МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—9. 2023)

«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.

Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:

Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:

Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

НЕ ДАЖДЬ МИ УСНУТИ ВО ГРЕХОВНЕЙ СМЕРТИ

Отец Георгий рассказывал:

Ночь дана нам для отдыха. Так устроено Богом. Всей природе требуется время для покоя, восстановления сил. Ночь — это тяга без света. А день всегда был символом новой жизни, где сияет Божественное Солнце — Христос Бог. Спаситель так и говорил: «Я свет миру» (Ин. 8.12); «ходите, пока есть свет» (Ин. 12. 35). Потом такого дня не будет.

Ночью мы пассивны. Днём входим в активную деятельность и не хотим впасть в леность, расслабленность. Слова молитвы не даждь ми уснути во греховней смерти передают жажду души не остаться во тьме, а приобщиться изобилию света и ведения Бога. Только при свете человек видит синь небес, себя, других.

Бездеятельность, леность, неверие — это образы сна. Активный человек просит Господа: «Не дай мне пропустить новый день — тот дар, который даёшь Ты. Дай мне принести плод прожитого времени и не уснуть в греховной смерти».

Мы молимся за умерших и называем их усопшими — уснувшими. В смерти душа теряет свою природную активность. Грех и сон отделяют нас от Бога. И в молитве преподобный Макарий просит, чтобы Господь не погрузил его в это состояние нечувствия, удалённости от Него.

Дальше идут такие слова: но ущедри мя, Распныйся волею — но подай мне Твои щедрые милости, Твою любовь, Распявшийся за меня по Своей воле. Спаситель принял Крест — распялся именно по Своей благой воле и освободил человека от греховной смерти, воскресил, дал вечную жизнь. Мы благодарно поём: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это нас укрепляет и даёт жить в обновлении.

Следующее прошение: и лежащаго мя в лености ускорив возстави. Утро. Душа пробудилась. И преподобный Макарий выражает желание, чтобы Бог вывел его из расслабленности и сна ускорив — скоро, быстро, не замедляя, восстановил активность.

Многие христианские подвижники молились на рассвете — и советовали это всем. Если ночь проходила спокойно, то люди восстанавливали силы, щедро потраченные днём на добрые дела. Утро приносило радость, молитвенность. На душу ещё не легли новые заботы, неожиданные обстоятельства, слухи. И первое чувство, первую мысль подвижники устремляли к Тому, Кто дал нам бытие, жизнь, блага, — к любящему Творцу: «Слава Тебе, Показавшему нам свет!»

Иногда человек просыпается, а вставать не хочет. Думает: «Пожалуй, я ещё полежу». Меняет планы на день. А у преподобного Макария иное духовное устремление: не жалеть себя, не оказаться в бездеятельности, не впасть в сон и расслабленность. Господь даёт нам силы, Он нам помощник — и надо вставать, не лениться, начинать новый день.

Святой просит: и спаси мя в предстоянии и молитве. Когда мы или наши близкие попадают в трудное положение, мы начинаем молиться о спасении. Предстояние перед Богом и молитва — это начало нашего разумного, полезного состояния, без которого мы оказываемся не способны сделать, что положено.

Когда человек идёт к высокому начальству решать жизненно важный вопрос, он собирается в струночку, чтобы суметь объяснить, умолить о нужном деле. Подготовится заранее, будет следить за каждым словом, движением.

Так и в предстоянии. Это тоже молитва, но осознанная, глубокая. Человек не просто произносит слова, а прямо стоит перед Богом. И каждое прошение доходит до Господа.

В конце преподобный Макарий Великий просит: и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен — после ночного сна пусть воссияет мне день безгрешный. Воссиять может не только солнце, но и безгрешность.

Время — символ греховного прозябания, если оно потрачено впустую. А день безгрешен — наша активная деятельность с памятью о Боге. День надо провести, не совершив тяжких преступлений, которые обесценили бы молитвенный труд, предстояние перед Богом. Ведь можно поступать благочестиво, а потом одним поступком всё перечеркнуть — так что стыдно будет вспоминать.

Завершаются прошения обращением ко Христу и просьбой: Христе Боже, и спаси мя — спаси меня. Любой человек, произносящий эти слова, может достичь спасения.

Отец Георгий больше всего любил богослужение. 52 года батюшка стоял у престола Господня. Был уверен:

Священник поставлен в Церкви как посредник между Богом и народом, он предстаёт перед Господом за попавших в беду, нужду, находящихся в заключении, страждущих, обездоленных. Предстательство выше, чем молитва, потому что в нём раскрывает себя всё существо человека.

На исповедь к отцу Георгию приходило множество людей. Они ждали от него помощи — предстательства перед Богом.

(Продолжение в следующем номере)