МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10—11. 2021, 1—6. 2022)

 Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени даже просмотреть, о чём говорил батюшка. Мы занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий заболел и преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И всё-таки не оставляла мысли: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации и печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе:

— Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начнём с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Он был убеждён:

— Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 Отец Георгий рассказывал:

Исцеление — результат посещения Божия. В молитве сказано: исцели немощи наша. И сразу вспоминаются слова о том, как Спаситель Христос пребывал в нашем мире: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9, 35).

Что такое немощь? Это свойство нашей ограниченной, ослабленной природы. Нам надо помолиться, выполнить работу по дому, а мы не можем: нет сил. Нас парализовало бессилие. Обращаемся к Богу: посети немощи наша. По существу — исцели болезнь души. И Господь восполняет оскудевающие силы, врачует немощных.

Святым Духом всякая душа живится. После Его посещения в человеке появляются душевная энергия, надежда, трудоспособность ума.

Почему мы просим в молитве: имене ради Твоего? Человеческий разум обязательно должен всё назвать, определить. Душа ищет имени Бога — и через него вступает в живое общение с Ним.

Земля обращена челом к небесам — и жаждет знать имя Божие. Господь Сам  открыл его людям — как надежду и упование. Оно чудно, выше всех самых важных событий. В нём укрепляется человеческий дух. И это познание открывается всем.

Молитва Пресвятая Троице, помилуй нас, — обращена ко всей Троице и к каждому Её лицу. Здесь высказано, что больше всего нужно человеку: милость, очищение от греха, прощение беззакония, исцеление немощи и посещение Божие.

Для чего нужны нам эти беседы? Чтобы поговорить о молитвах, не торопясь, остановить на них внимание. Мы пользуемся ими как даром, как средством для постоянного освящения, духовного укрепления, просвещения. Молитвы подобны откровению, а человек — полю: мы его засеваем и питаемся этими злаками.

Наш день начинается и заканчивается призыванием Творца и Господа. Нигде в Священном Писании не даются указания, в каком порядке читать молитвы. Спаситель Христос проповедовал Евангелие свободно. Основы закона Божия уже были даны людям. Господь принёс нам Благую весть. Он говорил: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Дать полноту, завершённость.

Спаситель не устанавливал правил богослужения: делайте вот так — и всё! Тайная вечеря совершилась, Христос преломил хлеб, дал ученикам и сказал: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание» (см. Лк. 22, 19). А форма богослужения появилась потом. Сначала агапа — вечеря любви — происходила ночью. В Деяниях апостолов мы найдём её описание. В южных краях днём жара. Вечером зной умирялся. Заканчивалась работа. Христиане собирались, преломляли хлеб. Совершалось Таинство.

Шли годы. Богослужение развивалось. Теперь литургия служится утром. Мы не видим в этом ничего плохого.  Если подходить формально, можно подумать: почему мы собираемся утром, если Господь совершал Таинство на вечере? Но временные рамки изменились, когда была достигнута полнота богослужения. И утреня иногда совершается вечером, вечерня — утром. Так исторически сложилось за двадцать веков христианства.

У всех молитв есть авторы: святые Иоанн Златоуст, Василий Великий, Симеон Новый Богослов, другие отцы. Православные люди на протяжении веков чувствовали полезность этих молитв. Считали: без них нельзя обойтись. И постепенно составляли из разных молитв такие чинопоследования, как утреннее правило.

Я начала писать эту книгу, когда отец Георгий уже отошёл ко Господу. В какой-то момент мне захотелось спросить у его духовных чад-священников, стоит ли продолжать работу. Они были уверены: размышления батюшки нужны Церкви. Но некоторые сомневались, можно ли без отца Георгия завершать его дело.

И мне приснился батюшка. В сны я не верю, но редкие явления духовного отца считаю несомненными. Есть у меня для этого основания. Отец Георгий стоял в каком-то неземном помещении. Стены и пол напоминали облака. Не было сказано ни одного слова. Но мы с ним собирались в дальнее путешествие. Мне стало понятно, какое: над книгой надо трудиться не один год.

Так что духовный отец из вечности снова благословил меня работать в свободе и спокойном настроении. В пути он будет рядом и сам обо всём позаботится.

Итак, вернёмся к беседам с прихожанами. Отец Георгий говорил:

Вот мы и дошли до молитвы Отче наш. Предыдущие молитвы вели нас к ней. Христиане исповедуют Бога в трёх Лицах. Наше утреннее правило так построено, что в нём мы прежде всего обращаемся к Пресвятой Троице. А молитва Отче наш обращена к Богу Отцу. Она очень глубокая, равной ей нет. Нам важно почувствовать значение каждого её слова.

Почему среди множества молитв эта выделяется особо? Она не составлена подвижником, не открыта людям ангелом, как, например, молитва Пресвятой Богородице  Достойно есть. Самую великую молитву Отче наш дал нам Господь Иисус Христос. Поэтому она называется ещё молитвой Господней.

Однажды ученики попросили Спасителя: научи нас молиться, как Иоанн Креститель научил своих учеников. Тогда Господь сказал: «когда молитесь, говорите:

Отче наш, Иже еси на Небесех!

Да святится Имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя

яко на Небеси, и на земли;

хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

И не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго» (Лк. 11, 2—4).

У евангелиста Матфея есть продолжение: Яко Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь (Мф. 6, 13). Его произносит священник на богослужении, но с добавлением: Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Каждому хочется найти слова, которые дошли бы до неба и были услышаны Господом. В них мы стремимся выразить все свои потребности. Даже у святых встречаются мысли: хочу молиться Тебе, Господи, но не знаю, как. Так что просьба апостолов ко Христу была насущной.

Евангелист Лука подчеркнул: они ссылались на Иоанна Крестителя, который учил последователей молиться Богу. А многие апостолы были сначала у Иоанна Крестителя. Это он указал им на Господа: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1. 29).

Из Евангелия мы знаем, как молился Христос в Гефсиманском саду накануне крестных страданий: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26. 39).

А ученикам Господь говорит: Отче наш. Он даёт им молитву не от одного лица, а общую. Апостолы приступили к Спасителю вместе — и молитва идёт ото всех.

Но чаще всего каждый из нас читает эту молитву от себя одного. Казалось бы, надо сказать: Отче мой! Но нет: молитва всегда произносится от всех христиан. Её начальные слова звучат как обращение к Богу всей Церкви. Подобно апостолам мы тоже Христовы ученики и последователи.

Начало всегда определяет, что будет дальше. На обращении Отче концентрируется наше внимание. Это слово всё в себя включает и всё из него проистекает. Оно необыкновенно по замыслу Господню: удивляет, радует нас. К кому я сейчас буду обращаться? К Отцу.

Ученики Христа с детства знали молитвы, ставшие их внутренним содержанием, вызывавшие религиозные переживания. Апостолы читали книги пророков. Но словом Отче Господь сразу дал людям совершенно новое, исключительное начало обращения к Богу. Никогда человек так не обращался к Нему.

В Священном Писании есть слова, которые открывают людям нечто новое. На Кресте Спаситель сказал:

— Совершилось! (Ин. 19, 30).

И началась иная эпоха. Это видно по евангельскому описанию: «завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли в святой град и явились многим» (Мф. 27, 51—53).

После слова совершилось изменились те, кто насмехался над Христом, требовал от Него сойти с Креста, если Он Бог. Сотник сказал: «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 39). Народ возвращался с Голгофы, «бия себя в грудь» (см. Лк. 23, 48).

Единственное слово — и мир переменился! Вот и слово Отче выводит нас из одного мира и вводит в другой. В прежнем — Бог был для человека Судиёй, воздавал каждому по праведности или жестоковыйности. Но никто никогда не мог выразить в одном слове, Кто для нас Господь. Много Своих имён дал Он людям.

В молитве Отче наш это слово высказано. Открыто то, что нам надо постичь, чем оживить и возвысить душу, чувства, что должно стать причиной нашего внутреннего перерождения.

(Продолжение следует)