МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ

(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—2. 2023)

Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени посмотреть, о чём говорил батюшка. Мы занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий заболел и преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И всё-таки не оставляла мысли: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации и печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе:

— Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начнём с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Он был убеждён:

— Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

БОЖЕ, ОЧИСТИ МЯ…

На флэшкарте, которую передал мне отец Георгий, нет толкования нескольких молитв из утреннего правила. Возможно, тот, кто делал эти записи, на беседах не был. Не исключено, что записи идут не по порядку и потом откроются.

Передо мной встал вопрос: имеет ли смысл продолжать работу, если беседы не полные? Мне кажется, имеет. Даже фрагменты рассуждений отца Георгия оживляют душу.

Батюшка говорил:

Дальше в утреннем правиле идут десять молитв. Автор первой из них — преподобный Макарий Великий:

Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою, но избави мя от лукаваго; и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю Имя Твое Святое Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Макарий обращается к Господу и прежде всего просит: Боже, очисти мя, грешнаго. Просьба об очищении присутствует во многих молитвах. Царя Небесного Духа Святого мы молим: очисти ны от всякия скверны. Святую Троицу просим: Господи, очисти грехи наша. В 50 псалме говорим: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Все эти молитвы входят в чинопоследования, которые читают в разное время. Просьба об очищении стоит в них не на первом месте. А молитва преподобного Макария Великого читается утром. В это время сама природа являет собой чистоту, что особенно заметно летом. На рассвете птицы поют, леса открываются. Небо ясное, солнце сияет. Всё прозрачно, обновлено. Появляется чувство чуть ли не первозданной чистоты.

Утром мы прежде всего идём к умывальнику. Вода освежает руки, лицо. Казалось бы, ночью мы отдыхали, не работали, нам негде было испачкаться. Но наше тело стремится к чистоте.

Мы ещё и в зеркало смотрим, чтобы убедиться: в нашем облике всё в порядке, нет неряшливости, небрежности. К людям надо выйти в достойном виде.

В духовном отношении происходит нечто похожее. Вот я проснулся и осознал: наступил новый день. Природа предстаёт перед Богом — и мне нужно встать перед Творцом. Спрашиваю себя: что я могу Ему сказать? И чувствую: между Ним и мной стоит моя нечистота. В чём она? Конечно, в грехах. Поэтому возникает просьба: Боже, очисти мя, грешнаго. Это всё равно, что сказать: «Очисти мои грехи! Я жажду быть причастным Тебе. Но это невозможно, пока я нечист перед Тобой».

Очищение души — такая же необходимость, как очищение тела.  И молитва даёт нам понимание: у Бога надо просить чистоты прежде, чем попросишь о чём-то другом. Ничего нет важнее чистоты сердца, мыслей, чувств. Это мы и подчёркиваем в утреннем правиле.

Преподобный Макарий Великий имел богатые дары Святого Духа. Казалось бы, зачем ему просить Бога о чистоте? Однако в молитве проявляется его глубокое понимание падшей человеческой природы. Она настолько несовершенна, что ей крайне необходимо получить чистоту от Творца — и потом пронести через весь день. Не ввергнуть душу в тёмные, грязные дела.

Когда Христос только начинал Своё общественное служение, Он произнёс нагорную проповедь и сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). В заповедях блаженства Господь отразил весь дух Евангелия и Своего учения.

Спаситель открыл: «если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло, а если око будет худо, то и тело твоё будет темно» (Лк. 11, 34). Око — это ум человека. Наше духовное око способно видеть чисто, без злых, скверных движений и забот, вызывающих омрачение. Тогда и тело становится чистым.

Но утром мы поступаем как бы от обратного: сначала омываем тело, потом заботимся о душе. И Господь нас предупреждает: если будем следить только за чистотой тела, а о чистоте духовного ока забудем, то тело наше станет грязным.

Однажды книжники и фарисеи стали укорять Христа за то, что Его ученики не моют руки перед едой, как положено по преданию старцев. А Спаситель им ответил: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

Не внешнее омовение определяет нашу чистоту. Иначе было бы достаточно умыться и успокоиться: я теперь целый день буду творить добро. Но так не бывает. И Господь указал нам источник нечистоты — человеческое сердце: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (см. Мф. 15, 1—20).

Сердце должно быть глубоко очищено. Будем заботиться об этом — и ничто внешнее нас не сможет осквернить.

Отец Георгий часто говорил о чистоте тела.

— Разве ты можешь прийти в храм и стать нечистым перед Богом? — спрашивал духовное чадо. И сам отвечал: — Нет.

Объяснял, как готовиться к таинству соборования:

— Тут единственное правило: надо быть чистым.

Но выше всего он ценил чистоту души. Любил повторять: «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается».

(Продолжение в следующем номере)