(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—6. 2023)
«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.
Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
И ДА БУДЕТ ВО МНЕ ВОЛЯ ТВОЯ
Отец Георгий рассказывал:
Дальше в молитве преподобный Макарий Великий просит: и да будет во мне воля Твоя. Это одно из самых существенных прошений. Мы хотим, чтобы над нами и в нас всегда осуществлялась воля Божия.
Господь дал свободную волю всему Своему творению — начиная с высочайших архангелов, ангелов — и вплоть до мелких мошек, муравьёв.
Сколько бы мы ни любили, ни ласкали, ни кормили домашних животных, всё равно видим: в них проявляется что-то своё. Даже у атома, как считают физики, есть воля. В некоторых обстоятельствах молекулы ведут себя непредсказуемо.
В человеке волю имеют дух, душа, тело. Когда они противоречат друг другу, нас, бывает, так закрутит, что не передать.
Воля Божия и воля наша всегда совершались и будут совершаться. Но чего мы боимся? Противления Господу. Корень греха — это своеволие: куда хочу, туда и ворочу. Начнёт кто-нибудь рассуждать: «А что мне Бог? Его воля?» Подобное дурное произволение воли губит человека.
У Достоевского в «Братьях Карамазовых» некоторые персонажи, вы помните, были с закваской атеизма. Фёдор Павлович Карамазов говорил сыну: «А в рай твой, Алексей Фёдорович, я не хочу, это было бы тебе известно…» И он может сказать так, проявить свободу воли. Бог рай сотворил, а ему рай не нужен. Пусть даст что-то другое.
Утренняя молитва преподобного Макария Египетского перекликается с молитвой Отче наш. Когда ученики просили Христа научить их молиться, Он сказал, о чём надо просить Бога: да будет воля Твоя и на земле, как на небе (см. Мф. 6, 10).
Воля Божия абсолютна. Всё творение принимает и со-растворяется в высочайшей, благой, совершенной воле Божией. Ею мир сотворён и человек получил бытие. Пойти против неё — значит выбрать путь неверного самоопределения. И как потом строить свою жизнь?
Великое счастье во времена бурных событий, перемен понимать: всё совершается не без воли Божией. Господь о нас заботится, ведёт к вечной жизни. Это понимание возможно, когда сердцем живо почувствуешь Бога — нашего Отца и Создателя.
Наступает новый день — и каждый человек хочет прожить его по воле Божией. Утром молится. Разум освещается. Мы начинаем рассуждать, спрашивать себя: «То, что я хочу сегодня сделать, не противоречит ли заповедям Божиим? Не исходит ли от моего порочного самолюбия, страстей?» И просим: «Господи, да будет, как Ты изволишь. Мне свойственно ошибаться, поступать по-своему, но именно по Твоей благой воле пусть совершается всё в моей жизни».
Люди приходили к отцу Георгию, чтобы узнать волю Божию о себе. Спрашивали:
— Как мне поступить, батюшка? Что будет правильно?
И получали ответ.
Много лет назад мне позвонила из-за границы знакомая монахиня. Ей предложили вернуться в Россию, восстанавливать монастырь. Она просила:
— Узнай у отца Георгия, есть ли на это воля Божия.
Батюшка сказал:
— Пусть возвращается. Дело хорошее.
А на другой день перезвонил мне:
— Я молился. Ей не надо менять жизнь. Её место там. Так и передай.
Монахиня послушалась. Слово батюшки было с силой.
(Продолжение следует)