ХРИСТОС ВОСКРЕС ДЛЯ ВСЕХ


Пасмурный серый день. К остановке подходит автобус. Много людей выходит из него — и ни одного улыбающегося лица. Даже дети не улыбаются родителям.

В такие минуты видно, в каком трудном, тяжёлом мире мы живём. И, тем не менее, христиане не устают повторять о пасхальной радости и утверждать, что она есть.

— Да так ли это? — спрашиваю отца Георгия Бреева.

— Если бы её не было, это легко раскрылось бы, — отвечает он. — То, что создаётся искусственно, не может существовать веками, оставаться постоянным центром духовной жизни.

Довольно просто посмотреть на мир пессимистичным взглядом, особенно когда погода промозглая, туманная, люди копошатся, как червячки.

— Да-да, и зарываются в свои норки глубже и глубже.

— Где тут место радости, казалось бы? И если человек будет постоянно находиться в такой серости, то жизнь для него потеряет всякий смысл, станет безысходной и трагичной. Но люди переживают ещё и много высоких, глубоких чувств, подлинную правду. И она их питает, даёт силы трудиться, преодолевать обыденную бесцветность и неинтересность.

Представь себе, что серый день прошёл, засияло солнышко, появилась радуга на небе, запели птицы. Наше настроение сразу же улучшается.

— Не у всех.

— Да, конечно. Тем не менее, и глаз уже по-другому смотрит, и чувства меняются. Я вот часто задавал себе вопрос: есть ли в человеке какое-то внутреннее единство переживаний, может ли он всегда придерживаться одного и того же настроения? И приходил к выводу: нет. В этом разнообразии переживаний мы похожи на большой радиоприемник. Сейчас — настроились на грустную волну, потом — на радостную. Стоит нам дать волю мыслям — и эмоциональное состояние совершенно меняется.

— Физическое тоже!

— Это как раз показатель того, что человек духовен. У нас меняется чувство мира — в зависимости от того, какая духовная работа происходит внутри. Но существуют такие глубокие переживания, которые неизменны, определяют нашу личность. Если встретил их на жизненном пути, да ещё они выдержали серьёзные испытания, то у человека появляется некая духовная сокровищница. В минуты оскудения он может брать оттуда жемчужины, смотреть на них и говорить: «Они же у меня есть!»

Вот так же в центре жизни всей вселенной стоит событие, которое дано нам как величайшее сокровище, как реальность и сила всепобеждающая. Это Пасха Господня — воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Именно воскресение пошли проповедовать миру апостолы. Они несли людям Благую весть о восстании из гроба Господа, Победителя греха, ада и смерти.

— Почему так беспредельна их радость?

— Ну, как же! Само слово «воскресение» свидетельствует о том, что жизнь побеждает. Воскресение, Пасха — это преодоление смерти.

— Но слово «пасха» означает выход, исход.

— Так и есть. Давай обратимся к истории. Люди были в египетском плену, в рабстве. И вдруг им провозглашается: Бог хочет вас вывести, дать новую жизнь, обетованную землю, свободу. Разве этот выход, эта пасха — не радость?

Их путь был долог и непрост. Сорок лет пришлось идти, и за это время народ раскрыл свои способности, дарования. Выстроилась его духовная, общественная жизнь — и потом начался период царств.

А Пасха Христова — это уже освобождение от смерти, тления, проклятия, от рабского подчинения им. Выводимся мы из этого плена Самим Богом и Спасителем для того, чтобы получить жизнь по образу и подобию Его. Это же ни с чем несравнимая радость!

Ты вот начала разговор в пессимистическом тоне: что, мол, мы можем увидеть в этом мире, где нет радости? Но Бог-то ведёт нас к тому, чтобы дать нам изобилие Своей благодати. Да, здесь, в юдоли болезней, плача и скорбей, наши переживания бывают тяжёлыми. Но Пасха открывает Царство, где всё наполнено Источником жизни — Богом, где люди — Его любимые дети, которых не коснётся ни болезнь, ни страдание, ни смерть.

Пасха несёт нам лик этой новой жизни. Он отображается в пасхальном торжестве Церкви. Когда люди чисто светские, недуховные приходят в храм на Пасху, их поражает это торжество. И убранство храма, и песнопения, и великолепные ризы священников. Им открывается другой, полный изобилия мир, где царят свет и радость.

Человек инстинктивно чувствует эту иную реальность. Ему хочется побыть в храме, постоять чуть-чуть хоть в уголке и посмотреть внутренним взором: вот к чему люди предназначены, вот какое духовное наследство они получат от Бога, Который нас любит и победил Собою нашу погружённость во тьму, серость и безжизненность.

Пасха человека всегда радует, веселит, наполняет великими духовными силами. Ничего подобного ей нет больше в нашем мире.

— Но люди становятся всё агрессивнее, жизнь — всё мучительнее. Как совместить боль — и ликование?

— Священное Писание свидетельствует: если человек не раскроет в себе духовных сил, то и не пробудится в нём то, что должно его оживлять и радовать. Посмотри на жизнь мирскую, отвергающую духовность. Там свои радости: хорошая одежда, пища, семейные утехи, общение с друзьями. Человек иногда делает ставку на это. Но уходит здоровье, теряются силы, изменяют друзья. И он остаётся у разбитого корыта, если не чувствует в себе бессмертную душу, разум, cпособный видеть не просто глубину мира, но замысел Божий о нём, Божие совершенство.

Когда человек этого жаждет, оно ему потихоньку открывается. Потом люди убеждаются: вот она, духовная жизнь, неизменная, подлинная. Пусть идут испытания, они преодолеваются силою веры, мужества, терпения, разумного отношения к ним. В человеке пробуждается всё больше сил.

Господь сказал: «Я победил мир» (Ин. 16. 23). Эта победа — наша вера. Если она есть, то в нас присутствует избыток сил. Мы понимаем: испытания даются, чтобы внутри нас возрос духовный человек. Осуществится это — и ни одно событие не заставит нас унывать, плакать.

— Такая духовная работа — дело личное. Значит, и пасхальная радость — тоже личная?

— Нет, Христос воскрес для всех. Он родоначальник нового человечества. Есть люди, которые воспринимают Пасху как некую информацию, возможно, не отрицая, но и не принимая активно. А верующие раскрывают в себе Божественные силы, которые даны нам нашей природой и духовной работой. Пасха и есть Богом данный избыток сил, который человек получает через единение с воскресшим Господом.

PS. Это интервью мы записали с отцом Георгием в 1998 году. Но ощущение такое, что беседовали — сегодня. Ничего не меняется: трудно человеку в юдоли слёз, но Пасха выводит нас к свету и радости.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 29 апреля — три года назад преставился к Богу протоиерей Георгий Бреев