А ПОГОВОРИТЬ?..

Сергей Андрияка. Автопортрет

Мы продолжаем публиковать отрывки из новой книги Наталии Голдовской «А поговорить?..», где рассказывается о встречах и открытиях на пути в храм (начало в № 7 за 2018 год).

РОЗЫ ИЗ РАЯ

Святую мученицу Дорофею вели на казнь после страшных истязаний. Она была избита в кровь, покрыта ожогами.

Помощник игемона Феофил усмехнулся:

Эй ты, невеста Христова, пришли мне яблок и роз из Рая! Пришлёшь?

Его друзья рассмеялись: отличная шутка.

А Дорофея сказала:

Пришлю.

Палач поднял и опустил меч. Земная жизнь святой оборвалась. Началась вечная.

Перед Феофилом появился мальчик лет четырёх. Он протянул помощнику игемона три яблока и три розы:

Это тебе прислала Дорофея.

И стал невидим.

Друзья ещё смеялись, а потрясённый Феофил уже говорил:

Я верю в Христа. Он истинный Бог!

С чего ты взял?

Посмотрите на эти яблоки, на розы! Они из Рая. Их прислала Дорофея!

Произошло чудо. И Феофил поверил в Бога. А остальные — пошли докладывать игемону, что его помощник исповедует Христа.

Сначала Феофила мучили. Потом казнили. Память святого празднуется в один день с мученицей Дорофеей.

19 февраля — память святых мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила из Кесарии Каппадокийской (288—300 г.) 

ЧТО ЧИТАЕТ СЕРГЕЙ АНДРИЯКА

Удивительная гармония присутствует в работах Сергея Андрияки, народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, ректора Академии акварели и изящных искусств.

Встречаешься с этой красотой — и душа словно воскресает. Возвращается свет, радость жизни. Вот мне и захотелось узнать у Сергея Николаевича, есть ли тут какой-то особый секрет.

Художник ответил:

Я уверен: в творчестве проявляется то, как человек живёт.

Тогда расскажите, пожалуйста, для начала: какие книги вы читаете? — попросила я его.

Самая великая и вечная книга — Библия. Ничего ценнее, важнее, глубже, мудрее просто не существует. И те писатели, которых я люблю, пропитаны духом Библии.

Вы успеваете утром или вечером читать по главе Евангелия?

Сейчас не всегда, а раньше успевал. Любому человеку нужно прочитать не только Евангелие, но и Ветхий Завет. От начала до конца. Добросовестно, фундаментально, не в сокращённом варианте.

Можно читать в день по главе, но надо набраться терпения. В книгах Числа, Второзаконие идёт очень много перечислений, повторов. Современный человек хочет быстро схватить информацию — и отложить том. Но это книга созерцания, а не информации.

Мне она на разных этапах жизни открывалась какой-то новой стороной. Я понимал, что раньше просто не готов был воспринять. Потом проходило какое-то время — и открывалось другое.

А как с художественной литературой?

На неё у меня сейчас почти нет времени. Даже на то, что хотелось бы прочитать.

И в отпуске?

Его не бывает. А когда появляется свободная минутка, я должен писать.

Но какие-то привязанности остаются?

Да, могу взять «Братьев Карамазовых» — и читать с любой страницы. Многие думают, что Достоевский тяжёлый писатель, а мне так не кажется. Читаешь его — и размышляешь, соотносишь это со своей жизнью, с жизнью окружающих тебя людей, анализируешь.

Книга — общение?

Конечно! Что касается современных авторов, то я их почти не знаю. Не могу читать Солженицына.

Помню, в 1989-м году я долго был в Париже, делал там выставку и как раз общался с нашим патриаршим экзархатом. Познакомился с отцом Львом по фамилии Махно.

Звучная фамилия!

Сам он из Тулы. До этого служил шесть лет в Нью-Йорке. У меня в жизни тогда сложилась трудная, нехорошая ситуация — и отец Лев мне в этот момент очень помог. У него было большое количество ИМКА-прессовской литературы. И я привёз сюда целый чемодан книг.

Но издания ИМКА-пресс были запрещены в СССР.

Как раз их только-только разрешили. Я взял Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и стал читать. А там — нелитературный язык. И начинаешь напрягаться, чтобы вникнуть в смысл, в содержание, потому что очень коряво написано. Прочел одну страницу, вторую, третью, четвёртую. Потом думаю: «Нет, не могу тратить на это время». И понял, в чём дело. Там много политики, информации, но к литературе — искусству слова — это не имеет никакого отношения. И я книгу закрыл.

Взяли Лескова?

Вот! Лесков — это чудо, мастер языка. Читаешь — и испытываешь удивление, радость. Тем более, что у него глубокий и правильный подход к христианству, иногда даже парадоксальный для нашего современного взгляда.

Мне кажется, для девятнадцатого века он тоже был парадоксальным.

Тем не менее, это очень убедительно.

Да, Христос человеку так близок, что Он у него «за пазушкой». И там происходит главное. Сокровенно, в тайне.

А помните про пьющего батюшку, которого отстранили от служения? Это «Соборяне». Всё там живое, как оно есть — и проникает в сердце.

Наверное, нам этого не хватает. В вере, как и во всем, «порвалась связь времен». А какую музыку вы любите?

Очень люблю, постоянно слушаю Вагнера, Моцарта, Чайковского, Вивальди. Но в основном — в машине. Не могу слушать в мастерской, потому что часто работаю ночью. Вероятно, соседи не скажут ничего, но это будет неправильно с моей стороны.

В юности я полюбил хороший вокал. Нашел в классе ещё одного такого же «одержимого» классической музыкой — Юру Смирнова (он сейчас у нас в Академии работает).

Долгая дружба!

Мы с Юрой вместе ходили в театральный музей имени Бахрушина. Там читали лекции о выдающихся исполнителях мира. Конечно, из молодежи на лекции больше никто не приходил, были люди пенсионного и далеко пенсионного возраста (улыбается).

Мы покупали пластинки. Много пластинок. У Юриного отца была колоссальная фонотека. А моя мама работала в системе «Интуриста», и это давало мне возможность посещать спектакли Большого театра. Одни и те же балет или оперу я смотрел по многу раз, и это не надоедало.

Как художник я придавал большое значение общей гармонии: декораций, музыки и голосов, если шла опера. Чтобы это всё сочеталось.

А ведь вас это воспитывало.

В те годы среди наших исполнителей выделялся Владимир Атлантов. А мы-то с Юрой уже знали великих певцов — Энрике Карузо, Тито Руффо, Марио Ланца, Тито Гобби… Их можно перечислять и перечислять. Большинство людей теперь этих имен вообще не слышали.

А популярная музыка?

Для меня она не существовала. Почти всё население страны слушало Битлз, «Иисус Христос суперзвезда». Одноклассники тоже пытались меня к ним приобщить. Но я говорил: «Это не музыка! Ударника в гармонической музыке просто не может быть!»

В Африке у аборигенов ритуальные песни гармоничны с их образом жизни. А здесь у нас отбивать ритм — значит будить в человеке физиологию. Ничего духовного и душевного в этом просто нет.

Я знаю, что в искусстве всегда отражается то, как ты живёшь. Словно в зеркале. Если мы хотим слушать звук наркотиков, то тогда подойдёт Битлз. Но мне это совсем не близко. У нас тоже были бесконечные дискотеки, которые мы называли «бесотеки» (смеётся).

Откуда такое слово?

Ему там всё соответствовало — и форма, и содержание.

Сейчас такой век: хочешь купить диск Моцарта, приходишь в магазин — и тебе говорят: «Берите, вот лучшее!» А кто исполняет — вроде и не важно. Мелодия такая же? Такая же!

И вместо музыки часто предлагают техничное воспроизведение нот. К сожалению.

А у меня в Лондоне был такой случай. Мой друг-англичанин, чтобы меня занять, предложил: «Хочешь сходить в Лондонскую королевскую филармонию?» — «Да, — говорю, — я очень люблю хорошую музыку». — «Вот, смотри, какая программа!»

В первом отделении были Моцарт, Шуберт, во втором — девятая симфония Бетховена. Друг помог мне купить билет, потому что я не знаю английского. Сижу в зале — и вдруг выходит на сцену седовласый, уже очень пожилой дирижёр. Все встают, встречают его овацией. Кто это, я тогда не знал. Он дирижировал — и музыка так действовала на меня, что я потом думал: «Вот такого уровня, такой высоты должно быть изобразительное искусство».

А вы всё о своем! Кто это был?

Джордж Солти — один из выдающихся дирижёров (он уже умер). Друзья привезли мне из Лондона два диска Солти с музыкой Вагнера. Когда я это послушал, другие исполнители Вагнера мне показались… не очень. А потом мне подарили всего Вагнера. Солти, оказывается, полностью записал «Кольцо Нибелунгов».

Совсем недавно купил диск с пятой симфонией Бетховена. Дирижирует Артуро Тосканини.

Старая запись! Наверное, 50-х годов прошлого века?

Диск пока лежит в мастерской, я всё никак не возьму его в машину. Предвкушаю удовольствие.

Хорошо, что теперь можно найти в Интернете любых исполнителей — с самого начала звукозаписи. Вагнер — ваш самый любимый композитор?

Да. Музыка обращена к эмоциям. Композиторы отличаются по темпераменту, как и поэты. Есть прекрасные стихи, но…

На душу не ложатся?

Вот-вот! Так и музыка. Мне кажется, чтобы обучить кого-то традиционному классическому изобразительному искусству, нужно, чтобы человек был гармоничен всесторонне. Невозможно одновременно слушать Майкла Джексона — и изучать наследие старых мастеров. Одно с другим не вяжется: Джексон занимается разрушением в музыке, классики — созиданием. А вот Баха слушать хорошо. И никаких противоречий нет.