А ПРАЗДНИКИ ТРУДНЕЙ, ЧЕМ БУДНИ

-Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз, – говорил преподобный Амвросий Оптинский.

Вглядываясь в жизнь святого старца, только диву даёшься: как человек мог столько вытерпеть? Только милостью Божией. Здоровья у него совсем не было. Физические страдания – почти постоянные. И при этом в будни он принимал десятки посетителей и посетительниц. Каждый приходил – с бедой, нуждой, слезами. Ждал молитвы, утешения. И старец теплом, добрым, весёлым, мудрым словом укреплял людей.

Но ещё больше терпения нужно было в праздники. В декабре батюшка отмечал именины – в день памяти святителя Амвросия Медиоланского. С вечера у него в келье служили всенощное бдение. А утром начинались поздравления.

Сначала приходили игумен и монахи Оптинского скита. Самые близкие, жившие совсем рядом. По очереди они поздравляли старца. А он сидел на койке с поджатыми ногами, потому что от пола шел холод – и батюшка его не выдерживал.

Гости рассаживались в келье самого старца, у его келейников, в зальчике. И всех угощали сладким чаем со сдобными булками. Для скита это большое лакомство.

Потом братия уходили на трапезу, а у старца оставались скитоначальник и ещё человек пятьдесят. В зальчике накрывали стол – и начинался обед. Старец на нем присутствовал. Сидел отдельно на мягком диване, опять же с поджатыми ногами.

Как-то принесли к столу ароматное рыбное жаркое. Батюшка Амвросий сказал:

-Эх, хорошо кушанье-то! Ну, дай хоть понюхаю, коли есть нельзя!

И к нему поднесли блюдо. Он вдохнул аромат жаркого:

-Ну, неси далее!

Все заулыбались и принялись за рыбу. Им было хорошо.

О чём шла беседа за столом? Старца интересовало всё: церковные новости, жизнь общества, литература, музыка.

Потом скитские уходили. Но появлялись новые гости. Снова накрывали стол. А старец всё сидел с поджатыми ногами. Принимал поздравления, шутил.

Потом открывали дверь хибарки. Монахинь, светских женщин, приехавших поздравить старца, тоже поили чаем с пирогами. Келейники к тому времени уставали: кому-то чай подадут, кого-то забудут. Спуску им не давали. Начинался ропот.

И старец выходил в хибарку извиняться. Это по-христиански – попросить прощения. Говорил:

-Простите меня, матери и сестры, что получилось – кого чаем, а кого «величаем»! Но вы ведь знаете немощь мою…

А после обеда к батюшке приходила братия из монастыря – триста человек. И тоже каждый поздравлял старца, а он сидел на койке с поджатыми ногами.

И этих гостей угощали чаем со сладостями и белым хлебом, поили пивом, но уже в скитской трапезной.

Да ещё в бедный Белевский монастырь отправляли подводу с белым хлебом и пирогами. Чтобы и там монахини отпраздновали именины батюшки.

Все расходы принимала на себя помещица Александра Николаевна Ключарёва, духовная дочь преподобного Амвросия. Это на её земле старец основал Шамординскую женскую обитель. И когда Александру Николаевну постригали в монахини, ей дали имя – Амвросия, тоже в честь святителя Амвросия Медиоланского. В последние годы жизни старца она справляла именины в один день с ним.

Матушка Амвросия тоже накрывала столы – но уже вечером. Гости ужинали – и праздник завершался.

А на следующий день старцу опять требовался обоз терпения. И великое смирение: продолжались будни. Батюшка говорил:

-Лишь только смирится человек, как тотчас же смирение поставляет его в преддверие Царства Небесного, которое, прибавим к сему апостольские слова: «не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Римлянам. 14. 17).

И добавлял:

-Бог посещает Своею милостью только смиренных.

Наталия КАПЛИЦКАЯ

23 октября – память преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца

6 декабря – 200 лет со дня рождения святого

20 декабря – память святителя Амвросия Медиоланского

Добавить комментарий