СТРАНА БЕРЁЗОВОГО СИТЦА

Въезжаешь со стороны Москвы в Рязанскую область – и сразу видишь большой щит с портретом Сергея Есенина. Здесь его родина, та «страна берёзового ситца», о которой тосковал поэт.

Берёзы по сторонам шоссе сияют золотом осенней листвы. И в этой красоте путь не кажется утомительным. А он долгий. Нам пришлось объехать Рязань и потом долго ещё двигаться к Свято-Успенскому Вышенскому монастырю. Там двадцать восемь лет прожил святитель Феофан Затворник. Красота этих мест потрясла его. Он даже писал, что Вышу можно променять только на Царство Небесное.

Уже стемнело, когда в Конобеево мы свернули с большой трассы и поехали по местной дороге. Ни сёл, ни встречных машин. А по сторонам качаются от ветра тёмные деревья. Туда ли мы едем? Не сбились с пути? И вдруг темноту прорезал свет. Обычный электрический. И перед нами возникли стены огромного собора. Выша!

ВСТРЕЧА

Вечерняя служба уже отошла. Но монахиня Татиана привела нас в пустой Казанский собор – поклониться, помолиться святителю Феофану. Словно прочитала наши мысли. Ведь любой человек, приезжающий сюда, ждёт именно этой встречи.

Сейчас монастырь принимает паломников. Сюда можно позвонить и приехать. Но, оказывается, «народная тропа» к Затворнику Вышенскому не зарастала и в советские годы.

Об одном таком путешествии вспоминал на шестых Феофановских чтениях Николай Николаевич Лисовой, доктор исторических наук, профессор МГУ. Чтения посвящены жизни и творческому наследию святителя Феофана Затворника. На этот раз они прошли в Москве, Тамбове и Выше. В них приняли участие архиереи, иереи, монахи, общественные деятели, учёные.

Короткое и яркое определение творчеству святителя дал Лисовой:

-Благодать и свобода – две стихии Феофана.

В юности Николай Николаевич нашел среди бабушкиных книг письма святителя – дореволюционного издания. И в 60-х годах решительно отправился на поиски Выши. Приехал он в Мордовию, в другое село с таким же названием. А люди там помнили о святителе Феофане. Молодому человеку сказали:

-Тебе надо в бешеную Вышу!

Почему бешеную? Да потому, что в монастыре располагалась психиатрическая больница. Только 6 августа прошлого года психбольницу вывели из обители.

В ЗАТВОРЕ

Утром после Богослужения монахиня Иулиания водила нас по затвору, в котором святитель Феофан провёл двадцать один год. Перевел «Добротолюбие» – собрание трудов святых отцов – и адаптировал его для русского читателя. Написал множество писем, часть которых издана и, конечно же, есть у каждого православного читателя.

Он называл это не затвором, а «запором» – заперся ото всех, чтобы не мешали работать. Скрывал свои аскетические подвиги. Чувствовал, что Россия катится в пропасть – и хотел дать ей книги, которые стали бы заслоном от «мутной волны».

Что представляет собой затвор? Это второй этаж огромного дома площадью 220 метров. Деревянную надстройку специально сделали над кирпичным зданием. В затвор святитель взял с собой библиотеку, фисгармонию, скрипку, токарный станок, пресс для переплёта книг. И, конечно же, кисточки, краски. Он писал иконы, рисовал. Оставил нам свой автопортрет.

Сейчас в затворе располагается музей. Ничего из вещей святителя не сохранилось. Но тут собраны прижизненные издания его трудов, хранится икона святителя Николая Угодника, написанная святителем Феофаном Затворником.

-Можете помолиться перед ней! – и матушка Иулиания отошла в сторону.

ВЫША ПРЕКРАСНА

Сегодня труды святителя Феофана востребованы и выходят большими тиражами. Вот и сейчас к 200-летнему юбилею со дня рождения святого в Издательском Совете готовится полное собрание его сочинений. Часть их никогда ещё не выпускалась в свет.

Феофану Затворнику было предсказано, что умрёт он на 94 году. И святитель готовился к долголетию. Но оказалось иначе: он покинул этот мир на 94-м году XIX столетия. Ему было почти 79 лет.

Ещё в столице я спрашивала вышенскую игумению Веру (Ровчан):

-Правда ли так хороша Выша?

-Правда! – отвечала она. – Много лет я приезжала в монастырь из Москвы. Помню, еду и держу в уме, кому надо позвонить, о чём договориться. Но приезжаю – и оставляю все мысли. Тихо, спокойно, хорошо. Ночью небо просторное, звёзды огромные. В этом году ещё цапля на болоте поселилась. Да сами увидите!

Выша прекрасна. Мы уезжали оттуда днём. В ярко-голубом небе светило солнце. По сторонам дороги, как оказалось, росли березы и сосны. Красиво: золото листвы – и яркая зелень. Печально: молодым лесом зарастают поля, которые теперь никто не возделывает.

В трудное для России время специально для нас писал святитель Феофан, Затворник Вышенский. Чтобы в человеческой душе создать заслон «мутным волнам». Будем же читать эти книги, молиться ему. И хотя бы изредка приезжать в Вышу, которую можно променять только на Царство Небесное.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий