
Снова и снова мы перечитываем евангельские слова: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
А рядом с Господом в этом дивном сиянии стояли два великих пророка — Моисей и Илия.
Христос обещал ученикам, что они увидят Царство Небесное и «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём» (см. Мф. 16: 28). И они увидели — свет. Подобного ему не бывает на земле. Наш мир сотворён Богом, он тварный. И тварное солнце посылает нам тварные лучи. А это было сияние ярче солнечного — свет Божественный, пронизывающий и изменяющий всё вокруг.
— Я свет миру, — говорил о Себе Спаситель (Ин. 9: 5).
Ученики убедились в этом. Рядом с Христом они испытывали такую радость, которую тоже не могли ни с чем сравнить. Пётр воскликнул:
— Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Но Христос ничего не ответил Петру. Когда тот ещё говорил, они оказались внутри светлого облака и услышали:
— Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.
Ученики узнали голос Бога Отца. И в страхе упали на землю. В Царстве Божием все знают друг друга. Узнали же апостолы древних пророков Моисея и Илию.
Бог снисходит к человеку. И Христос подошёл к Своим ученикам, прикоснулся к ним:
— Встаньте, не бойтесь!
На горе уже никого не было. Скрылся свет. Господь — Сын Человеческий в привычном виде стоял перед ними (Мф. 17: 1—8).
Пока длилось откровение Божие, ученики смотрели на Христа. И не оглядывались по сторонам. А если бы оглянулись, вероятно, были бы поражены светом, который пронизывал их самих. Как-то преподобный Серафим Саровский показал Божественный свет своему служке — Мотовилову. И сказал, что тот тоже в таком свете — в благодати Духа Святого.
Свет исходил от Божией Матери. И людям казалось, что они говорят не с человеком, а с Самим Богом. Когда Владычица отходила в вечность, ни у кого мысли не было назвать это смертью. Её переход был похож на сон — успение. Это слово прочно закрепилось в нашем языке.
Господь чудесно собрал апостолов в Иерусалиме, дал им попрощаться с Богородицей. И они видели: Пречистая уходила в Божественный свет. Сам Христос принял на руки душу Своей земной Матери.
Нам не видно, как пронизан светом наш мир. А это так. И всякий раз, когда радость касается души, это признак света. Он здесь, с нами. В нас прорастает вечность.
Христос призывал: пусть ваш свет светит человекам. Но прославлять они будут не нас, а Отца нашего Небесного (см. Мф. 5: 16). Это Его свет.
19 августа — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии