ТРУДНЫЙ ПУТЬ В ГОРУ

Исаак ЛЕВИТАН. Ранняя весна в Абрамцево

Вершина года — Воскресение Христово, Пасха. А Великий пост — путь к этой вершине. Тяжело подниматься в гору. Хотя Господь уже всё предусмотрел, проложил нам дорогу.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называл Великий пост временем «благодатного и спасительного делания, особых усиленных трудов для того, чтобы нам духовно обновиться и в чистоте сердца встретить и прославить Светлое Христово Воскресение. Но нельзя вступать в этот труд, не примирившись друг с другом».

И мы просим прощения у вас, наши читатели!

Церковь начинает пост Великим покаянным каноном Андрея Критского: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…»

Сам Бог открывает нам дверь к покаянию. Христос сорок дней постился в пустыне. Возвратился оттуда в силе духа — и начал Своё благовестие удивительными словами:

— Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1: 15).

Пост, молитва помогают нам увидеть себя, своё горькое, падшее состояние. Стоит чуть-чуть утеснить тело, отказаться от мяса, молочного, яиц, — и душа начинает сопротивляться. Тут нас поддерживает преподобный Амвросий Оптинский: «Всякое лишение и всякое понуждение ценится Богом, по сказанному в Евангелии: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное (см. Мф. 11. 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, им же бог чрево…»

Святой старец убеждён: «здоровые от поста бывают здоровее и бодрее». Но идут годы — и наше тело изнашивается. Набираются болезни. Преподобный Амвросий и сам был крайне немощен, поэтому он строго предупреждает: «Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной!» Почему? Потому что «мы должны быть не телоубийцами, а страстоубийцами». Побеждать страсти — покаянием. От зла отвращаться, к добру прилепляться (см. Рим. 12: 9).

Пост открывает, как далеки мы от добра: простого внимания друг к другу, сочувствия, снисхождения к слабостям. А если не открывает, значит, дела наши ещё хуже: появилось нечувствие к греху. Пост поможет справиться и с этой болезнью души. Такую силу даёт ему Господь.

Христос говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6. 16, 17—18). Святитель Феофан, Затворник Вышенский объясняет, что это значит: «Никогда ни под каким видом не угрюмничайте». Не принимайте на себя угрюмый вид — мрачный, неприветливый. Пост — время радостное, благоприятное.

Службы Великого поста длинные, покаянные. Но сколько же в них света! И он приходит в души, обращённые к Богу.

Мы помним, что поднимаемся в гору. В конце сорокадневного поста нас ждёт Страстная Седмица. Вместе со Спасителем мы пройдём её — день за днём. И встретим ликующее воскресение Христа, Его победу над смертью. Войдём в торжество жизни.

2 марта — начало Великого поста