ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ


В конец, разума Давиду (1), внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов, 51 (2)
. Такое здесь длинное название. Оно объясняет причину появления псалма: поучение Давида, когда пришёл Доик Идумеянин, и принёс весть Саулу, и сказал ему: пришёл Давид в дом Авимелеха.

Давид убегал от преследований царя Саула. С небольшим количеством людей он достиг Номвы — города священников. Об этом рассказывается в Первой книге Царств. Давид и все, кто сопровождал его, пробирались скрытыми местами, чтобы их не заметили. Не вкушали пищи, совершенно выбились из сил.

По внушению Святого Духа Давид обратился к священнику Авимелеху, и тот дал ему хлебы предложения — освящённый хлеб, который разрешалось есть только служителям храма. Об этом случае Христос говорил в Евангелии и объяснял: не человек — для субботы, а суббота — для человека (см. Мф. 12: 3—8).

Священник отдал Давиду ещё и меч Голиафа. Когда-то хрупкий юноша Давид вышел сражаться с огромным Голиафом. Тот смеялся над ним: ну, разве это воин? И так понятно, на чьей стороне сила. Но Давид взял пращу, метко выпустил из неё камень — и поверг противника (см. 1 Цар. 17).

Это было знамение свыше: победила сила Духа, благодать, пребывавшая на Давиде. Господь через Своего избранника избавил народ от разорения и плена. А меч Голиафа стал священной реликвией и бережно хранился.

Когда-то я был в Грузии. Там, высоко в горах, есть храм, посвящённый Великомученику и Победоносцу Георгию. В нём хранится лук святого — мощный, высокий. И все, кто бывает в храме, обязательно проходят через него.

В Номве находился один из слуг царя Саула — Доик Идумеянин. Он донёс царю на Давида и Авимелеха. Саул приказал привести к нему священника, стал упрекать его в том, что он замыслил недоброе, молился Господу о Давиде. Но священник ответил: «Кто из всех рабов твоих верен, как Давид? он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтён в доме твоём». И ещё сказал, что молится Богу за всех — малых и великих.

Но царь разгневался: «ты должен умереть, Авимелех, ты и весь дом отца твоего». И велел слугам пойти в Номву, убить священников, их семьи. Слуги не согласились. Тогда Саул сказал Доику, чтобы он сделал это. «И пошёл Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин, и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом» (см. 1 Цар. 22: 7—19).

Как мог царь поднять руку на тех, кого Господь поставил на служение Ему? Они были солью земли, светом для народа.

Давид понимал: раз уж Доик его увидел, то обязательно донесёт Саулу. И ушёл в другое место. Узнав о жестоком убийстве, он произнёс этот псалом, который нельзя назвать ни песней, ни гимном. Да и мог ли пророк петь, когда погибло столько священников? Но он оставил поучение на все времена, всем народам: разума Давиду. Чтобы люди вникали в происшедшее и видели: когда Бог отверг Саула от царского служения, с ним стали происходить страшные вещи. Саулом овладевал нечистый дух. Царь приходил в такую ярость, что старался убить Давида.

Но Промысл Божий хранил пророка. Сын царя Ионафан стал его другом, предупреждал об опасностях. Они были — как одна душа.

Почему Саул дал власть иноплеменнику и послал с ним воинов, чтобы уничтожить священников? В чём смысл этого трагического события? «Много потребно нам разума к познанию домостроительных тайн Божиих», — говорил святитель Иоанн Златоуст о событиях, описанных в псалме. А святитель Афанасий Великий отмечал: тут явно по Промыслу совершилась воля Божия. Но в истории немало подобных загадок. Правильно понять их смысл никто не может.

И всё-таки тяжёлый вопрос остаётся. С него Давид начинает псалом, чтобы яснее выразить укоризну клеветнику Доику и действующему в нём дьяволу: Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день (3). Что хвалишься в злобе, сильный? В беззаконии весь день.

Давид раскрывает внутреннюю подоплёку человека, который решился действовать путём обмана, лукавства, лести. Доик не был ни военачальником, ни царедворцем. Надеялся оказать услугу Саулу — и получить выгоду. К тому же это Идумеянин, язычник. Он был чужд духовной жизни израильского народа, не имел в душе искры Божией. Получил от царя власть, вылил злобу, уничтожил священников — беззащитных, открытых. Но воины, которых привёл Доик, были израильтянами. Как они посмели так поступить?

Пророк говорит: Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть (4). Неправду замыслил язык твой, как бритву острую, использовал ложь.

Лесть — самое страшное оружие, особенно против великих людей. Если их ум не способен отличить правду от лжи, они попадают в опасное положение.

В лихую минуту Доик обольстил царя: мол, твой единственный соперник Давид в твоих руках. Зачем же малодушествовать? Прими меры. Душа Саула двоилась: он знал, что благодать Божия — на Давиде. Господь избрал его. Значит, будет так, как определила святая воля Творца. Это, видимо, сдерживало царя, но не останавливало.

Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду (5). Доик возлюбил злобу больше добра, отверг всё порядочное, благочестивое. Он предпочёл неправду — правде и думал так возвысить себя. Возможно, хотел занять место Давида, стать приближённым царя. Тот доверился бы ему.

Псалом указывает: причина злобы — во внутреннем ослеплении и пленении. В душе не остаётся ничего доброго, даже искра истины истреблена в человека — по его же собственной воле.

Давид восклицал: Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив (6). Доик возлюбил потопные слова и понятия, у него льстивый язык.

В Библии описан всемирный потоп — самое грандиозное разрушительное событие на земле. Сорок дней и сорок ночей лил сильный дождь. В воде погибло всё живое. Лишь в ковчеге сохранились Ной, его семья и животные, которых они взяли с собой (см. Быт. 7: 12).

Причиной потопа было состояние человеческого рода. Люди стали плотью, не имеющей в себе ничего духовного: без воли, искания истины, покаяния, желания сохранить в себе Божественное начало. Творец определил: Его Дух не может быть в них. Они уравняли себя с животными (см. Быт. 6: 3). А человек, хоть и падший, всё-таки имеет разум, должен вести себя, сообразуясь с ним. И Господь отказал в жизни таким созданиям.

Дар слова дан нам для постижения смысла бытия. В словах выражается то, что присутствует в уме. Допотопные люди говорили, покупали, продавали, праздновали. И во всём проявлялось только одно состояние души: грех, плотское непотребство, полное омрачение разума — духовной силы человека.

Некоторые писатели отмечали: праотец Ной возводил ковчег не одно десятилетие. Окружающие видели это, могли выяснить, что происходит. Но никто не спрашивал. А ковчег потихонечку строился — и суд Божий наступил: на землю стали изливаться потоки воды.

И про Доика Давид сказал: возлюбил слова потопныя, льстивые. В человеке уничтожено духовное начало.

Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых (7). Поэтому Бог разрушит тебя до конца, исторгнет тебя, переселит тебя из твоего селения и корень твой из земли живых.

Вот к чему приводят потопные глаголы и лесть. Крайний эгоизм и развращённость разрушили Доика изнутри. Он сам избрал это, как допотопные люди. И потоп всё довёл до конца.

Человек создан гармонично: каждый орган связан с другими. А тут вся природа подвергается уничтожению: преселит тя от селения твоего. Селения были совершенно смыты потопом. Погибли люди — весь их корень на земле живых.

Здесь Давид обращается ко всем язычникам и перечисляет: разрушит, исторгнет, переселит.

Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: (8) се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею (9). Увидят праведники и убоятся, и посмеются над ним и скажут: вот человек, который не определил Бога Помощником себе, но уповал на большое богатство своё, и считал, что всего может достичь пустыми, суетными делами своими.

Праведный Ной и его семья испытывали страх: убоятся. Земля залита водой, в ковчеге плавает горстка людей. Но, с другой стороны, они же и возсмеются, видя участь человека беззаконного.

Давид укоряет Доика и всех язычников от лица праведников, сохранивших верность Творцу, не оставивших дел благочестия. Размышляя над причинами потопа, праведники скажут: человек не уповал на Бога. Имел одну цель — приобрести множество богатства и больше ни о чём не думал. Каждый день занимался делами пустыми, бесцельными — и они не перерождали его, не меняли к лучшему. Наоборот, в суете терялась способность здраво рассуждать, понимать, что происходит.

Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века (10). Я же, как маслина многоплодная в доме Божием, уповаю на милость Божию во веки веков.

Пророк Давид сравнил себя с маслиной, приносящей большое количество плодов, растущей во дворе дома Господня. Маслина — одно из самых полезных деревьев, Божий дар людям. Обычно их сажали вокруг святилищ, в садах. За ними ухаживали, хранили, облагораживали.

Оливковое, или деревянное, масло использовали для питания, укрепления сил, врачевания тела. Чистое масло приносили в жертву Богу, с ним возжигали светильники. Оно было символом служения Создателю.

Давид исповедовал Господа, молился, служил Ему. Уповал на милость Божию. Пророк надеялся: из года в год, из века в век так и будет продолжаться на земле. Маслины долго живут. А когда умирают, на их месте сажают новые деревья.

Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими (11). Исповедаю Тебя вовек, и терплю имя Твоё, ибо оно благо для преподобных Твоих.

Давид будет возвещать всё, что сотворил Бог для Своего народа. Трудными путями вёл Господь Своих людей и церковь, помазал их силой благодати. Дал возможность быть священниками, нести проповедь о Творце всему миру.

Терплю имя Твое — очень яркий образ. Заповедь говорит: не поминай имя Господа всуе, попусту. Обращение к имени Божиему должно быть особенным: исходить из глубины души, от сердечного желания всегда знать Его, служить Ему.

Терпение — это труд. Чтобы выполнить волю Божию, нужны усилия. Терпеть Господа приходится всем, кто живёт в нашем непростом мире — среди людей относительно верующих или совсем безбожников. Без труда не сохранить заветы, которые Бог установил с праведниками — начиная с Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида.

В истории человечества постепенно происходило обновление заветов. Они теряли силу над душами — из-за людской многопопечительности, суетности. И надо было предпринимать труды для восстановления этой силы.

Уже в Новом Завете апостол Павел говорил: «Испытывайте себя, в вере ли вы» (см. 2 Кор. 13: 5). Не является ли она для вас чем-то относительным: да, вроде бы Бог есть. Но Господь призывает нас к иному — внутренней жизни по вере.

Слова терплю имя Твое открывают: имя Божие Давид носил в сердце. И готов был на любые труды ради того, чтобы оно никогда не умалялось в чувствах, не исчезала жажда приближения к Творцу.

Имя Божие — благо пред преподобными. Господь создал нас по Своему образу и подобию. И мы можем иметь преподобие — Его образ в себе. Оно приобретается верой, усердием, любовью к Богу, исполнением заповедей.

Такое благо было дано всем, кто прошёл жизнь достойно, в святости. Связь с ними остаётся у нас навсегда — и во временной жизни, и в вечной.

Эти слова кажутся архаичными: терплю имя Твое, яко благо. Но образы, пришедшие к нам из древности, подлинны и глубоки.

Псалом начинается словами: в конец, разума Давиду. Его конечная цель — открыть разум читателей, чтобы мы усвоили: страшные вещи могут произойти с каждым из нас, если мы посеем в сердце ложь, лесть, злобу. Сможем ли потом их преодолеть?

Пророк Давид ставит вопрос: как в Израиле могло произойти такое бесчеловечное событие? Убиты священники, их семьи. Послужил этому один человек — язычник, иноплеменник. Пришёл к царю, обольстил его — и пострадало множество людей, праведников. Господь хранил их: жизнь праведников — в Его руках. Это истина. Но Он попустил случившееся.

Доик Идумеянин хотел находиться при царе, разбогатеть. Пророк Давид проявил деликатность к нему, не воздавал злом за зло. Но святители Афанасий Великий, Иоанн Златоуст указывали: поступок Идумеянина подобен предательству Иуды. Доик обольстил царя и убил священнослужителей. Иуда тоже льстец и предатель: внешне показывал одно, а думал — другое.

Бог готовил пророка Давида для высокого служения. Никто, ничто не могло помешать Ему.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ