ИРИНА КОСТРОВА. С ВЫСОТЫ ВЕКА


Заслуженной артистке России Ирине Васильевне Костровой исполнилось 100 лет. Дух захватывает от мысли, что на свою жизнь, на жизнь страны она смотрит — с высоты века.

— Наше поколение — особое, — уверена Ирина Васильевна. — Мы терпели всё — холод, голод, тяжёлый труд. Главное для нас было — строить жизнь.

Творческое созидание, интерес к каждому дню всегда сохранялись в ней.

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну чёрный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Это Ахматова. И это — Кострова.

ТАЙНА ВЫСОКОЙ ПОЭЗИИ

Шли годы, а с годами к людям приходят болезни. У Костровой и её супруга Свенцицкого, как у всех, одно испытание сменялось другим. Анатолию Борисовичу срочно требовалась небольшая операция. Но никто из врачей не соглашался её делать. Наконец, один хирург взялся.

Свенцицкого увезли в операционную. Ирина Васильевна ожидала в коридоре результата и молилась. Очень волновалась. Наконец вывезли каталку, на которой лежал больной.

— Как? Что? — спрашивала Ирина Васильевна.

Врач улыбался:

— Жить будет. Никогда у меня не было такой операции. Больной всё время читал стихи.

Поэзия называется высокой, если вдохновение к поэту приходит с неба. Стихи сродни молитве и реально преображают человека. Ещё один случай подтверждает это.

Ирина Васильевна и Анатолий Борисович с друзьями поехали за город. Гуляли по лесу. Свенцицкому стало плохо. Его уложили на поваленное дерево и побежали в деревню вызывать «скорую». Возвращаются с доктором. Анатолий Борисович лежит на прежнем месте и читает стихи.

— К тебе врач! — сказали ему.

— Какой врач? — удивился он. — Зачем?

Свенцицкий уже забыл о болезни. Дышал высотой и красотой слова.

То же самое видела Кострова на концертах. Люди приходили в зрительный зал после работы уставшие. Постепенно усталость испарялась. Исчезал груз забот. Слушатели преображались, не хотели расставаться с артисткой. Снова и снова вызывали её аплодисментами.

Ирина Васильевна любила и была любима. Ей хотелось говорить со всеми о любви, прекрасной и трагичной, как всё в нашем таинственном мире:

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

— Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

— Литературные вечера всегда нравились людям, — по опыту знает Ирина Васильевна. — Поэты вскрывают сущность человеческого духа. И каждый понимает, каким надо быть, какую волю иметь. Человек любой специальности должен быть образован. И тогда сможет интересно построить жизнь, найти спутника.

 ХРАМ ДЕТСТВА

В 1990-х годах Кострова и Свенцицкий стали заслуженными артистами России. И тут Анатолий Борисович тяжело заболел.

Ирину Васильевну предупредили: у него нет шансов выжить. Сам он тоже не сомневался в скором уходе. Но во сне ему явился святой Патриарх Тихон. Маленький Толя видел его в детстве.

— Ты не умрёшь, — сказал святитель. — Тебе надо сделать главное дело твоей жизни.

Какое? Это скоро открылось. Свенцицкому предложили стать старостой храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Прежде всего здание надо было вернуть Церкви. А там расположились крутые личности. И выезжать не собирались. Анатолию Борисовичу звонили, угрожали, что убьют. Перепуганная Ирина Васильевна вставала на колени перед мужем и умоляла:

— Толюша, оставь это дело!

Но он отвечал:

— Как?! Я не восстановлю храм своего детства? Пусть убивают!

Десять лет прошло, прежде чем в храме состоялось первое Богослужение. Накануне Анатолию Борисовичу приснился священник, который был последним настоятелем прихода.

— Как я рад вас видеть здесь! — воскликнул во сне Свенцицкий.

— А я отсюда никогда не уходил, — прозвучало в ответ.

Удивительные слова! Они открывают, как неразрывно связаны мы с вечностью и вечность — с нами.

ПАМЯТЬ

Анатолий Борисович преставился к Богу, когда ему было почти восемьдесят шесть лет. Но из жизни Ирины Васильевны, своих друзей он тоже никогда не уходил.

— Лучше него никого не было и не будет, — уверена Ирина Васильевна.

У неё началась совсем другая жизнь. Они с мужем никогда не заботились о наследии. А тут ей стало ясно: надо сохранить их поэтические программы. Перевести записи с устаревших кассет — на диски. Ирина Васильевна сделала два фильма о Свенцицком. Издала его книгу, над которой он работал последние годы.

Но не только прошлое нуждалось в Костровой. В ней нуждалось настоящее. Артистка продолжала выступать, дарить зрителям высокую поэзию. На своём 85-летнем юбилее в Центральном доме работников искусств читала стихи Ахматовой.

Накануне Ирина Васильевна волновалась:

— Наши ровесники почти все умерли. Неужели будет пустой зал?

Зал был переполнен. В проходе на ступеньках сидели студенты театрального училища. Они пришли учиться у настоящей русской артистки. Слушали настоящую русскую речь:

Наше священное ремесло
Существует тысячи лет.
С нами без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт,
Что старости нет и мудрости нет,
А, может, и смерти нет…

Три года назад Ирина Кострова подготовила новый поэтический моноспектакль «Судеб скрещенье». Помните у Пастернака: «судьбы скрещенье»? А тут — во множественном числе. Там стихи Бальмонта и Лохвицкой, Ахматовой и Блока, Цветаевой и Маяковского…

НОВОЕ

Уже несколько лет накануне спектакля Ирина Васильевна замечает — как бы между прочим:

— Возможно, этот — последний!

Но Господь продляет её дни, даёт силы. Стихами она напоминает людям: жизнь трудна — и прекрасна. Правильно одно — благодарить за неё Бога, радоваться каждому дню, видеть красоту, не забывать о бессмертии:

И кажется такой нетрудной,

Белея в чаще изумрудной,

Дорога не скажу куда…

Там средь стволов ещё светлее,

И всё похоже на аллею

У царскосельского пруда.

Утром она долго «расхаживается». Пьёт кофе. Курит. Смеётся, когда вспоминает, как Анатолий Борисович боролся с её курением, а к концу жизни сам ходил покупать для неё сигареты.

— Люди жалуются на трудности, — отмечает Кострова. — Но наша жизнь гораздо легче, чем у наших родителей. Там были голод, аресты, ужас…

Как-то к Ирине Васильевне по вечерам стал приезжать один молодой человек. Она спросила его с юмором:

— Что вы так зачастили? Влюбились в меня?

Он смутился, даже покраснел. И объяснил:

— Куда ни придёшь, всюду говорят о деньгах. А с вами об интересном поговорить можно.

Вот и я время от времени звоню Ирине Васильевне — поговорить об интересном. На любую тему. Как-то не получалось у меня придумать, о чём написать ко Дню Победы. Пожаловалась Ирине Васильевне. А она начала читать стихи Максима Геттуева:

И рядом со мною

В сполохах розовых,

Навечно к груди прижав автомат,

На людных дорогах

В шинелях бронзовых

Солдаты бронзовые стоят.

— А ведь это наш бессмертный полк, — сказала Ирина Васильевна. — Сорок восемь человек было в моём классе. С войны вернулись только три мальчика.

Три воина-победителя.

Потом Костровой вспомнились строки Юлии Друниной:

Мы стояли у Москвы-реки,

Тёплый ветер платьем шелестел.

Почему-то вдруг из-под руки

На меня ты странно посмотрел —

Так порою на чужих глядят.

Посмотрел и улыбнулся мне:

— Ну, какой же из тебя солдат?

Как была ты, право, на войне?

Неужель спала ты на снегу,

Автомат пристроив в головах?

Понимаешь, просто не могу

Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:

Миномёты били, падал снег.

И сказал мне тихо дорогой,

На тебя похожий человек:

— Вот, лежим и мёрзнем на снегу,

Будто и не жили в городах…

Я тебя представить не могу

В туфлях на высоких каблуках!..

Она читала стихи целый час. И я написала об Ирине Васильевне, её богатой душе и этом концерте — для одного слушателя.

СТОЛЕТИЕ

Ирина Васильевна отметила юбилей в Дипломатическом зале Кремлевского дворца. В красивом платье она вышла на сцену под руку с министром культуры Москвы. Тот усадил её в кресло, подошёл к микрофону:

— Я часто ссылаюсь на слова Ирины Васильевны. Как-то её спросили, что она думает о современном театре. Попробуйте ответить на этот вопрос! А Ирина Васильевна сказала: «Артист должен быть виден, слышен и понятен. А сейчас артиста видно, иногда — слышно, почти никогда ничего не понятно».

Ещё одно почётное звание присвоили Ирине Васильевне — заслуженного

деятеля искусств Москвы. Её поздравил Президент. Патриарх наградил орденом Святой равноапостольной Ольги.

Министр подарил ей букет из 101 розы. Ведущий вечера Игорь Верник положил цветы к ногам артистки. А потом перенёс к заднику сцены. Там прибавлялись и прибавлялись букеты.

Но одну цветочную композицию Ирина Васильевна не дала унести:

— Нет! Оставьте!

Цветы стояли перед ней, она всё время прикасалась к ним. Любовалась. Вспоминала о чём-то. О ком-то.

Артисты пели. Играли на рояле. А Ирина Васильевна читала и читала стихи:

 Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ