ПСАЛОМ ПЯТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ


У пятьдесят восьмого псалма длинное название: В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стреже дом его, еже умертвити его, 58 (1). Исполнять в конце, да не погубишь, псалом Давида для написания на столпе, как послал Саул воинов, и стерегли дом его, чтобы умертвить его.

В надписаниях псалмов, начиная с пятьдесят третьего, пророк Давид открывал свои молитвенные переживания, связанные с гонениями на него. Воины царя Саула преследовали Давида. Он просил Бога: да не растлиши — не предай меня смерти, тлению.

Смерть бывает телесная и духовная. Пророк был носителем Божией благодати и понимал: в гонениях неимоверно трудно выжить, но ещё труднее — не потерять дары Святого Духа. И пророк хотел высечь псалом на каменном столпе: Давиду в столпописание. Сохранить на века, сделать достоянием народа Божия.

Царь Саул послал воинов к дому Давида и приказал его убить. Перед лицом смерти люди стараются защититься. Но как спастись человеку, не прибегающему к помощи оружия? Пророк надеялся на Господа. И Промысл Божий сохранил Давида.

Его супруга Мелхола, дочь царя Саула, помогла мужу бежать. Она спустила его со стены в корзине, и тот незаметно ушёл (см. 1 Цар. 19: 11—12).

В сердце Давида родилась молитва к Господу: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя (2). Защити меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня избавь. Эта внутренняя молитва, скорее всего, предваряла всё, что пережил Давид.

Основным врагом его был Саул. Он боялся потерять власть, хотя уже знал: Бог отверг его и избрал царём Давида. Но Саул не мог остановиться, до последнего дыхания старался уничтожить пророка.

Псалмы очень ценны для нас. В молитвенных воззваниях к Господу они открывают суть спасения человека. Нам важно не отпасть от Бога, не нарушить живой союз с Ним.

Давид видел: больше всего людям мешает грех, который мы допускаем, пока живём на земле. Потом апостол Иоанн Богослов скажет: «мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Давиду это было открыто. Он знал: молитва к Богу уничтожит любые замыслы врагов, коварство, ложь. Только Господь может разрушить, превратить в ничто эти невидимые, но явно действующие силы.

Пророк молился Творцу: Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя (3). Избавь меня от делающих беззаконие и от мужей, жаждущих крови, спаси меня.

Во времена Давида шло много войн — освободительных, священных. Участвовать в них израильтянам повелевала совесть и прежде всего — Сам Господь. Воины старались выполнять свою миссию без злобы. Отстаивая правду, они проливали кровь противника. Но их нельзя было назвать мужами кровей.

А царя Саула — можно. Он поступал беззаконно. Авторитет Давида в народе возрастал. Саул отдал ему в жёны дочь, показывал своё расположение к пророку. А при этом хитрил, злобствовал.

Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепции, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи (4). Душу Давида уловили, поймали. Его окружили сильные враги — нападоша на мя крепции. Им дано повеление предать пророка смерти. Он это видел и исповедовался перед Создателем: ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. У Давида не было беззакония, греха. По духу, разуму пророк ничего не сделал против святых заповедей Божиих.

Господь возлюбил Давида, ведь он был кроток, смирен сердцем, не враждовал с родственниками, с теми, кому подчинён. Царю, военачальнику нельзя прекословить, иметь против них злых умыслов в душе. Тогда в отношениях с ними не будет беззакония.

Давид обращался к Творцу. Пророк понял бы причину гонений, если бы был в чём-то виноват. Но он старался исполнять волю Божию. Это Господь избрал его царём и отверг Саула.

Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь (5). Давид шёл и поступал без беззакония. Он не стал тайком собирать сторонников, готовить восстание против Саула. И в этом его величие. Пророк видел: всё, что происходило с ним, шло от Господа. Бог медлил. И это время надо было пережить с внутренним достоинством.

Давид призывал Творца: востани в сретение мое и виждь — выйди ко мне навстречу и посмотри. Как? Бог силён особым знаком явить Своему избраннику: Я с тобой, мужайся, крепись.

Когда смерть грозит на каждом шагу, человек страдает морально и может не справиться с ситуацией, впасть крайность. Думать, что жизнь пропала, выхода нет. Давид просил Бога увидеть его незлобие, почтение к Саулу — несмотря ни на что.

И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающия беззаконие (6). Давид остался непреклонно предан Богу, верил, надеялся на Него. А Господу известно, что угрожает человеку. Это давало пророку силу — и он взывал к Творцу, просил посетить его, увидеть внутреннюю брань, происходившую в нём. Давид её преодолевал, всё делал во имя Божие.

Вслушайтесь в эти слова: и Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев. Какое мощное обращение к Богу! В нём ощущается масштабность, всеобъемлемость, пророческое дерзновение. От чего это родилось? От чистоты, совершенной преданности Богу, уверенности: всё совершается Его рукой. Давид полностью предавал себя Творцу. Пророк пережил страх смерти, видел, что её не миновать — и всё-таки был спасён. Он испытал великую радость — не столько за себя, сколько за всех людей. Ему открылось: не его одного Бог ведёт таким путём. Многие люди будут испытывать нечто подобное. И пророк оставил заботы о себе, стал возносить молитву обо всех, мощно обратился к Богу: И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки — внемли, посети все народы.

Как это знаменательно! Уже в Ветхом Завете благодатью Святого Духа Давид прозревал: Создатель волен и способен посещать не только маленький Израиль, но всех людей, живущих в мире.

Пророк просил: пусть останутся при своих беззакониях те, кто явно противится воле Божией, не хочет видеть Его действий: не ущедриши вся делающия беззаконие — не пошли им Свои щедроты.

Дух дышит, где хочет (см. Ин. 3: 8). И Давид обратился к тому, что происходило рядом с ним в Иерусалиме: Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град (7).

Пророку открылась внутренняя жизнь горожан. Они возвратятся на вечер — вернутся вечером и взалчут, яко пес — испытают голод, будто пёс. Люди не захотели жить высотой своего призвания, внимать заповедям Господним — и в своих стремлениях начали уподобляться псам. Менять человеческий образ — на образ зверя.

Они будут бродить вокруг города — обыдут град, почувствуют сильный голод, станут искать пищи. Жалкие, потерянные, никчёмные. Дар слова не отошёл от них. Но люди, как многие сейчас, обсуждали только текущие события, проблемы дня: Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша? (8). Отвечают устами своими, а слова в их устах — злые, разящие, словно меч. Горожане дают уничтожающие оценки окружающим, начальникам. Почему?

Они творили неправду, но говорили себе: все так делают. Были уверены: ничего особенного не происходит. Пророк Давид спрашивал: ибо кто слышит это — яко кто слыша? В вопросе чувствуется отрицание Творца и Создателя, Его Промысла: вроде бы никто нас не слышит. Но зачем тогда говорить?

И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки (9). Бывали времена, когда отпадение человека от Бога проявлялось с большой силой. Побеждало невежество, богохульство, противление Творцу. Но Господь обязательно посмеётся этому грубому атеизму: Ты, Господи, посмеешися им. Через пророков, праведников Он откроет людям: что же вы потеряли своё высокое достоинство, звание, забыли истоки, основания, на которых создан мир и ваша жизнь? Ни во что вменили достояние всякого человека: язык, народность: уничижиши вся языки.

Во времена Ноя или Авраама можно было по пальцам пересчитать число праведников. Авраам даже спрашивал Господа перед уничтожением Содома: сохранишь ли Ты город, если найдёшь там пятьдесят праведников? Господь отвечал: ради них пощажу. Обещал помиловать, даже если найдёт десять. Но их не оказалось (см. Быт. 18: 24).

Как интересно! В Содоме жил один праведный Лот. Он был всеми презираем, не мог никому передать духовное богатство. Его не хотели слушать. Праведник вышел из города — и Создатель сразу же провозгласил Свой суд над Содомом. Жители погибли от огня.

Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси (10). Держава — небесные дары, благодать, сила. Господь буквально вручил державу Давиду, избрал его царём. Уже в молодости Давид имел царское величие: вышел бороться с богатырём Голиафом — и победил.

Давид всё одолеет, всему даст завершённость, откроет смысл. Но державу ему нужно сохранить в тяжёлых испытаниях. И пророк исповедовал Богу: сохраню, несмотря на угрозу смерти. Божественная сила держала Давида. Враги чувствовали её присутствие — и никто не мог сломить, уничтожить одного единственного человека. Бог Заступник его: Он над Давидом, в Давиде, даёт Своему избраннику полноту благодати.

Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит (откроет) мне на вразех моих (11). Давид прозревал: Бог мой — живой, действующий, всегда побеждающий. Не просвещённые люди этого не видели. А пророк замечал: даже во врагах действует Господь — на вразех моих. Воины окружали его со всех сторон, но он уходил от гибели. Так давал Господь. Дух Давида торжествовал.

Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи (12). Пророк переживал не за себя, а за противников. Когда нам кто-то делает зло, мы говорим: этот человек достоин ада. А Давид в Ветхом Завете молился за врагов: не убий — не убивай их, Господи, когда они забудут закон Твой.

Своими действиями враги свидетельствовали: закон они уже забыли. Но у Давида оставалась надежда. Суд Божий всегда проявляет себя могущественно. Господь произнесёт слово — и суд совершится. Давид просил Творца повременить, дать людям возможность прийти в себя. Пройдут годы. Человек задумается о своей жизни: «А что меня удержало, спасло от беды? Что привело в разум?» И обратится к Богу.

Давид молил Господа: лучше расточи врагов силою Твоею. Расточил же Он по всему миру строителей Вавилонской башни. Вавилон — это смешение, расточение. Пред тем, как разойтись по земле, люди гордо решили создать себе памятник на века — построить башню. Но Господь, жалея их, смешал языки. История строительства башни осталась как урок: воле Божией нельзя противиться. И Давид просил укротить гордыню врагов: низведи я, Защитниче мой, Господи.

Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине (13). Давид всегда смотрел не на внешнее, а на внутреннее состояние людей. Грех проявляет себя в настроении, злобности, порочности человека и утверждается — через слово.

Если кто-то совершил беззаконие, он должен осознать его и покаяться. Тогда грех уничтожится, зло не будет возрастать. Но люди чаще всего поступают наоборот: начинают оправдывать свои низкие поступки. Сначала — перед собой, потом находят тех, кто солидарен с ними. И грех уст их становится словом, исходящим из устен их. Зло началось с помысла, дошло до сердца. Из сердца появились оправдательные слова, образы. Грех утвердился: яти да будут в гордыни своей — будут пребывать в своей гордыне.

Гордым Бог противится, это известно. Причина беззакония — всегда в гордости. Люди могут возомнить себя чуть ли не богами — и у них родится противление Творцу, появятся мысли, что Господь несправедлив.

Пророк Иеремия говорил от лица Создателя: «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа» (см. Иер. 17: 5). Сердце пленяется гордыней, ложью. Но всякая неправда попадает под клятву закона и в конце концов бывает открыта, возвещена людям: и от клятвы и лжи возвестятся в кончине.

Во гневе кончины, и не будут и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли (14). Это похоже на Страшный суд: во гневе кончины. Но Давид не сказал о конце времён. Скорее, речь идёт о жизни человека. Пророк был убеждён: если люди сеют в своём разуме гордость, в них созревает дух противления Богу. Тот, кто не отречётся от гордости, уйдёт в иной мир в этом состоянии.

Когда долготерпение Божие истощится, Его окончательный гнев проявится не только в могуществе, всесилии, но прежде всего — в правде. Люди окунулись в гордость, ложь, лукавство, никак не могут прийти в себя: и не будут.

Господь всесилен: Он был, есть и останется над миром, никогда не потеряет власти: владычествует над избранным народом Иаковом и всеми концами земли. Но у Него — Своё Провидение, планы: Творец хочет, чтобы ни одна душа не погибла. Даже пошлёт на землю Своего Единородного Сына взять на Себя все грехи человеческого рода, спасти мир (см. Ин. 1: 29; 12: 47).

Если люди не захотят это увидеть, они снова и снова будут возвращаться на круги свои: Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град (15). Как жили, так и будут жить. Давид повторил здесь седьмой стих.

Городские жители наладили свой быт, бродили вокруг города. В 16—17 лет мы с ребятами тоже говорили: «Отпущу бороду — пойду гулять по городу». Ходили по аллеям в Люблино, себя показывали, на других смотрели. Но это был праздник молодости: мы только начинали жить, ещё не знали проблем.

А в псалме иная картина: люди потеряли чистоту юности, дерзновение, любовь, превратились в обывателей. И, как пёс — яко пес, уподобились животным по своим интересам. Они разойдутся по домам, чтобы поесть: Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут (16).

Ещё в первом псалме мы отмечали: основная тема Псалтири — два пути, которые выбирают люди: праведника и грешника. У тех, кто не захочет прийти в разум, увидеть Всемогущество, Премудрость Божию, основной печалью будет забота о еде. Если они не насытятся, будут роптать и обвинять Бога: поропщут.

Господь потом скажет в Евангелии: не ставьте на первое место заботу о пище, одежде; прежде всего ищите Царства Божия и правды его — и у вас будет всё необходимое для жизни (см. Мф. 6: 31—33).

Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея (17). Давид будет воспевать, прославлять Творца, с радостью говорить о Его милости с самого утра: заутра. Как бы ни складывались обстоятельства, какая бы беда ни пришла. Потому что Бог его Заступник, Прибежище в день скорби.

Торжественно звучит гимн Творцу: Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог мой Заступник мой еси, Боже мой, милость моя (18). Пророк видел всегда своего Помощника, Заступника, Который был с ним и являл ему милость.

В этом псалме Давид отразил свой жизненный путь. Воины царя Саула преследовал пророка. Куда бы он ни пришёл, его обязательно находили, узнавали. Но пророка не пугали ни смерть, ни опасности. Господь призвал его, вручил Божественные дары — и это неизменно.

Давид молился за врагов, язычников. Обещал сохранить и сохранил державу, которой одарил его Господь, не нарушил священный завет с Ним.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ