать Ему вместо себя, когда жизнь кончается? Ничего.

Пророк Давид ставит вопрос принципиально: приложил ли ты силы, чтобы твоя личность стала живой, подлинно духовной? Решил ли верить Богу, почитать Его? Благодарно ли относишься к людям, которые сделали тебе добро? Если нет, твоя жизнь прошла впустую. Какую цену ты можешь заплатить за неё Богу? Никакую: не даст Богу измены за ся. Господь подарил тебе жизнь, а ты чем её оправдал? Она имеет такую огромную цену, что мы ничем не выкупим её. А человек часто говорит:

—Я полежу на постели, а ты пойди в храм, помолись за меня Богу!

И остаётся таким, как был.

Дальше пророк спрашивает, какую цену мы можем дать за свою душу: и цену избавления души своея. В Евангелии Христос отвечает: если ты приобретёшь весь мир, будешь иметь золотые горы, станешь владыкой всей планеты, а душе своей повредишь, то никакой пользы тебе не будет (см. Мф. 16: 26). Ценность одной души превосходит все богатства мира. Что ты дашь за неё Богу? Ничего. Но мы не понимаем важности человеческой души, не готовимся к тому, чтобы Бог открыл ей путь в духовный мир. Там она не будет иметь никакого ущерба, а здесь — имеет.

Даже тот, кто ради своей души утрудися в век — трудился всю жизнь, не получает гарантии, что спасётся. Для чего же люди отрекаются от мира, уходят в монашество, подвизаются в молитве? Это действительно имеет место в жизни и приносит великую пользу. Но никто не даст никакую цену избавления души своея — чтобы искупить душу свою. Нам нужен Спаситель.

Большая ошибка думать: «Вот я достиг духовных высот и спасся». Антоний Великий, другие святые отцы отмечали: как только люди, явно носившие в себе благодать Божию, говорили: «Всё, я достиг совершенства», — так сразу же начинали делать страшные ошибки и погибали.

Вопрос спасения души стоит перед нами всё время — в век. И надо внимательно проходить путь жизни, не лениться, трудиться, уповать на Господа. Но спасение полагать не в себе, а в Нём. Ради спасения душ подвижников, мирян, царей Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (см. Ин. 3: 16). Христос искупил нас, оправдал, взял под покровительство и вводит в вечность.

И жив будет до конца, не узрит пагубы (10). Праведник будет жив до конца, не увидит гибели. Благочестие не даст пропасть человеку, ведь он верит: Бог — смысл его жизни, спасение — в Нём. Ничто губительное не коснётся праведника. Но ему нужно отвергнуть гордость, самонадеянность.

Мысль пророка Давида переносится к людям, живущим естественной, природной жизнью: Егда увидит премудрыя умирающия, вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждим богатство свое (11). Когда увидят премудрых умирающими, вместе безумный и несмысленный погибнут и оставят чужим богатство своё. Таково представление бездуховных людей.

Премудрые — это, вероятно, те, кто по-своему понимает жизнь: сначала надо учиться, потом трудиться на каком-то поприще. Эти рассуждения разумны, и премудрыя обычно пользуются уважением окружающих.

Но смерть властвует надо всеми. Через её порог проходят и премудрыя, и вкупе (вместе) безумен и несмыслен — те, кто отвергал законы морали, нравственности, хотя, может быть, и преуспевал в какой-то деятельности. Они не будут оправданы Богом и духовно погибнут. Таланты им вручил Господь — и спросит каждого: «А что ты сделал? Духовно не потрудился? Значит, Я заберу у тебя талант (земную жизнь) и дам другому» (см. Мф. 25: 28).

Даже то, что они приобрели на земле, не принесёт им пользы или окажется во вред, если получено не праведно. Достанется богатство посторонним: и оставят чуждим богатство свое. Это недоверие Богу — и от него рождается пессимизм.

Пророк опять обращается к безумным, не понимающим смысла жизни: И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях (12). И гробы — их жилища навек, место вселения их в род и род. Когда земная жизнь заканчивается, состоятельные люди обычно бывают окружены почётом, друзьями, родственниками. Вероятно, по-человечески кто-то их любил, но безумные и несмысленные гибнут, если Бог по Своему человеколюбию не спасает их.

Пророк подчёркивает: для любого из нас исход из этого мира бывает через смерть, она владычествует над тленной человеческой природой. Во времена Ветхого Завета умерших погребали в горах, в пещерах — естественных или специально сделанных. Человек готовил себе такую пещеру и думал: «Вот место моего обитания после смерти, сюда принесут мои останки».

Люди всегда старались похоронить своих близких достойно. Богатых даже погребали на отдельных кладбищах. Но почему гробы — жилища их во век? Ведь мёртвое тело — не живёт. Что живёт в гробу?

По ветхозаветному мировоззрению, кем бы ни был человек, грешником или праведником, душа его уходила в ад — такое место, где она ждёт Божественного часа, когда мёртвые восстанут на суд.

Пророк Давид подчёркивает: тысячелетиями на земле повторялось одно и то же. Люди умирали, тела клали в гробницу, а души из рода в род наследовали ад: селения их в род и род. Ад был местом не мучения, а хранения душ. Там они входили в состояние сонного оцепенения. Жизнь человека как бы замирала.

В Библии описано, как царь Саул пришёл к волшебнице и потребовал вызвать из ада пророка Самуила. Саул видел: Господь не слышит его, власть вываливается из рук. И пророк вышел, пробуждённый от сна, недовольный тем, что его разбудили, и сказал, что царь не послушался Бога — и теперь получит своё (1 Цар. 28: 5—19).

Эта библейская картина показывает состояние души после смерти.

В Ветхом Завете род решал всё: настоящее, будущее, принадлежность к той или иной деятельности. У всех поколений одинаково шла и завершалась жизнь.

Интересно, что для погребения покойников израильтяне иногда покупали землю у язычников. Патриарх Иаков хотел, чтобы его похоронили за пределами Египта. И Иосиф приобрёл участок для могилы отца. А патриарх Авраам специально купил землю и похоронил там Сарру.

Эти участки называли именами усопших: нарекоша имена своя на землях. Иногда устанавливали большой камень и высекали на нём имя. Мы тоже ставим памятники или кресты на могилах близких, указываем их имена. Такова внутренняя потребность человека — прийти на место упокоения прадеда, бабушки, отца. Оно связано с ними: нарекоша имена своя на землях.

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом бессмысленным и уподобися им (13). Чего не разуме — не понимает человек,  в чести сый — находящийся в чести? Что ему дана честь Божественная: люди — любимые создания Господа, в нас есть Его образ. Но человек может настолько опуститься, изгладить в себе образ Божий, что становится подобен животному: приложися скотом бессмысленным и уподобися им. Предпочитает звериную жизнь — по алчности, неистовству, злобе, зависти. И, как скоты, не думает о будущем, а только услаждается настоящим. Так считали святые, объяснявшие эти слова псалма.

Поколение за поколением существовали в определённой традиции — и она сдерживала людей. Даже тех, кто не соблюдал правил, которыми жил народ, и вёл себя, как требовала испорченная природа.

Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят (14). Этот путь их — соблазн им. Какой путь? Бог давал изобилие плодов Своему народу, и люди не бедствовали, чувствовали себя счастливыми. Зачем ещё чего-то искать, к чему-то высшему стремиться? Если бы их спросили, как надо жить, они бы ответили: «Так же, это прекрасно!» И сами соблазнились, и другим поколениям передавали: вот единственно правильный путь. Воля их склонилась к нему, и по сих — до сих пор их уста благоволят.

Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я, и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша (15). Как овцы, положены в аду, смерть будет пасти их, и с раннего утра будут ими владеть правые, и сила их пропадёт в аду, и славы своей лишатся.

Пророк Давид объясняет: путь соблазна, недомыслия, ограниченности привёл людей к тому, что они погибли, как жертвенные животные: яко овцы во аде положени суть. Но разве овцы могут быть положены в аду? Там сохраняются человеческие души. О чём говорит этот образ?

В Ветхом Завете смерть воспринимали как грань жизни — и всё, что стояло за этой гранью, было адом. У людей, живших подобно скотам, исход такой же, как у овец, которых закалывали ежедневно: смерть упасет я — смерть будет пасти их. Она царица всего.

В Ветхом Завете считали: в вечности праведники господствуют над теми, кто безысходно сходит в ад: и обладают ими правии заутра. Утро — рассвет, пробуждение от сна. Это, скорее всего, символ духовной, вечной, Божественной жизни. Для правых она начнётся как заря нового нескончаемого дня.

Несмысленные люди утратят в аду свою силу: помощь их обетшает во аде. И лишатся славы, данной человеку Творцом: от славы своея изриновени быша.

Дальше Давид обращается к себе: Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя (16). Но Бог избавит душу мою от руки ада, когда примет меня. Псалмопевец свидетельствует: его жизнь — в Господе, она отличается от пути людей несмысленных. Ад не будет для пророка безысходным погружением в сон. Божии руки примут его и извлекут из руки адовы. А рука — символ силы.

Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его: яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его (17—18). Не бойся, когда разбогатеет человек или когда умножится слава дома его. Давид призывает не удивляться, не страшиться, не завидовать и не подражать тому, кто во всём достиг изобилия. Этого человека окружает слава дому его — слава человеческая. Но смерть уравняет всех: яко внегда умрети ему, не возмет вся — ибо, когда он умрёт, не возьмёт с собой ничего материального. В вечности оно не нужно. И слава человеческая тоже туда не пойдёт: ниже снидет с ним слава его.

Яко душа его в животе его благословится: исповестся тебе, егда благосотвориши ему (19). Ибо душа его при жизни его благословится. Бог никого не лишает Своего благоволения, даёт нам разум, активность, понимание сути вещей. В богатстве, благополучии тоже можно увидеть Его благое отношение к людям.

Но ни богатство, ни бедность сами по себе не считаются злом. Ценен человек, его отношение к миру, Творцу. Ещё в древности мерой всего считалась душа. Неправильно думать, что знаменитые, прославленные на земле люди и вечности будут почитаемы.

Исповестся тебе, егда благосотвориши ему — прославит Тебя, когда будешь делать ему добро Как это понять? Человек, живший в достатке, славе благодарил Бога, когда Он творил ему благо. Так и теперь происходит. Многие заходят в храм, ставят свечки. Но, как только теряется здоровье, богатство, недоумевают:

— Я не получил, о чём просил. Зачем тогда молиться?

Такой вопрос нередко задают священникам. У людей потребительское отношение к Богу: Ты — мне, я — Тебе. А нам надо быть верными Ему всегда. Расти духовно, не сомневаться и славить Творца:

— Господи, это Твой промысл обо мне!

Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света (20). Пророк обращается к тому, кто знает свой род, происхождение и видит: для каждого наступает его черёд ухода с земли — внидет даже до рода отец своих. Но человек, принимающий это как данность, не задумывается, не меняет себя, не готовится духовно к вечности — и даже до века не узрит света. Тут имеется в виду Божественный свет — сила иного мира.

В нас есть Божественный светоч. Если мы угашаем его в себе, наш разум становится овеществлённым, и люди видят мир, как животные. У животных голова опущена вниз, к земле. А человек — стоит челом к вечности. И должен духовно выпрямиться:

— Господи, вот моя жизнь, мои дела! Я хочу их устроить лучше, чтобы быть в радость Тебе и своим потомкам.

Как заключение и вывод в псалме повторяется тринадцатый стих: И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (21). Человек, находящийся в чести, ничего не понимает.

Подобное слово прозвучало перед всемирным потопом. Господь сказал: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаему человеками, потому что они плоть» (см. Быт. 6: 3). Люди попирали Божии законы, Божию любовь к ним. Почти все потеряли разум, духовную способность видеть и понимать жизнь.

Божественная природа не отнимается у человека, а бывает бездейственна в нём: он в чести сый, но не разуме — не захотел приложить ума и раскрыть Царство Божие внутри себя (см. Лк. 17: 21). Поэтому провёл жизнь как животное: приложися скотом несмысленным и уподобися им. Образ Божий поменял на звериный. И это трагедия.

В псалме несколько тем, но он очень целен. Господь не безразличен ни к народам, ни к человеку — и призывает нас открыть свой разумный взор, освободить духовный слух от всяких нелепиц. Тогда мы услышим, как природа говорит нам: «Небеса поведают славу Божию, о творении рук Его возвещает твердь» (Пс. 18: 1).

Люди призваны Создателем в этот мир и не могут предаваться отчаянию, страхам, бояться лютости сегодняшнего дня. Этот день — наше достояние.

Смерть не отнимает жизни: душа не исчезает, а замирает до момента пробуждения. Таково было ощущение людей уже в Ветхом Завете. Они искали выхода, победы над смертью. И Спаситель Христос пришёл к нам.

Священное Писание прямо показывает: ходите путями Божиими — и они безошибочно приведут вас к вечной жизни.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ 

От редакции: 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары, исполняется 52 года священнической хиротонии протоиерея Георгия Бреева. Поздравляем батюшку с этой замечательной годовщиной! Желаем служения Богу на многая лета, здоровья, радости, творчества.