(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—3. 2023)
Осенью 2018 года я приехала к отцу Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Он со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени посмотреть, о чём говорил батюшка. Мы занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий заболел и преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И всё-таки не оставляла мысли: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации и печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начнём с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Он был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Отец Георгий рассказывал:
В нас заложено стремление к чистоте. Мы принимаем душ. Если загрязняется одежда, приводим её в порядок. Щёточку возьмём, пятно почистим или отстираем.
А душу человеческую может очистить только Господь. Почему? Пятна на ней появляются от беззакония. Один Бог имеет власть отпускать грехи. И смываются они верой, покаянием.
Очищение души происходит постепенно. Преподобный Макарий Великий говорил, что в сердце у человека — бездонная глубина. Душа очищается по уровням: сначала одна часть, потом другая.
Примеры из жизни показывают: когда человек достигает высокой духовности, он иногда начинает считать себя очищенным, совершенным, не нуждающимся в помощи Божией. Такие люди терпят ужасные крушения. Поэтому появилось мнение: чем выше человек восходит духовно, тем страшнее бывает его падение. Если мы упадём на ровной дороге, это может быть не опасно. Но если свалимся с горы, все кости переломаем, а то и умрём.
Молодым подвижникам, ревностным, горячим, запрещается просить у Бога высоких дарований. У них нет опыта и знания человеческой природы. В житии преподобного Антония Великого повествуется: к нему в пустыню приходили жители города Александрия и рассказывали про молодого монаха, который творил чудеса. Преподобный Антоний помолился и даже заплакал: он увидел великий корабль, полный сокровищ. Но корабль не доплыл до пристани и утонул. Так произошло с тем человеком. Если люди перестают придерживаться строгой жизни, они теряют всё.
В чём тут суть? Бог любит нас и даёт нам больше, чем мы достойны. Божественная благодать — сверхъестественна. Человек не может её заслужить. И самое трудное — удержать дарования. Чем их больше, тем труднее. Нам по-человечески хочется полюбоваться своими богатствами, даже похвалиться ими. А за углом — притаились разбойники, они готовы напасть и всё у нас отнять.
Ни в коем случае нельзя считать, что мы очистились, чего-то достойны или достигли своими заслугами. Чуть только человек об этом подумает — у него всё отнимается.
На преподобного Серафима Саровского разбойники тоже напали. Они думали, что народ ему несёт не только грехи, но и денежки. А денежек у святого не оказалось. Все его сокровища были Божиими, духовными.
Мы просим Господа об очищении от греха: Боже, очисти мя, грешнаго.
Чувствуем свою нечистоту. Если бы её не было, молитвы наши строились бы иначе, как у святых ангелов. Они на небесах славят Бога.
(Продолжение в следующем номере)