Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали эту заповедь Христа. И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом — бомжи.
— Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, — начинает объяснять отец Георгий. — Всё-таки бомж — это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашёл, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины её кроются в самом человеке.
Сегодня я входил в храм и увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один — в кожаной курточке, другой — высокий, дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.
— Такое внешнее благополучие «нищих» часто смущает.
— Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идёт сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь — небо на земле. Эта святыня дана нам Богом, чтобы нас к Нему поднять.
Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Да потому, что сейчас, через какие-то секунды я сам войду в церковь и стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.
Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Скорее всего, все мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как наше несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.
— А мы — и надежд не оправдали, и плодов не принесли?
— Человек является вершиной, венцом, царём всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!
У каждого человека есть совесть — совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого — только сам человек и дух, который живёт в нём.
Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает её нам.
Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.
— Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?
— Духовная нищета — это способность увидеть себя таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей — и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?
— Как пылинка.
— Конечно. Хочу поделиться чувством, которое возникло у меня, когда я летел на самолёте. Был ясный день. Матушка-земля смутно мелькала внизу в уменьшенных масштабах. А над головой была такая глубина, что взгляд там терялся и невольно цеплялся за землю.
Вдруг мы подлетели к морю. Земля уплыла из-под нас, самолёт ушел в голубую бездну. Появилось страшное потрясение, ощущение, что вот ты, пылинка, входишь в эту неизреченную космическую глубину. Сейчас ветер дунет — и тебя унесёт, ты растворишься.
— Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?
— Люди, нищие телесно, физически, несут на себе печать униженности. Хотя они и пользуются вниманием, заботой, но в душе переживают. И многие очень щепетильны в этом отношении.
Но нищета духовная — другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Моё, а случайное явление», — то от этого потеряешься.
Но Она говорит: «Ты Моё, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Её не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой — Величайшая Святыня.
— Стало быть, нищета духовная — это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства?
— Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно всё Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются заповеди блаженства. И первая из них — о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое — нищие духом.
Господь Всеблагой, Всесовершенный умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке — человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем» (см. Мф. 11, 29). И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.
Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить собственное предназначение только тогда, когда тоже как бы умалимся и дадим возможность другому проявлять себя — Богу или человеку.
Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в вечность, где мы найдём полноту и завершённость. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.
Это интервью мы записали с отцом Георгием в 1997 году. Прошло 26 лет. Оно так же актуально, как прежде, для каждого из нас.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ