ОТЕЦ ГЕОРГИЙ — О СЕБЕ


(Продолжение. Начало в №№ 4—5)

Мудрые люди всегда говорят от своего опыта. В интервью отца Георгия, которые мы записали с ним, остались его воспоминания. Я решила собрать их вместе. Получился рассказ батюшки о себе — от первого лица.

(Продолжение. Начало в №№ 1—5)

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

ВСТРЕЧИ

У меня не было необходимости искать просветлённых старцев. Даже беспокоить их не хотелось. Светит светильник — и слава Богу! Но если враг душу угнетает, полезно сходить посмотреть на такого человека. Соприкоснёшься с этим светом — и будет легче.

Однажды друзья, тоже молодые люди, сказали мне: «Мы сейчас поедем к духовному отцу. Хочешь с нами?» И все вместе отправились к протоиерею Николаю Голубцову. В Москве о нём ходила слава, что это батюшка благодатный.

Он тогда служил молебен. Я стал рядом, чуть сзади. И вдруг почувствовал, что меня, как магнитом, тянет к нему. Хочется прикоснуться, за руку взять. Как будто это родной, близкий человек. Так действовала сила благодати Божией.

Мне приходилось видеть свет в разных людях. Иногда на патриарших службах служил с десятками священников. Смотришь — и видишь на чьём-то лице просветлённость, сердечную умилённость. И думаешь: «Ах, какой же я окаянный! Не подготовился по-настоящему, не собрался духом, не покаялся. А этот наш собрат проявил силу воли, чтобы стать перед престолом Божиим предочищенным — и Бог просиял в нём».

Иногда видел и людей светских, от которых не ожидал просветлённости. Обычно они или много страдали, или болели. Оказались отъединены от других, но пребывали в молитве. И когда исповедовались, причащались, лица их сияли.

Как-то мне попалась брошюра, изданная ещё до революции. Один иеромонах окормлял тюрьму. И его поразило лицо арестанта: оно светилось. Все вокруг были замучены, злобны — и вдруг это сияющее лицо, удивительная внутренняя свобода.

На исповеди арестант открыл, что в тюрьме сидит безвинно. Он взял на себя вину другого, который кого-то убил. Убийца раскаялся, но наказание надо нести, а у него — дети.

Безвинные страдания приводят нас к Царству Небесному. Мы видим: человек находится в аду — и светится радостью, душе его легко. А Первоисточник этого — Сам Христос Спаситель, невинно принявший смерть на земле. От Него идёт к людям эта одухотворённость.

В молодости мне встретились интересные люди, их даже называли богоискателями. Это была целая компания друзей: интеллигенты, мыслители, врачи, художники — даже окончившие Парижскую академию художеств. А мой знакомый в Загорске (Сергиевом Посаде) работал главным санитарным врачом. Он был уже в преклонных годах — где-то на восьмом десятке. Звали его Николаем Ефимовичем.

В начале XX века часть интеллигенции считала, что Православная Церковь закоснела в своих формах, ничего не может дать человеку. И они искали живую Истину.

Эти люди поселились на Кавказе, создали колонию — по учению Льва Толстого. Подвизались там, пока их советская власть не разогнала.

Дальше они изучали символистов, Андрея Белого, теософию. Потом ушли в Индию. Но ничего не находили — и опять переключались на что-нибудь новое.

А потом на горах Кавказа встретились с подвижниками… После беседы с одним подвижником они поверили, что духовное сокровище хранится в Православной Церкви, которая открывает людям Христа, Таинства, Евангелие. И стали жить этим.

Мы познакомились с ними в начале 60-х годов. Мне были интересны люди, прошедшие такой суровый путь. Можно сказать, «не от мира сего». Они занимались общественной деятельностью, но всегда были около Церкви.

В конце жизни Николай Ефимович поселился возле Оптиной Пустыни — в Козельске, в небольшом домике. Его жена приняла монашество и тоже там жила рядом с ним. Тогда в стране был страшный голод. В очередь за хлебом с пяти часов утра вставали. А я приезжал из Москвы и привозил им колбасного сыра!

Мы беседовали с Николаем Ефимовичем — и я всегда видел свет радости, благодати на его лице. Умирал он в больнице. За день-два до смерти лежал с Евангелием на груди. У него был тяжелый сердечный приступ. Указывая на Евангелие, Николай Ефимович сказал:

— Вот где оно читается!

На смертном одре! Лицо его светилось. Человек знал, что нашёл Истину. Бог — Истина.

Богоискатели были всегда. Их не манит высокое положение, высокие доходы. Душа алчет Самого Бога. Они изучали Священное Писание — и находили удовлетворение самым высоким запросам своего духа. Это настоящее счастье.

Чем больше человек очищает душу, тем сильнее начинает сиять в нём Божественный свет. Но такие люди стараются скрывать его, чтобы не вызывать болезненную реакцию у окружающих.

Нужно иметь зоркие глаза, иначе не разглядишь света. Мы ведь привыкли замечать людей добрых, улыбающихся, приятных в разговоре, умных. Но есть люди очень скромные, незаметные, а посмотришь в глаза — и чувствуешь: в них присутствует благодать Божия. Она обязательно себя проявит — через слова, улыбку, лицо. Человек несёт это сокровище тайно — чтобы не потерять. А потерять легко: только мысль мелькнула, вошли в душу страстные земные образы — и всё. Свет и тьма — несовместимы. Когда тьма побеждает, в душе начинаются скорбь и теснота.

Поиск — это жизнь души. Важно не успокаиваться на достигнутом, а узнавать новое каждый день. Хоть немного потрудиться, чтобы познать себя, окружающий мир и особенно — Бога.

Мне приходилось видеть свет на лицах простых прихожан, которые искренне приносили покаяние — и с достоинством, внутренней верою приобщались Святых Христовых Таин. Знаю людей, которые несут тяжёлые кресты — и не унывают, молятся, верят в Промысл Божий. В них тоже заметен внутренний свет.

Но есть тут и другая сторона — неприятная и опасная. Иногда люди принимают на себя то, что им не свойственно, произносят благочестивые слова, хотят казаться духовными, блаженными. Внешность бывает обманчива. И это проверяется. Тут надо иметь рассуждение, распознавать ложное благочестие.

Господь нам объяснил: «По плодам их узнаете их» (см.: Мф. 7: 16). Не собирают виноград с терновника. С осины и берёзы груш не снимешь. Когда в человеке есть плоды духа, он никогда не будет их демонстрировать и не поступит вопреки тому, что проповедует другим.

А сколько сейчас слащавых, лукавых книг! Как-то прихожане принесли мне такие книги. Просмотрел я их и сказал: «Эти писания прямо очаровывают, но тут — прелесть, обман. Отстаньте от него! Изучайте Священное Писание, труды святых подвижников — и сами всё поймёте».

Как только «высокая духовность» начинает о себе заявлять, сразу надо сказать: «Стоп! Опасно для жизни!» Ведь подлинная духовность ни на что не притязает, себя не демонстрирует. Она просто радуется жизни, Богу, людям. Эта радость бьёт ключом — внутри.