В нашем живом мире ничего не бывает случайно. Вот и день, в который мы родились, избран для нас. Мы приходим в мир под небесным покровительством святых. А отец Георгий Бреев появился на свет сразу после Рождества Христова — в праздник Собора Пресвятой Богородицы.
— Вы ощущали покровительство Царицы Небесной? — спрашиваю его.
— Не однажды и не в каких-то отдельных случаях. Мой жизненный путь лежит под Её водительством. Но человек не может это сразу осознать. Такие вещи как мудрое, чуткое покровительство не столь видимы, ощутимы.
Дети, допустим, иногда недооценивают заботу родителей. Ученики часто не понимают, какую роль сыграли в их жизни учителя, которые распахнули перед ними целый мир. Молодым людям кажется, что они сами, как птицы, в него влетели. Но мир им — именно открыли, хотя, конечно, они и сами начали работать.
Когда человек оглядывается на пройденное, переосмысливает свой путь, он удивляется: как со мной могло произойти то или иное событие? Почему я стою на твердых позициях? Ведь некоторые мои друзья, близкие знакомые находятся в совершенно иных условиях.
У меня на полке стоит фотография. Это мы в первом классе семинарии. Сколько же на ней людей, которые уже ушли в иной мир! И удивляешься, как много тебе Бог дал: живёшь, служишь. Так иногда Господь открывает то, что всегда тебя окружало, было твоим достоянием.
— А человек — не замечал?
— Нет. Были у меня тяжёлые обстоятельства, и когда заканчивался день, мне прежде всего хотелось поблагодарить Спасителя, Царицу Небесную за окормление, Божественное промышление, которыми всегда окружён. В любых условиях, самых невероятных, я оставался на плаву — в деятельной приходской жизни.
Я же восстанавливал два храма в Её честь — и служу в одном из них настоятелем. Да ещё третий, Успенский, построен на Котляковском кладбище. Вся жизнь моя наполнена знамениями, всё происходило промыслительно. Такова была воля Пречистой.
— Кто Она для нас?
— Кто Она для нас? — переспрашивает батюшка и улыбается. — Спаситель называл Себя Светом миру, Альфой и Омегой, Хлебом Жизни. Всё, что нам открыто о личности Христа Спасителя, прямо соотносится и с Пресвятой Богородицей. Мы не ставим Её в один ряд с Лицами Святой Троицы. Но всё-таки Она имеет причастность к тому, что мы говорим о Христе.
Спаситель заимствовал Свою человеческую природу, как сказано в молитвах, от Её чистых девических кровей. Богородицу называют печью, в которой испечён хлеб жизни — Христос Бог. Это, конечно, образы.
— Поэтичные, глубокие.
— А в то же время, когда мы любим Спасителя, то эту любовь нам приоткрывает именно Пречистая Дева. В жизни всё узнается постепенно. Вот посмотри: Евангелие вначале знакомит нас с пророческим, апостольским словом о Христе. Потом среди множества благовестий вдруг начинает проясняться образ Девы Марии. Иногда скромно, но Она всегда присутствует рядом с Христом. И Сам Господь привлекает к Ней наше внимание.
Праведная Елисавета исповедует Её как Матерь Бога. «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» — восклицает она (Лк. 1, 43). Это слово «откуда» мне всегда кажется удивительным. Ведь Елисавета — родственница Девы Марии, человек святой жизни. Казалось бы, ей уже всё ясно, открыто. Она радуется, ликует и пророчествует духом. И в то же время удивляется: откуда мне сие?
— Такая милость?
— И величие, которое устроил Бог через Своё воплощение, пришествие в мир. Это вопрошание и у нас остается всё тем же: откуда? Как оно могло осуществиться?
Хотя подобный вопрос стоит, по-видимому, не только перед людьми, но и перед ангелами. Сказано же в Акафисте Пресвятой Богородице: «Радуйся, высото неудобозримая ангельскими очами». Высота Пречистой Девы не может быть объята духовным зрением Херувимов и Серафимов.
Церковь поёт: «Недоумеет ум и язык благохвалити Тя по достоянию… обаче, Благая, веру нашу приими, Ты бо веси (знаешь) любовь нашу». Ум не в состоянии выразить то, что мы хотели бы, что переживаем, что даётся сердцу верующему и любящему Господа.
Но вернёмся к Евангелию. На браке в Кане Галилейской Владычица проявляет Свою волю и говорит служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2. 5). Слушайте Христа, поступайте так, как Он скажет, и всё у вас исполнится.
Во время Крестных страданий Спасителя Она принимает от Него и усыновляет Себе весь род человеческий.
— Принимает и усыновляет…
— Когда наступают большие Богородичные праздники, обязательно совершается предпразднество духа. Я всегда замечал: праздник — завтра, а сегодня уже все овеяны радостью, испытывают внутреннее торжество: вот-вот мы будем прославлять Пречистую Деву Марию. Тайна эта остаётся неизречённой.
Господь так устроил, что Она по Своей человеческой природе — ближе к нам, чем Он. Всё-таки Христос — Богочеловек, рождённый прежде века от Отца.
— А Владычица — именно человек.
— Иногда мы боимся дерзновенно обратиться к Господу, а к Ней — обращаемся. Она как Мать понимает, чувствует и знает нас, близка нам. Пречистая была неразлучна с апостолами. Она создала ту живую атмосферу, в которой потом раскрылась Церковь, была душой церковного общения.
Тайна Богородицы — это тайна Христа Спасителя: Он через Неё благоволил прийти к нам в мир. Тайна Богородицы — это тайна Церкви: Она нас приводит к Господу.
Я родился в 1937 году. Это время гонений, разрушения храмов. У людей тогда опустились руки, казалось, будто все забыли Бога. И вдруг Она по Своей материнской любви повела по жизни этого сопливого, только что появившегося на свет малыша. Я стал священником. И такое, по-видимому, даётся многим людям.
— Вероятно, да.
— Десять лет назад меня назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. И вдруг одна художница приносит мне икону Божией Матери «Избавительница» и просит: «Батюшка, возьмите её в алтарь! Эту икону я списала с древнего образа». «А почему, — спрашиваю, — вы хотите, чтобы она была в алтаре?»
И вот что отвечает художница: «Расскажу вам необычайный случай. Я тяжело болела — и дала слово Богородице, что напишу Её икону. Когда поправилась, то забыла об этом. Прошло два года. Утром выхожу гулять с собачкой. Вижу — идёт навстречу вроде как монахиня: высокого роста, стройная. Я собачку придерживаю, а сама думаю: «Какая величественная!» Вдруг Она ко мне оборачивается и говорит: «Ты Мне слово дала — и почему не выполняешь?» Меня как током пронзило. Голову опустила, думаю, какое слово я давала. И вспоминаю, что обещала Богородице написать Её икону! Поднимаю голову — никого нет. И я поняла, что тяжело согрешила, надо всё исправить».
— Художница сразу написала образ?
— Да. А во мне этот случай пробудил такое чувство: вот тут, оказывается, какое место! Здесь Божия Матерь всех встречает, окормляет, грешников вразумляет. Ведёт ко спасению.
Каждое слово, данное Богу, не умирает, живёт. Царице Небесной хочется, чтобы мы хранили свои обеты, данные Ей. Эти живые отношения с Нею нам надо сохранять всегда.
Много знамений, много милостей бывает в нашей жизни. Сколько раз Господь, Пресвятая Богородица избавляли нас от болезней, трудностей! Помолишься Царице Небесной — и видишь, как тучи рассеиваются, силы укрепляются, немощи исцеляются. Мы живём этим непосредственным чувством, которое стало как бы нашей второй — духовной природой.
Мы не говорим об этом, оно само собой разумеется. Как и то, что нужно прийти в храм, поблагодарить Богородицу за детей, за духовных чад, за тех, кто к тебе обращается за помощью. Из ткани жизни этого не исключишь.
Наше почитание Владычицы так же естественно, как видеть храмы, изобилие Её икон, духовной литературы. Оно началось с первого восклицания праведной Елисаветы, продолжилось апостолами, святыми. В 431 году III Вселенский собор специально утвердил догмат о почитании Пречистой Девы Марии как Богородицы. Чтобы никакие ереси нас не смущали. Такова вера Церкви.
В какие страны ни приедешь, всюду встретишь не только монастыри, храмы, но и целые города, сёла, посвященные Царице Небесной.
— В России их очень много: Богородицк, Успенск, Покров, Покровское…
— И рядом с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно тоже было село Богородское. Люди, которые тут жили, единодушно понимали: это место Пресвятой Девы Марии.
— Что вы испытывали, когда вас назначили настоятелем в этот храм?
— Радовался, что нам доверили великое дело — его восстановить. Мы понимали: Сама Царица Небесная призвала нас к такому благородному, Богу угодному делу — восстановить святыню. Храмы с именем «Живоносного Источника» редки. В основном, строили приделы в честь этой иконы. Но, оказывается, и Саровская обитель, и Оптина Пустынь начинались с «Живоносного Источника».
— А самый первый появился в Византии?
— Да. Времена тогда были непростые. Царица Небесная явилась воину, которого избрал Господь: он должен был стать императором Львом Премудрым. Там в лесу заблудился слепой человек и, казалось, уже не выберется из зарослей. Часто Бог избирает человека не тогда, когда в нём — изобилие сил.
И тут Богородица обратилась к воину, но назвала его Львом — тем именем, которое ему было присвоено позже, когда он стал императором: «Ты поведи слепого к источнику, помажь ему глаза — и он обретёт здоровье».
Так и совершилось. На том месте царь потом построил храм и назвал его «Живоносным Источником».
Многие монастыри, храмы возникли именно там, где происходили обретения икон Богородицы или чудесные исцеления на источниках. В таких местах рождалось особое почитание Пресвятой Девы Марии.
Чем глубже источники, тем чище в них вода. Так же и в истории: чем раньше люди строили храм в честь «Живоносного Источника», тем больше благодатных вод износила Владычица для освящения тех, кто там жил.
— Блаженный Андрей, Христа ради юродивый Константинопольский, был восхищен на небо. Он не увидел там Богородицу. Ему сказали, что Она на земле — утирает слёзы плачущих, утешает страдающих.
— Это ещё раз показывает, как Царица Небесная близка роду человеческому, особенно — христианскому. Все печали Ей ведомы, всё наше горе. Она на него не только откликается, но непременно помогает людям.
На Руси иконам Пречистой Девы Марии давали самые тёплые имена: «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Милующая». Явление этих святых икон подтверждает то, что говорит блаженный Андрей, — Её чуткое отношение к жизни людей.
Разные бывают ситуации. Иногда одолеют сомнения, но спросишь себя: «Ты сюда служить по своей воле пришёл?» И ответишь: «Нет, тебя Бог, Его Пречистая Матерь призвали. Они поставили — и всю жизнь будешь служить».
Это интервью мы записали с отцом Георгием в 2008 году. Я готовила к выходу нашу первую книгу «Радуйтесь!» И тут обнаружила: у нас нет ни одной беседы о Пресвятой Богородице. Позвонила батюшке. Он удивился:
— Как так?
И тут же назначил время для встречи. Интервью мы записывали в храме Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, где отец Георгий был настоятелем.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ