БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ


Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали эту заповедь Христа. И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом — бомжи.

Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, — начинает объяснять отец Георгий. — Всё-таки бомж — это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашёл, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины её кроются в самом человеке.

Сегодня я входил в храм и увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один — в кожаной курточке, другой — высокий, дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.

Такое внешнее благополучие «нищих» часто смущает.

Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идёт сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь — небо на земле. Эта святыня дана нам Богом, чтобы нас к Нему поднять.

Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Да потому, что сейчас, через какие-то секунды я сам войду в церковь и стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.

Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Скорее всего, все мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как наше несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.

А мы — и надежд не оправдали, и плодов не принесли?

Человек является вершиной, венцом, царём всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!

У каждого человека есть совесть — совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого — только сам человек и дух, который живёт в нём.

Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает её нам.

Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.

Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?

Духовная нищета — это способность увидеть себя таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей — и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?

Как пылинка.

Конечно. Хочу поделиться чувством, которое возникло у меня, когда я летел на самолёте. Был ясный день. Матушка-земля смутно мелькала внизу в уменьшенных масштабах. А над головой была такая глубина, что взгляд там терялся и невольно цеплялся за землю.

Вдруг мы подлетели к морю. Земля уплыла из-под нас, самолёт ушел в голубую бездну. Появилось страшное потрясение, ощущение, что вот ты, пылинка, входишь в эту неизреченную космическую глубину. Сейчас ветер дунет — и тебя унесёт, ты растворишься.

Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?

Люди, нищие телесно, физически, несут на себе печать униженности. Хотя они и пользуются вниманием, заботой, но в душе переживают. И многие очень щепетильны в этом отношении.

Но нищета духовная — другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Моё, а случайное явление», — то от этого потеряешься.

Но Она говорит: «Ты Моё, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Её не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой — Величайшая Святыня.

Стало быть, нищета духовная — это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства?

Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно всё Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются заповеди блаженства. И первая из них — о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое — нищие духом.

Господь Всеблагой, Всесовершенный умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке — человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем» (см. Мф. 11, 29). И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.

Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить собственное предназначение только тогда, когда тоже как бы умалимся и дадим возможность другому проявлять себя — Богу или человеку.

Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в вечность, где мы найдём полноту и завершённость. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.

Это интервью мы записали с отцом Георгием в 1997 году. Прошло 26 лет. Оно так же актуально, как прежде, для каждого из нас.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ