БЕЗ МОЛИТВЫ МЫ НИЧТО!


Как-то осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Батюшка остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: эти беседы наполнены открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени даже просмотреть записи. У нас шла работа над толкованиями псалмов. Только теперь я начала слушать и готовить беседы к публикации. Прежде всего — размышления отца Георгия об утреннем молитвенном правиле.

Батюшка часто повторял:

— Без молитвы мы ничто!

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 (Продолжение. Начало в №№ 10—11. 2021)

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины. Мимо таких замечательных слов никак нельзя пройти. Смысл их ясен: Царь Небесный — Утешитель, ещё Он Дух Истины. По-русски звучит сухо: Дух. А на славянском языке — мягко: Душе.

Истина — одно из Божественных свойств. Помните, как Пилат с иронией обратился к Христу: «что есть истина?» Спаситель ему не ответил, потому что Истина — не что, а Кто: это Бог в Своей высочайшей правде, неземной чистоте, совершенстве, правосудии, неизмеримой премудрости.

Истину невозможно ввести в ряд неодушевлённых понятий. Например, возьмём бриллиант. Как он прекрасен! Смотришь на мёртвый камень и восхищаешься: у него сияет, играет каждая грань. Земные вещи всего лишь отражают небесные — и всё же поражают нас красотой. А мы с вами говорим о гранях — свойствах Духа Святого. Царь Небесный не отражает, Он имеет их в Себе.

Истина — Божественное качество. Её ищет, жаждет душа человека, только ею может насытиться. Нам необходимо чувствовать: правда есть, торжествует, ею существует мир. Она не может быть до конца поругана, её не умалить, не исказить, не уничтожить.

Истина — это Божественная правда. И мы называет Царя Небесного Духом Истины, потому что Истина — одна.

В нашем мире существует искусство, пробуждает в нас высокие чувства. Нас поражает его подлинность — истинность. Люди, природа, история бывают замечательно изображены. Художник хочет чистыми глазами увидеть и передать истину, чтобы она торжествовала, присутствовала в мире. Но эти искорки правды человеческой невозможно сравнить с Божественной правдой, которая никогда не исчезнет.

У богослова отца Павла Флоренского есть книга «Столп и утверждение Истины», а в ней интересные рассуждения о значении слова «истина».

Отец Павел очень глубоко понимал Священное Писание, был настоящим светильником. Он знал много языков: санскрит, арамейский, древнегреческий, латинский, немецкий, польский и другие. Флоренский рассматривал и объяснял слова, обозначавшие истину у разных народов. Писал: «Наше русское слово «истина» лингвистами сближается с глаголом «есть» (истина — естина). Так что «истина», согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности…».

В понятие истины входит то, что дано свыше, есть и не изменится.

Это слово в разных языках первоначально значило ещё «дышит». «…и по сю пору, — отмечал Флоренский, — на вопрос: «Жив?» обычно отвечают: «Дышит». «Истина, как существо живое по преимуществу, — таково понятие о ней у русского народа».

Из совокупности пониманий этого слова отец Павел вывел: поиск истины всегда существовал в запросах человеческого духа.

В наших молитвах «истина» звучит как «аминь». Мы говорим: «Аминь», — и этим подчеркиваем: все слова в молитве — истинные. Не надо разбавлять их водой, толковать по-своему. Они даны Богом.

Истина существует сама по себе, внутри себя, мы к ней можем только прикоснуться. Истина — Дух Божий, изначальный Устроитель, Основа, Краеугольный Камень внутренней правды.

Царь Небесный — Дух Истины. И мы понимаем: здесь не обычная человеческая правда, а духовная. Пророк Исаия говорил: человеческая правда перед Божией — то же, что грязная одежда блудницы (см. Ис. 64. 6). Мы должны помнить об этом, когда хотим утвердить свою правду, стоять в ней.

Правда Божия — живая, животворящая, нетленная, дающая свет душе человека. Солнце не может померкнуть. Подобно ему Божественная правда всегда являет Себя живому миру.

Человек подсознательно ищет высшей правды. И Христос сказал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Мы ищем, а насыщаемся, когда Дух Святой открывает нам высокую, небесную правду. И душа чувствует: вот Истина.

Физическая природа меняется, а Дух Истины остаётся неизменным, постоянным, вечным. Его природа — Божественная, Он властвует над миром.

Спаситель сказал: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12, 31). Почему? Они сознательно искажают свидетельства Духа, присутствующие в нашем мире. Эти свидетельства невозможно постичь, но они — очевидны.

Никто не смеет ругать свет солнца, хотя есть на земле места, где оно слишком печёт или его не хватает. Но солнце остаётся солнцем. Так и имя Божие человек не смеет хулить. Дурное слово против Духа Святого является смертным грехом. Истина выше всякого высочайшего человеческого разума. Перед Ней можно только благоговеть и просить у Неё просвещения свыше.

Существует критерий, по которому легко определить, хочет человек узнать Истину или нет. Если хочет, он начинает внимательно читать Евангелие, всматриваться в жизнь Христа, обдумывать, как поступал Спаситель в разных ситуациях.

Однажды Христос с апостолами шёл в Иерусалим. Это было видно по Его одежде. Господь хотел остановиться на отдых в самарянском селении. Но самаряне не пожелали Его принять, дать Ему пищи, воды. Сказали: «Раз вы идёте в Иерусалим, нечего вам тут делать!»

Тогда апостолы Иаков и Иоанн решили этого так не оставлять. Они намеревались помолиться, как когда-то пророк Илия, чтобы Бог свёл огонь с неба и сжёг этих людей. Но Господь велел ученикам оставить такие мысли. Сказал: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (см. Лк. 9, 51—56).

Почему Господь заговорил о духе? Христос учил апостолов следовать разуму. У Бога это означает — понимать истины Евангелия. Господь шёл в Иерусалим отдать жизнь за грехи мира, искупить этих невежественных людей. А ученики хотели их сжечь. Желания Бога и человека оказались противоположными, хотя намерение у апостолов было благочестивое: они хотели защитить Учителя, показать себя прилежными учениками. Но истины в их действиях нет.

Или вспомним, как в Гефсиманском саду Пётр достал нож, чтобы сразиться с воинами за Христа. Даже отсёк ухо рабу первосвященника. Но Спаситель сказал ему: «Вложи меч твой в ножны, взявшие меч от меча погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (см. Мф. 26, 51—53).

Истинность — основа основ, неотъемлемое качество Святого Духа.

Священникам приходится много говорить: произносить проповеди, беседовать с людьми. Всю жизнь быть учителями. Повторять одно и то же много раз довольно трудно. Но только не человеку, который сам постоянно читает Священное Писание, труды святых отцов. Открывает для себя новое. А новым делиться с другими всегда интересно.

У отца Георгия так и было. Свет Истины просвещал разум.

(Продолжение следует)