ПСАЛОМ ПЯТИДЕСЯТЫЙ


У пятидесятого псалма длинное название, объясняющее, почему царь и пророк Давид его написал: В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеви, 50 (1—2). В конец, псалом Давида, когда вошёл к нему Нафан пророк после того, как он сам вошёл к Вирсавии, жене Урия.

Во Второй книге царств это подробно описано. Давиду понравилась Вирсавия, и он послал её мужа Урия на верную гибель с тем расчётом, что потом вступит с ней в брак. Урия убили. И тогда к Давиду пришёл пророк Нафан, рассказал притчу: «в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришёл к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить для странника, который пришёл к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришёл к нему.

Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты тот человек».

Давид был потрясён. А пророк Нафан произнёс решение Божие: отныне меч не отойдёт от дома Давида. И первым результатом этого станет смерть младенца, рождённого от Вирсавии.

Семь дней царь Давид не поднимал головы от земли, рыдал, раздирал свои одежды, просил Господа сохранить жизнь сыну. Однако Бог не принял молитву: Его правосудие должно было осуществиться. Младенец умер (см. 2 Цар. 11: 2—12: 15).

Читая вдохновенные слова пятидесятого псалма, невольно думаешь: каким образом Господь дал Давиду после страшного падения — потрясающую высоту покаяния? Когда камень бьют о камень, высекается искра. И в душе Давида родилось великое раскаяние. Сколько терзаний, мучений испытал он, когда осознал свой грех! Сказал, что всегда будет видеть его перед собой.

С начала Псалтири это четвёртый покаянный псалом. Все они помогают нам настроиться на покаяние. Вспомним: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13—14). Тут имеются в виду грехи скрытые, глубинные.

А могущество и сила пятидесятого псалма состоит в том, что он говорит о грехе явном. И по значению этот псалом стоит на первом месте. Его можно назвать даром, пришедшим к нам с Неба, драгоценным сосудом Божественной благодати.

Толкователи называют пятидесятый псалом образцом сердечного покаяния, вдохновлённым Духом Святым. Нет ему равных по духовному воздействию на человеческую душу, стремящуюся обрести покаяние, даже ещё не понимающую, что это такое, в чём состоит.

Пятидесятый псалом — готовая исповедь, более того, в нём раскрыта сущность исповеди — не по форме, а по духу.

Псалмы составляют основу нашего Богослужения. Но больше всего в Церкви читается пятидесятый псалом: перед Таинством исповеди, вначале повечерия, покаянных и просительных молебнов. В Великий пост через него бывают выражены самые значительные переживания согрешивших людей.

На утрене священник выходит на амвон и молится во время шестопсалмия. В десятой молитве говорится: «Господи Боже наш, покаянием оставление человеком даровавый, и во образ нам познания грехов и исповедания пророка Давида покаяние к прощению показавый…»

Великие литургисты — святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст видели: в пятидесятом псалме нам открыто, какое покаяние и исповедание грехов угодно Богу. И в этой молитве звучит голос Церкви, которая просит словами псалма: «Сам Владыка, во многая ны и великая впадшия согрешения, помилуй по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша, яко Тебе согрешихом, Господи, и безвестная и тайная сердца человескаго ведущему, и единому имущему власть оставляти грехи. Сердце же чисто создав в нас, и Духом Владычним утвердив нас, и радость спасения Твоего сказав нам, не отрини нас от лица Твоего, но благоволи, яко благ и человеколюбец, даже до последняго нашего издыхания, приносити Тебе жертву правды и возношение во святых Твоих жертвенницех».

Покаяние установлено нашим Творцом. И Христос предупреждает: кто не покается в своих грехах, не достоин войти в Царствие Божие (см. Мк. 1: 15).

В пятидесятом псалме изложены истины, которые важно принять — и тогда откроется, каемся ли мы по-настоящему или наше покаяние остаётся внешним, не помогает нам внутренне переродиться, прикоснуться к тайне нашего спасения.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (3). Из Псалтири пришла к нам короткая молитва: Помилуй мя, Боже. И в большей степени — из пятидесятого псалма. Она выражает вину людей перед Богом и возвещает нам о Его милости и человеколюбии. Священное Писание, пророки, обращаясь к народу, показывали, почему надо каяться. Сам милосердный Господь сказал: «не хочу смерти грешника». Богу нужно, чтобы грешник обратился от гибельного пути, была жива его душа (см. Иез. 33: 11).

В псалме утверждается: Господь не только милостив, но и многомилостив: по велицей (по великой) милости Твоей. Поэтому всякий раз, когда мы согрешаем, надо помнить: Божия милость превосходит все самые страшные грехи, лишь бы наше покаяние было искренним.

Милость без щедрости будет неполной. И пророк Давид призывает: по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Вот представьте: помиловали преступника, а как ему жить с тяжким грузом согрешений? Они и до неба дошли, и людям известны. И псалом показывает: нужно молиться, никогда не отчаиваться, обращаться ко множеству щедрости Господней. Она милует и исцеляет людей.

Вспомним, как в Евангельской притче отец встретил блудного сына: упал ему на шею со слезами, велел снять с него грязную, изорванную одежду и принести новую, подать перстень на руку (см. Лк. 15: 11—32). Не осудил сына, а явил множество щедрот. Эти образы щедрости Божией по духу совершенно сочетаются с тем, что сказано в псалме.

Когда осквернены тело, ум, чувства, очищение происходит через освобождение от грязных одежд, которые стяжал человек. Он несёт их не только внешне, но и внутри: душа тоже может облекаться в одежды, оскверняющие её, делающие недостойной участвовать в царском пире.

Они снимаются — и это знак великой милости. Бог покрывает грехи, очищает беззаконие и облачает людей в совершенные одежды, хотя мы их и не достойны.

Дальше идёт повторение: Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя (4). Почему наипаче — в ещё большей степени омый мя — омой меня? Всякий грех, совершённый по нашей немощи, должен быть очищен. В Ветхом Завете было установлено: грех очищается через жертву, раскаяние, омовение, воздаяние славы Богу, милостыню.

Беззакония — поступки, которые нарушают законы Божии. По этим законам Господь создал человека, ввёл в рай, открывает путь совершенной жизни. Тот, кто ниспровергает законы, должен быть отлучён от общества, предан суду.

Грех и беззаконие — одно и то же, объясняет апостол Иоанн Богослов (см. 1 Ин. 3: 4). Любое действие вопреки воле Божией нарушает ту или иную заповедь в непростых отношениях человека к человеку. Это нужно осознать и покаяться. Но необходимо, чтобы Сам Господь очистил грех: и от греха моего очисти мя.

Повторение и ударение на словах очисти мя заставляет нас задуматься и осознать: последствия греха, беззакония — очень глубоки. Они идут не только против воли Божией, но и против человеческой природы.

Нас это прямо касается. Важно понимать: закон Божий свят. Он начертан в нашей совести, умной и сердечной природе. Мы созданы по образу и подобию Творца. И когда нарушаем Его заповеди, несём тяжёлый внутренний крест. Покаяние его снимает, даёт внутреннюю свободу.

Грех приводит людей к отрицанию, а потом и поруганию заповедей Господних. Если человек грешит, он обязательно становится рабом греха, как объяснил Христос (см. Ин. 8: 34). И пророк Давид глубоко это чувствует: от греха и беззакония надо очиститься, омыться, избавиться — по милости и воле Божией.

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (5). Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой передо мной находится всегда. Всё начинается с познания греха и потом приводит человека к внутреннему изменению.

Если мы внимаем своим мыслям, словам, делам, поступкам, то видим, как легко переключаемся от доброго — к злому. Об этом свидетельствует наша совесть. Всякий раз, когда люди совершают грех, сразу же происходит опустошение души. Состояние человека становится другим: он был радостен, светел — и вдруг чувствует мрачность, внутреннюю скованность, теряет способность правильно выражать мысли.

После ударов на теле остаются следы. А тяжкие грехи против Бога, совести, своей природы наносят раны душе. Их видят те, кому открыт духовный мир. Человек страдает, ищет исцеления. И лучшее средство указано в пятидесятом псалме: душа лечится только глубоким покаянием.

Давид говорит: и грех мой предо мною есть выну. Его рана находится внутри, но пророк смотрит в своё сердце и замечает: а ведь она кровоточит! Такое знание полезно всем, иначе можно возгордиться, даже восстать против Господа.

Наш праотец Адам согрешил и почувствовал: его природа изменилась, в неё вошло что-то чуждое. Человек стал падшим созданием. Чтобы всегда видеть перед собой свой грех, подвижники, люди духовные уходили в монастыри, пустынные места. И учили нас никогда не отчаиваться, помнить о милости Божией и каяться.

Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти (6). Почему пророк говорит Богу: Тебе Единому согрешил? Потому что всякий грех совершается по отношению к Нему. Допустим, человек губит природу, поджигает лес, истребляет животных. Его грех прямо направлен против Господа, сотворившего наш мир, давшего нам законы совместного бытия.

Грех отпечатывается в сердце, беспокоит мысль. Когда мы согрешаем друг перед другом, можем быстро получить прощение. Достаточно попросить: «Прости меня, брат! Прости, сестра!»

А перед Богом иначе. Его законы вечны. Нарушая их, человек подлежит не временному суду, а тому, что будет при кончине нашего мира.

Давид добавляет: и лукавое пред Тобою сотворих — перед Тобой сотворил. Лукавство — искажение норм, установленных Творцом. В нём нас уличает совесть — соперник, с которым мы, как сказано в Евангелии, проходим всю жизнь (см. Мф. 5: 25).

Люди часто прикрываются лукавством, называют свои грехи обыденными, не страшными. И Адам, когда согрешил, тут же кинулся к дереву, нашёл большие листья и прикрыл наготу. Но невинность была потеряна, человек стал виновным: он нарушил слово Божие. Как ему теперь оправдаться: яко да оправдишися? Только покаянием.

Но почему оправдаться нужно в словах — во словесех Твоих? В Евангелии Христос объяснил: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (см. Ин. 12: 47—48).

Этим словом Бог сотворил вселенную. В нём выражена воля Небесного Отца и Его Единородного Сына.

Без правды Божией мы бы потеряли все ориентиры в жизни. Господь дал нам законы, великолепную природу, щедро удовлетворил наши потребности. И что же? Человек бежит от Его правды. Христос удивительно просто открывает: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3: 19).

Господь будет совершать суд — и победит Его слово: и победиши внегда (когда) судити Ти. Оно истинно, неизменно, наполнено силой и властью. Каждому человеку откроется правда его жизни.

Мы читаем Священное Писание и видим: слово Божие относится к нам милостиво, хочет оправдать. Спаситель отдал Себя на Крест, чтобы снять с человека грехи.

Дальше пророк Давид обращается к себе: Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (7). Вот я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня моя мать. Так постоянно происходит на земле. Но Давид ощущает себя первым среди грешников, зачатых и рождённых во грехах.

Перед Причастием мы читаем молитву святителя Иоанна Златоуста: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешных спасти, от них же первый есть я». В псалме — то же самое.

Бог избрал Давида, явил ему Свою милость, очистил, возвысил. Но царь и пророк ясно понимает: люди рождаются через падшую природу — во гресех. В разные периоды жизни это открывалось ему через собственные поступки. Теперь о его преступлении стало известно всем, даже написано в Священном Писании.

Давид понимает: не только первородный грех (в беззакониих зачат есмь), но и грехи, которые мы совершаем, присутствуют в нашей природе. Здесь очень глубокое проникновение пророка в её суть.

Но, имея предрасположение к греху, Давид полюбил истину: Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси (8). Ибо истину полюбил, безвестную и тайную премудрость Твою Ты открыл мне.

А Истина с большой буквы — Сам Господь. От Него пророк получил познание своего Творца и Создателя, Его святости, превосходящей всякое понимание, совершенной и всемогущей воли. Всё это названо одним словом — премудрость. Она нисходит с Неба и позволяет человеку постигать мир временный и вечный.

Премудрость безвестная и тайная: её невозможно возвестить, выразить в словах, передать. Апостол Павел, когда был вознесён на седьмое небо, говорил: «око не видело и ухо не слышало, и не приходило на сердце человека то, что уготовал Бог любящим Его» (см. 1 Кор. 2: 9).

Протоиерей Георгий БРЕЕВ 

(Продолжение в следующем номере)