НЕ СПЕШИ. ПИСЬМА ОТЦА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)


«Нынешние чада Церкви совершенно особые, порождение всеобщей апостасии, — писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Они приходят к духовной жизни, отягчённые многими годами греховной жизни, с извращёнными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстаёт на оживающее в душе понятие о Правде Небесной. И две эти правды по сути своей совершенно различны и непримиримы. На земле Небесная Правда пригвождается ко кресту».

Очень важно запомнить эту характеристику современного человека. Она дана не кому-нибудь, а нам с вами. Апостасия — отпадение от Бога, измена Ему. Если будем знать, что мы — «порождение всеобщей апостасии», будем гораздо критичнее относиться к себе и своим мнениям.

ДУХОВНИК

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был настоящим духовником. Его называли старцем — по древней церковной традиции. Традиция была прервана, и батюшка объяснял, что такое современное духовничество: «В руководстве всегда хотят видеть твёрдый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое отметает все надежды на человеческое и указывает миру едину опору, едину надежду на Бога».

Эту мысль отец Иоанн развивал в письмах: «Некто знает о всех наших заботах. От Него не ускользает ни одна наша тревожная мысль. Он знает, что заботы причиняют страдания. Поэтому Он всегда хочет помочь нам. Он обещает нам взять на Себя все наши заботы. Можно ли иметь что-либо лучше? Он хочет устранить всё то, что тяготит нас. Он хочет проложить для нас путь там, где мы больше уже не видим никаких возможностей. Он хочет изменить всю обстановку, которая обременяет нас. Он хочет послать нам помощь.

Поэтому передай Ему все твои заботы. Возблагодари Его за то, что Он всё берёт на Себя и оказывает тебе помощь в тех бедствиях, которые сегодня печалят тебя. Таким образом твоё сердце исполнится миром».

Старец призывал духовных чад не спешить: «Дело духовное зреет и спеет, и нет конца и предела ему, ведь и стремление наше и любовь — к бесконечному и всесовершенному и вечному Богу». Христианские принципы «исполняются самой жизнью, иначе Слово будет искажено и поругано».

Старец предупреждал: «Держитесь Церкви святой Православной, и не оставит вас Господь. Своей же головы и нравственных оценок всего происходящего терять нельзя. А контроль всегда и во всём — свет Христова учения, данный в святом Евангелии, и совесть наша… То, что сейчас и в церковь проникли лукавство, и фальшь, и лицемерие — не диво. Что мир народил, тем и Бог наградил — пословица-то права. Ведь из 70-летнего безбожного плена мы возвращаемся больные и искалеченные. И выздоровеем ли? Это неизвестно, как бы не умереть».

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Письма отца Иоанна адресованы людям всех возрастов. Написаны священникам, монахам, мирянам. Когда их читаешь, снова и снова убеждаешься, как важно для нас мудрое слово. Дорого, незаменимо.

В последние годы вышло много книг отца Иоанна. Его проповеди — это торжественное прославление Бога с церковного амвона. А письма — тихий разговор души с душой: «Молюсь о тебе всегда, да не оскудеют в тебе дары Господни, не омрачит житейская суета чистоту сердца и души твоей.

А крылышки наши иногда повисают, и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим. Лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звёздное — небо Божие, не исчезло. А слёзы, труд, болезнь сердца на нашем пути неизбежны».

Батюшка выбирал самое главное, что надо сказать человеку: «Сейчас и до конца дней наших основным деланием нашим должно быть стремление зреть свои грехи и в них каяться. И думаю, что ты ещё в глубь не ушёл и пока пишешь и мнишь покаяние поверхностное. Но всё в своё время и во всём закон постепенности — нельзя сразу забраться на гору, минуя труд, поты и болезни восхождения на неё». «Причащайся сейчас по возможности чаще, хоть и каждое воскресенье».

И снова: «Не спешите. Что смотрите на окружающих? В себя больше заглядывайте и живите по совести».

С возрастом старец всё больше слабел и предупреждал адресатов: «Да ещё я должен тебе сказать, что вряд ли смогу отвечать на все твои письма, ты человек сейчас свободный, и времени у тебя много, и силы есть. У меня же дефицит и того, и другого. Да и зачем переливать из пустого в порожнее? Я тебе на все твои вопросы уже ответил. А думать за тебя во всём и вести тебя, как слепого за руку, — не вижу смысла и пользы — станешь расслабленным».

Важное предупреждение.

БЛАГОДАРНОСТЬ

Отец Иоанн был внимателен к чадам. Поздравлял с праздниками, юбилеями. Теплом веет от этих писем. Батюшка так обращался к 80-летней старице: «Вот и дожили мы с вами до блаженной поры, когда нива жизни нашей побелела и полновесный колос её уже клонится к земле».

Удивительный образ: колос жизни созрел, клонится к земле. Что испытывает в это время умудрённый Духом человек? Отец Иоанн открывал: «И сердце страшится и радуется. Господь близ. Что воздадим Господу нашему — великому Сеятелю, яже воздаде нам? Что, кроме благодарности, принесём мы Ему? Ведь мы прошли многотрудную и многоскорбную жизнь. От Него приняли мы многоценный дар веры, и к Нему, к Его любви стремятся душа и сердце наши теперь».

Всего было много в жизни отца Иоанна: трудов, скорбей, ценных даров Божиих. И старец просил: «Господи, Тебе всё ведомо, сотвори со мной, как изволишь».

Главное в жизни произошло и утвердилось: «Господь с вами, чадо моё! Господь с нами! А с Ним всегда и везде хорошо. Так будем продолжать жить, радуясь за прожитое и пережитое; за то, что жизнь ещё продолжается, и за то, что заря вечности уже стучится в неё. Слава Богу за всё!»

ОБЛИЧЕНИЯ

Читаю письма отца Иоанна и понимаю: нет ни одного, которое было бы не для меня. Они утверждают веру. Укрепляют, объясняют, поддерживают. И обличают: «А ведь ты живёшь без Бога. Утопаешь в бушующем море, будучи на корабле церковном, забывая, что на нём есть Кормчий. Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу». «И начни думать не отвлечённо о чём-то, а конкретно о том, что говорит тебе Господь в Евангелии на данный день. Это ведь враг пытается уморить твою душу унынием, убивая живой росток в твоей душе».

Разве не случается такое с каждым из нас? У всех бывают моменты, когда мы так же теряемся в житейском море, выбираем совсем не христианское направление.

Батюшка многим советовал каждый день читать одну главу Евангелия и «две главы Апостола». Причащаться раз в две недели или каждую неделю.

Строго говорил духовному чаду: «А богослужение изучай без перспективных планов, но чтобы вникнуть в величие Божие и зреть свою крайнюю малость».

Замечал с отеческой улыбкой: «А о каком внешнем блеске пишешь ты, дорогой мой? Сейчас по своему внешнему и внутреннему состоянию ты больше похож на мокрую курицу, а о блеске тебе ещё нашёптывает павлин, живущий в сердце твоём, — гордость прошлой жизни».

Советовал: «А ты попробуй, сама поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой. Кто ты-то есть по отношению к людям? Сначала узнай себя, потом попробуй хоть день прожить, сопротивляясь греху. Узнаешь, как это трудно, а, узнав, научишься снисходить к немощам человеческим и не будешь никого осуждать. Два греха самых страшных для спасения в человеке — осуждение и соблазн. И ведь оба они тебе портят жизнь, да и другим. Бог тебе какие грехи простит непрощаемые, а мы с тобой малость другим простить не можем».

Какими бы ни были обличения, в конце письма отца Иоанна обязательно стояло: «Божие благословение тебе», «Умудри тебя Бог и укрепи», «Храни вас Бог». И обещание молиться.

ЧУЖИЕ ПИСЬМА

Нехорошо читать чужие письма. В них — тайна двух сердец. Но у великих людей письма особые. Они могут вдохновить, умудрить, подарить жизненную энергию многим — даже жителям иных эпох.

Письма отца Иоанна нельзя было хранить под спудом. Требовалось открыть к ним доступ для всех христиан. И первые сборники писем появились ещё при земной жизни батюшки. Конечно, адресаты в них не указаны. Это не нужно. Советы старца — для всех: «Непременно и всегда, а теперь наипаче идя за Христом по духу, а не по букве, будем чувствовать себя одиноко. Не страшитесь этого, а радуйтесь, ибо Господь близ с нами».

«А трудно сейчас везде, война идёт не на жизнь, а на смерть. И нам каждому надо выжить. Отступление идёт по земле, и не покусись остановить его своей немощной рукою. Остерегись его сам, и Господь даст силы и крепость и разумение жить в Боге и Богом. А это только и есть во спасение».

«Слава Богу за вразумляющие нас скорби и за учащие уму-разуму падения. Вот ты познала свою немощь — искать опоры в людях, а Господь уже вторично показывает тебе, что помощь людей беспомощна, и не потому, что эти люди плохи, но потому, что тебе уже с детства дано понять, что крепость твоя — един Господь. Он один пошлёт в нужный момент тебе помощь через людей, и Он же отнимет её у тебя, когда эта «помощь» начнёт тебе мешать».

Всё время кажется: надо жить дружно, не расставаться. Но это не так. Приходится уходить в сторону, давать другим свободу. Важно, чтобы человек не заслонял собой Бога.

Отец Иоанн долго жил на земле. Знал, что такое предательство близких, прошёл тюрьмы, гонения. И в конце пути сделал вывод: «Время, в которое привёл нам жить Господь, наисмутнейшее, — смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это ещё не конец. Впереди ещё более сложные времена. А Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать своё великое и спасительное служение до последнего дня жизни мира…»

ШУМИХА

В околоцерковных кругах постоянно возникала шумиха — то по поводу ИНН, в которых несведущие люди усматривали печать антихриста, то по поводу новых паспортов — и в них что-то было не так. Шумиха продолжается и теперь, для неё находятся всё новые поводы, отвлекающие людей от главного — следования за Христом.

Отец Иоанн высказывался вполне определённо: «Крестное знамение — наша единственная печать, которая имеет духовную силу. Наше крестоношение, борьба с грехом, несение болезней, сопереживание, соболезнование другим и многое другое — жизнь по Богу — свидетельство, что мы несём печать Божию на себе».

К этому нечего добавить. Разве что его же слова: «Чем больше людей выбирают жизнь против Бога, тем скорее приближается последний выбор. Земля перестанет родить хлеб от злобы живущих на ней. Вся природа возопиет к Богу от человеческих беззаконий. Поле жизни зарастёт тернием и бурьяном, а мы ведь делатели на этом поле, делатели на Божией ниве.

Дух Божий хранить надо, а это радость, мир, любовь, воздержание и прочее — в Боге и по Богу». «Вот наше оружие — любовь к Богу и Церкви».

Отец Иоанн напоминал своим адресатам и всем нам, читающим его письма: «Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней», — сказал один мудрый человек. И я повторяю вам его слова. Нам самим надо жить во спасение и делать всё, что зависит от нас. А вы сами отбиваете себе вкус к духовным трудам, мысленно обрекая их на поражение. А мысль-то не в духе Христовом, не по Богу, а по человеческим суждениям. А всё это потому, что, действительно, мало места в жизни нашей отдано Спасителю.

Уже в III веке святой мученик Иустин говорил, что не во власти христиан прекратить гонения на Церковь, на веру: «Гонения будут продолжаться до тех пор, пока придёт Господь и освободит всех». А нам, верующим, надо оказаться с Ним в тот момент, когда Господь придёт. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Всё у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13—14).

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО ПОЖНЁШЬ

«Бог зрит сердце человеческое, и жизнь каждого есть яркая иллюстрация того, что творится в сердцах наших», — писал отец Иоанн. Мы редко обращаем на это внимание. Нам кажется, что все испытания и беды приходят извне. Это не так. Преподобный Амвросий Оптинский тоже говорил: наши кресты вырастают на почве нашего сердца.

Это отчётливо видно в письмах отца Иоанна к священникам и тем, кто собирался принять сан или монашество.

В конце ХХ века вера у нас возрождалась, происходило, по сути, второе Крещение Руси. В священники рукополагали неофитов, духовно малограмотных людей. Это была вынужденная мера.

Большинство новых священников трезво смотрели на себя, искали ответы на вопросы у опытных духовников. Обращались и к отцу Иоанну.

Его письма пронизаны духом мира даже тогда, когда ему приходилось говорить вещи неприятные и категоричные: «Вы не можете стоять у престола». Старец объяснял: «Богу нужна жертва чистая, и невеста будущего священнослужителя должна быть девой, как и тот, кто собирается принять сан, должен быть девственником. Теперь наблюдаю много катастроф, когда преступают существующие каноны церковные. В конечном счёте это получается служение не во спасение, а в погибель».

Или: «Батюшка, батюшка, поостерегитесь! Господь пришёл грешников спасать, и горе, если священник встанет на пути Его».

Отец Иоанн призывал священников к разумности, пониманию своего места в жизни: «Не спеши учить, учись сначала сам». «Ты много читал, а не понял главного — духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи — это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца».

У любой проблемы есть решение. Старец обязательно указывал путь, по которому идти дальше: «А Вы устали, а Вы поддались самости, а Вы забыли, что мы и учителя, и ученики одновременно. И уроки духовной жизни для нас сугубы и рассчитаны на всю жизнь. И чередуются духовные прозрения и взлёты со спадами, и всё надо пережить, и это — наука из наук, и, думаю, посложнее институтской.

Так что, батюшка, не унывайте, живым сердцем, изнывающим от недоумений, прильните ко Господу, до конца пройдя сквозь искушение и получив взамен страданий живое религиозное чувство, живой опыт жизни в Боге. Боже упаси следовать вражьим помыслам, которые уже проложили дорогу к Вашему сердцу. Стоять надо насмерть в вере!»

Что нужно человеку? «Не гордостное самомнение о полученном даре, но осознание своей крайней греховности, своего полного бессилия снять с себя коросту проказы, поразившей всё существо. И вместе с тем бесконечная благодарность Богу и упование на Его силу и милость на будущее. Своё же — только желание и посильный труд, не сверхсильный, ведь нельзя требовать о себя того, чего в настоящий момент ты сделать не в силах».

Отец Иоанн напоминал адресатам: «дух — основа жизни». «Духовникам и чадам Божиим остаётся только понять, что сила их не в подвигах, не в учёности, а в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить её и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос».

Наталия ГОЛДОВСКАЯ