Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Будучи преподавателем Санкт-Петербургской (духовной) академии, я однажды задал для доклада курсу тему: определить по проповеди проповедника. А автора я скрывал, конечно. На этот раз три докладчика дали по проповеди такие отзывы. Первый сказал:
— Автор — священник какого-нибудь уездного городка. Ничего особенного.
Другой сказал:
— Обыкновенный проповедник. Обыкновенная проповедь.
И лишь третий сказал:
— Нет, я чувствую в авторе человека особой жизни. Но понять, кто это, не могу.
— А ведь это великий отец Иоанн Кронштадтский! — к общему удивлению всей аудитории сказал я.
Тогда поднялся вопрос, почему же проповеди его так просты и обычны? Ответ был понятен: сила его слов была не в оригинальности мыслей и не в ораторском их изложении, а в силе его духа…»
Эта сила ощущается и в дневниках святого. Простые слова — согревают душу:
«Причащение Святых Таин в каждую Литургию меня делает здоровым, мирным, обновлённым. Благодарю Господа, оживляющего меня сими чудными Тайнами. Сколько сокрыто величайших дарований в Литургии! Христиане православные! Боготворите Литургию, боготворящую нас по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день. Слава щедротам Бога Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.
Кто дал мне чувствовать себя столь благо, как сегодня и вчера и третьего дня? Твой дар, всеблагий Господи!»
Это батюшка писал 21 августа 1903 года. Четыре месяца оставалось ему жить на земле. Читаешь — и изумляешься его покаянному настроению и такой благодарностью Богу, что невозможно дать ей определение. Назвать великой? Но эта благодарность больше:
«Чрез грех мы утратили подобие Божие, по коему были созданы Творцом, и стали чужими Ему… Он Сам благоволил уподобиться нам, стать человеком, не перестав быть Богом, чтобы нас сделать подобными Ему — родился от Матери, Чистой Девы, без семени — от Духа Святого. О, чудо чудес!» (6 сентября).
«Сколько раз я согрешал ежедневно раздражением, гордостью, лицеприятием, презорством (презрением — прим.), завистию, холодностию и безучастием к скорбям, болезням и нищете близких и, покаявшись, получал прощение от милостивого Владыки и Человеколюбца. Благодарю Господа! Не оставь, Господи, погибнуть во грехах. — В болезни я особенно часто раздражаюсь. — Слава долготерпению Твоему, Господи, ко мне, грешному! Аминь» (28 сентября).
Это слова человека, по молитвам которого исцелялись, оживлялись тысячи людей. Как же внимателен святой к каждому движению своей души!
Дневник обрывается вместе со смертью автора. Что же говорил отец Иоанн напоследок?
«Через грех раздвоился человек и от Бога отпал. «Не можете работать Богу и мамоне» (Мф. 6. 24). Твёрдая психологическая истина».
И самые последние слова:
«Ибо одна милостыня искренняя способна спасти души наши».
И ведь не только о денежной милостыне говорил святой, а о милости к другим…
2 января — память святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца
СЧАСТЛИВЫЙ
«Вы называете меня счастливым, — писал епископ Феофан Затворник. — И я чувствую себя таковым… Вышу можно променять только на Царство Небесное».
Он говорил о Вышенском монастыре в Тамбовской епархии, далёком от культурных центров. Владыке это место показалось самым прекрасным на земле, а он видел Иерусалим, Константинополь. Был ректором Сакт-Петербургской Духовной академии.
Святитель ушел на покой в 51 год. Порой его это смущало: не слишком ли рано? Но в Выше его жизнь была по-настоящему монашеской. Молитвенной. Созерцательной. Его окружали книги. Посещало множество людей.
В 1872 году, в 57 лет, епископ Феофан стал затворником. Поселился в отдельном флигеле, прекратил общаться с монахами. Устроил в своих кельях домовую церковь в честь Богоявления — Крещения Господня. Об этом празднике он писал:
«Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нём явил Себя так осязательно истинный Бог, в Троице поклоняемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын воплотившийся — Крещением, Бог Дух Святой — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено… и то, что спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Святого Духа, по благоволению Отца. Все Таинства христианские сияют здесь Божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верой совершающих сие великое празднество».
«Рассматривай имена!» — советовал духовным чадам преподобный Амвросий Оптинский. Имена много открывают пытливому уму. Феофан — означает «Богоявление». А фамилия владыки Говоров указывает на его способность что-то сказать окружающим. Как оказалось, очень важное.
В затворе он писал книги, ставшие для нас ежедневным чтением. Переводил «Добротолюбие» — собрание творений святых отцов. И отвечал на письма. Десятки конвертов ложились ему на стол каждый день. В них были вопросы, недоумения, горькие жалобы на тяжёлую жизнь. И владыка говорил с каждым человеком — на его языке, от сердца к сердцу, с искренностью и простотой.
«Но зачем у Вас, как пишете, страх идти на исповедь? Он точно бывает у многих, но у Вас зачем ему быть?» — спрашивал епископ одну девушку, с которой у него завязалась переписка о духовной жизни. И продолжал: «Извольте уяснить себе дело. Исповедующий (священник) есть только свидетель, приемлет же грехи Господь. Он же повелевает духовнику и разрешение от грехов давать исповедующемуся. Господь же — весь Милость. Он только ждёт, чтобы кто исповедал грех свой, и, как только скажет кто грехи, тотчас и прощение. Такого ли Господа бояться?»
Из писем епископа Феофана сложились удивительные книги. Словно он — просто и ясно — разговаривает со мной лично. С высоты святости снисходит к моим таким примитивным вопросам, которые для него — чрезвычайно дороги. Как дорога Господу каждая человеческая душа.
Ежедневно святитель Феофан Затворник служил литургию в своём домовом храме. На Богоявление (а Феофан, напомню, и значит «Богоявление»), в престольный праздник, он преставился к Богу — переменил Вышу на Царство Небесное. И этим Господь прославил его.
«Умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои», — писал святой. А какое дело может быть выше, чем открывать людям милость, мудрость, любовь, красоту, снисхождение Бога?
19 января — Крещение Господне. Богоявление
23 января — день памяти святителя Феофана Затворника
ВЕРНОСТЬ ВЕДЁТ К СВЯТОСТИ
Весной 1407 года вдоль реки Тверцы шёл крестьянин, еле передвигая ноги. Был он болен. Остановился передохнуть, взглянул на воду — и испугался. По реке плыло человеческое тело, но как-то странно: течение не сносило его вниз, тело оставалось на месте.
— Не бойся! — услышал крестьянин женский голос. — Иди к протопопу в Преображенский собор и скажи, чтобы забрал меня отсюда и похоронил в церкви с правой стороны. Я Иулиания, княгиня Вяземская.
Крестьянин не пошёл, а побежал в Торжок к собору. Уже потом сообразил, что следов болезни в нём не осталось. Исцелённый, потрясённый, благодарный появился он перед отцом-настоятелем и рассказал, что произошло. Протоиерей собрал людей — и вместе с крестьянином они пошли на берег Тверцы. Достали из холодной воды тело княгини Иулиании, перенесли в церковь.
Похоронили её не сразу. Прежде сложили каменный склеп под полом. А пока тело лежало в храме, множество больных получили исцеление. Люди обрели здоровье души и тела, стали цельными, как происходит по молитвам святых.
В Торжке все слышали жуткую историю Иулиании. Она была супругой Вяземского князя Симеона Мстиславича. Вязьма входила в Смоленское княжество. В 1404 году его завоевали литовцы. И Симеон Мстиславич бежал из города вместе со своим господином — Смоленским князем Юрием Святославичем. Сначала — в Великий Новгород, потом — в Москву. Московский князь взял их на службу и дал им в управление Торжок. Город разделили на две части.
Жители радовались красоте и благочестию княгини Иулиании. Привлекла её красота и князя Юрия. Им овладела страсть. Он уговаривал княгиню жить с ним. А она всегда отвечала:
— У меня есть муж. Я буду верна ему. А ты, господин, оставь эти злые мысли!
Конечно, её супруг Симеон Мстиславич видел, что происходит. Но что было ему делать? Начинать войну против старшего князя, которому верой и правдой служил много лет? Нет, этого он не хотел. Надеялся, что Юрий одумается.
Но Юрий Святославич останавливаться не желал. И вскоре произошло ужасное: Юрий зарубил мечом Симеона Мстиславича — и бросился к княгине. Та была не робкого десятка, начала защищаться. Схватила нож, ударила князя. Но лишь слегка ранила.
Княгиня выскочила во двор. Рассвирепевший Юрий — за ней: мечом зарубил Иулианию, отсёк руки, ноги. Труп велел отнести на речку и бросить в прорубь. И ведь сохранил Господь тело мученицы!
Жители Торжка выгнали из города убийцу. Какое-то время он скитался по Руси, был даже у татар в Орде. Но отвлечься, развеяться — не мог. Стал искать монашескую обитель, куда бы приняли его. Недалеко от Тулы в Николаево-Успенском Веневом монастыре князя пожалел старец-игумен. Принял исповедь Юрия — и князь почти сразу же заболел. А через несколько дней умер. После убийства он не прожил и двух лет.
Прошли века. Святую мученицу Иулианию люди не забывали. Она стала примером супружеской верности для многих поколений. К её гробнице приносили больных, бесноватых — и они исцелялись.
Особенно много чудес произошло в 1815 году, когда разобрали обветшавший Преображенский собор и открылась часть гробницы княгини Иулиании. Вскоре мученица была причислена к лику святых. Канонизирован и её супруг — мученик Симеон Мстиславич, который не захотел поднять руку на своего господина, принял от него смерть.
После 1917 года мощи святой Иулиании извлекли и увезли куда-то большевики. Значит, на то была её воля. Так княгиня-мученица Иулиания пострадала с остальными русскими святыми. Для чего? Это пока тайна для нас. Где её мощи — неизвестно. Но на наши молитвы она откликается всегда.
3 января — память святой мученицы благоверной княгини Иулиании Вяземской и Новоторжской. Память её супруга князя-мученика Симеона Мстиславича празднуется в день Собора Смоленских святых