МАКСИМ ИСПОВЕДНИК


«Образец веры» — так назывался указ, изданный в Константинополе в 648 году по поручению императора. В то время возникали ереси. Люди на них попадались, как рыба на крючок, — и отстаивали свои ошибки искренно, до драк и кровопролитий.

Император, тоже еретик, приказывал верующим не рассуждать. Нелепее не придумаешь. Когда появляются вопросы, на них надо отвечать. Этим и занимался преподобный Максим Исповедник. Он объяснял запутавшимся людям — священникам, монахам, мирским — суть веры и отступлений от неё. Объяснял без нажима. Добро, сделанное с насилием, считал злом.

Каждому человеку Бог открывается иначе, чем другим. Просто потому, что все мы разные. Это очень хорошо видно на святых. А у Максима Исповедника был ещё редкий дар — передавать людям то, что открылось ему. И многие возвращались к православию.

Император велел схватить Максима Исповедника. С двумя учениками его долго держали в тюрьме, отправили в ссылку, опять вернули в тюрьму. Всем троим отрезали языки, отсекли правые руки. Ещё раз сослали.

Но подвижник продолжал проповедь. До самого преставления к Богу.

В своих трудах святой поделился с нами опытом живой веры, личных отношений с Христом. «Главы о любви» — так назвал преподобный Максим Исповедник работу, из которой сделаны эти выписки:

От всей души должно любить всякого человека, но упование возлагать следует только на одного Бога, и служить Ему должно от всех сил. Ибо до тех пор, пока Он хранит нас, и друзья уважают нас, и враги беспомощны против нас. Когда же Он оставляет нас, то и все друзья отвращаются от нас, и враги входят в силу.

Старайся, насколько возможно, полюбить всякого человека. Но если это пока невозможно, то старайся, по крайней мере, не ненавидеть никого. Однако и этого не сможешь, если не презришь мирских вещей.

Много друзей во время благоденствия, но во время искушений трудно найти хотя бы одного.

Многие из нас говорят, но не многие делают. Но никто не должен искажать слово Божие через собственное нерадение. Наоборот, должно исповедовать свою немощь и не скрывать истины Божией, дабы не оказаться виновным не только в преступлении заповеди, но и в неправильном толковании слова Божия.

Кто кого любит, тот тому старается и всячески услужить. Поэтому, если кто любит Бога, то он, естественно, старается сделать угодное Ему. Любящий же плоть тешит её.

Не пища — зло, а чревоугодие; не деторождение, а блуд; не материальные блага, а сребролюбие; не слава, а тщеславие. Если же так, то в сущем нет никакого зла; зло — лишь в злоупотреблении, которое происходит от небрежения ума о естественном возделывании сил души.

Есть три причины любви к богатству: любовь к наслаждениям, тщеславие и неверие. Из них наиболее тяжелой является неверие.

Мир имеет много нищих духом, но не так, как должно. Много плачущих, но об утрате имущества или о потере детей; много кротких, но в отношении к нечистым страстям; много алчущих и жаждущих, но алчущих похитить чужое и неправедно обогатиться; много милостивых, но к телу и телесному; много чистых сердцем, но из-за тщеславия; много миротворцев, но подчиняющих душу плоти; много изгнанных, но за своё беспутство; много поносимых, но за постыдные грехи.

Однако блаженны лишь те, которые ради Христа и по Христу совершают и претерпевают это. Почему? Потому что «их есть Царство Небесное» и «они Бога узрят» (Мф. 5. 3, 8). И не потому они блаженны, что претерпевают это (ибо и вышеназванные делают то же самое), но потому, что совершают и претерпевают это ради Христа и по Христу.

26 августа — память преподобного Максима Исповедника

ЕСЛИ БОГ ЗА НАС


Князь Александр вышел из Софийского собора. Остановился перед своей небольшой дружиной и сказал:

Если Бог за нас, то кто против нас? Не в силе Бог, а в правде!

Новгородскому князю было двадцать лет. Возраст, когда у человека мало жизненного опыта. Но ему предстояло вести войско против сильного, отлично вооруженного противника, состоявшего из шведов, норвежцев, финнов. Они приплыли на кораблях в Неву, потом остановились в устье реки Ижоры.

Военачальником у шведов был Биргер, зять норвежского короля. Уверенный в превосходстве сил, он уже присылал к Александру посланцев и передавал:

Если можешь, сопротивляйся! Но знай, что я уже здесь и пленю твою землю!

Плен этот был бы страшен. Биргер хотел не только разорить Великий Новгород, но и насадить там католичество. Бискупы и мейстеры (так назывались служители-католики) тоже приплыли на кораблях завоевателей во «всеоружии». Готовые приступить в насильственному присоединению православных к католичеству.

Не в силе Бог, а в правде! — сказал князь Александр именно поэтому. Он знал: самое дорогое у человека — вера. Его правда. Люди защищают веру самоотверженно.

Накануне дня памяти святого равноапостольного Владимира русские войска подошли к Ижоре. Шведы не ждали боя. Отдыхали. И даже не подозревали, что за ними давно ведётся наблюдение.

К Александру явился начальник стражи Пельгусий, в Крещении Филипп. Рассказал, как расположились шведы. А потом добавил:

Мне было видение, когда я стоял у моря. Только-только стало всходить солнце. Раздался страшный шум, и я увидел ладью. Посреди неё стояли святые братья Борис и Глеб в красной одежде. Руки они положили на плечи друг другу. По краям ладьи сидели гребцы и работали вёслами. Я услышал, как мученик Борис сказал: «Брат Глеб! Вели грести, давай поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославичу!» Мне стало страшно. И ладья исчезла.

Александр выслушал и велел:

Не говори об этом никому!

Князь отдал приказ — и русская дружина внезапно напала на шведов. Врага рубили топорами, мечами. Один дружинник подсёк столб у шатра Биргера — и тот рухнул на глазах у всех. Это вызвало воодушевление у русских и совсем обратные чувства — у неприятеля.

Остатки шведского войска спасла ночь. В конце июля ночи уже становятся тёмными. Враги спешно отплывали на оставшихся кораблях, увозя с собой так и не пригодившихся бискупов и мейстеров.

А князь Александр благодарил за победу Бога, Царицу Небесную и своих сродников святых Бориса и Глеба. Прощался с погибшими друзьями. Победы всегда оплачиваются дорогой ценой.

С того дня князя стали называть Невским. Вера не посрамила православных. Если Бог за нас, то кто против? Конечно, злые духи. Но разве они сильнее Бога?

А дальше благодарные новгородцы прогнали князя Александра из города. И он ушёл. Не сопротивляясь.

12 сентября — перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724 год)

КТО ВОСПИТАЛ СЫНА?


Благоверный князь Даниил Московский известен в истории России как самый мирный. Мирно прирастали земли к его княжеству. Мирно улаживал он с соседями спорные вопросы. Основал Свято-Данилов монастырь, где сейчас покоятся его мощи.

О хозяине Москвы, как прозвали князя, почти не осталось сведений. Но известно: отец у него святой — благоверный великий князь Александр Невский. Правда, отец умер, когда Даниилу, младшему ребёнку в семье, было всего два года.

Кто же воспитал сына? Благочестивая мать? Да, конечно. Но вместе с отцом. Родители, ушедшие к Богу, участвуют в воспитании детей. Так считает Церковь. И в этом нас убеждает пример двух святых благоверных князей — отца и сына.

12 сентября — обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652 год)

БАНОЧКА ВАРЕНЬЯ — ОТ ГОРЕСТИ


Первый великий оптинский старец Лев (Леонид) говорил о своем ученике и сотаиннике:

Макарий свят.

Выглядел отец Макарий так: «Старец среднего роста, весь седой, одет летом в мухояровую поношенную ряску и башмаки, зимой — в весьма поношенную, крытую тёмно-зелёным драдедамом шубку, с костылём в одной и чётками в другой руке. Лицо — ничем не поражающее с первого взгляда, вовсе не красивое… даже несколько неправильное… с печалью постоянного углубления в себя, следовательно, на вид более строгое, нежели ласковое. Но такова сила благодати, что лицо это… сияло какою-то неземною красотою… Вообще в нём было редкое соединение детской простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».

Это из воспоминаний архимандрита Леонида (Кавелина), наместника Троице-Сергиевой Лавры. Ученика отца Макария.

Вот так и ходил старец с костылём. Увидит другого своего ученика — молодого ещё отца Амвросия, окружённого народом. Погрозит ему палкой (строгие монахи были не чужды тёплого, доброго юмора):

Будешь ты помнить это время!

И добавит:

Посмотрите-ка, посмотрите-ка! Амвросий у меня хлеб отнимает, хлеб отнимает!

И правда, всю жизнь вспоминал потом преподобный Амвросий то время — при любимом старце.

Иду однажды по скиту, — рассказывал он, — а навстречу батюшка Макарий. Где-то он взял крошечную баночку варенья — вышиной не больше вершка. И, подавая её мне, говорит: «На-ко, на-ко тебе для услаждения гортани от горести, ею же сопротивник напои».

Спросил однажды старец Макарий отца Амвросия:

Угадай, кто получил своё спасение без бед и скорбей?

Отец Амвросий понял, что речь идет о нём. Отец Макарий учился Иисусовой молитве, как сам вспоминал, без руководства и преждевременно. Это едва не навредило ему. А ученики старца проходили молитву под его руководством — «без скорбей».

При старце Макарии в Оптиной вышло шестнадцать книг святых отцов. Это очень много. Один из участников редакционного коллектива писал: «Кто из внимающих себе не отдал бы нескольких лет жизни, чтобы слышать то, что слышали уши наши: это объяснения старца Макария на такие места писаний отеческих, о которых, не будь этих занятий, никто из нас не посмел бы и вопросить его; а если бы и дерзнул на сие, то несомненно получил бы смиренный ответ: «Я не знаю сего, это не моей меры; может быть, ты достиг её, а я знаю лишь: даруй ми, Господи, зрети моя прегрешения! Очисти сердце, и тогда поймёшь».

Преподобный Амвросий сильно болел. Утомлённый, он отдыхал. А батюшка Макарий начинал его ругать:

Амвросий, Амвросий! Что ничего не делаешь?

Ему кто-нибудь объяснял:

Батюшка, да он же болен.

А я разве хуже тебя знаю? Но ведь выговоры и замечания монаху — это щёточки, которыми стирается греховная пыль с его души. А без сего монах заржавеет.

Он даже отца Амвросия из своей кельи выгонял. Прилюдно. Тоже смирял.

Что же это за важнейшее качество для человека — смирение? Преподобный Макарий в одном письме объяснял это так:

«…вы должны иметь в памяти заповеди Божии и смирение; и, хотя и не можете подняться на высоту добродетелей, старайтесь не нисходить в бездну пороков: всегдашние, хотя и малые проступки очищайте непрестанным покаянием и смирением, мысленно считая себя последнейшим из всех. Смирение одно сохранит вас от всех сетей и козней вражиих. А, как я вижу, вы при недостатке ваших исправлений в добродетели, скорбя, порабощаетесь смущением и лишаетесь спокойствия, а это знак самолюбия и гордости».

Предсмертная болезнь великого старца была очень тяжёлой. Его терпение поражало окружающих. Рядом с наставником был его любимый ученик преподобный Амвросий Оптинский. По просьбе батюшки отец Амвросий читал ему вслух писания святых.

Прочитал я ему как-то одну статью, — вспоминал отец Амвросий, — а он, обратившись ко мне, сказал: «Вот как, брат, люди-то жили. А мы что с тобой? Живём, очертя голову».

Даже на смертном одре отец Макарий и сам смирялся, и ученика смирял.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

20 сентября — память преподобного Макария Оптинского