КАЖДЫЙ, КТО ХОЧЕТ, ВСТРЕЧАЕТ СПАСИТЕЛЯ


Евангелие — это книга встречи Бога с человеком. И человека — с Богом. Похоже, каждый, кто хотел, встретил Спасителя. Даже слепой Вартимей, сын Тимеев, у которого, казалось, не было на это ни одного шанса (Мк, 10. 46—52, Лк. 18. 35—42).

Эта встреча произошла уже в последние дни жизни на земле Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, — рассказывает отец Георгий Бреев. — Приближалось время Его страданий. И Господь последний раз направляется в город Иерихон.

Евангелие рассказывает, что народ окружал Спасителя со всех сторон. Люди шли впереди Христа и по Его стопам. Как обычно, все разговаривали, шумели.

А у слепых слух обострён. Вартимей слышал: происходит нечто необычайное, непривычное. Словно накатывается мощная морская волна перед штормом. И слепец начал спрашивать, что это.

Ему ответили: идёт Иисус Назорей.

Вся Иудея, Галилея, Палестина уже знали о Господе. Многие на себе испытали Его милость, которая изобильно изливалась на людей в трудных обстоятельствах, болезнях.

Видимо, Вартимей тоже слышал о Спасителе и в душе надеялся, что когда-нибудь наступит такой благословенный момент — и Христос окажется рядом с ним.

Момент настал?

И Вартимей начал вопить: «Сын Давидов, помилуй меня!» Этот вопль был таким сильным, постоянным, непрестанным, что начал раздражать людей: и чего он так кричит? чего хочет?

Слепому говорили: «Прекрати! Перестань!» А Вартимей продолжал обращаться к Богу и Спасителю. Это был вопль всей его жизни. Слепец знал: если Спаситель пройдёт мимо, он навсегда останется погружённым во тьму.

И крик Вартимея победил шум людской толпы. Спаситель остановился и велел позвать к Нему слепого.

Вартимея привели.

Господь спрашивает: «Чего ты хочешь от Меня?» Конечно, единственное, чего тот желал, — обрести зрение. Ведь зрение — великий дар Бога человеку.

Христос говорит Вартимею: «Вера твоя спасла тебя!» И в присутствии великого множества людей слепой прозрел. Представьте себе, что может чувствовать человек, который вдруг увидел свет Божий! Это в него пробилась новая жизнь. И Вартимей пошёл за Господом, прославляя Его великое человеколюбие и милосердие.

«Пошёл за Иисусом», как сказано в Евангелии. Прозрел — и понял, за Кем идти.

Люди имеют двойную природу — телесную и духовную. И обладают не только обычным, но и духовным зрением. Трудно живётся тому, чьи телесные очи повреждены. Но ещё хуже человеку, который духовно незряч. Его жизнь совсем трагична и бедственна. А ведь такая слепота — болезнь нашего времени.

Наверное, самая распространённая.

Господь близко, рядом. Но слепой разум не даёт людям увидеть ни мир вокруг, ни ближнего своего, ни нашего Спасителя.

Значит, чтобы прозреть и встретить Бога, нужно звать Его — настойчиво, как Вартимей?

Упорно, непрестанно. Тогда душа со всей силой понимает: если Бог меня не увидит, не услышит, я никогда не освобожусь от страстей, грехов, падений, слепоты. Вартимей вопил: «Сын Давидов, помилуй меня!»

Это похоже на Иисусову молитву, правда же?

Верно. Все молитвы даны нам в самом Евангелии. Вартимей называет Господа Сыном Давидовым, потому что не видел Спасителя. А святые отцы молились уже иначе: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!»

Их молитва возвышалась настолько, что побеждала шум мира — и Бог всегда шёл навстречу человеку.

Из Евангелия мы знаем молитву Господню: «Отче наш». Но ведь и молитву мытаря тоже открывает нам Христос: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!»

Да, в притче о мытаре и фарисее (Лк. 18. 10—14), чтобы начертать в нашем сердце и уме основные истины — как норму жизни. Евангельские образы вечны и относятся ко всему человечеству, у которого Единый Создатель — Бог и Творец. Господь пришёл на землю, чтобы дать нам это ведение. Оно спасительно для нас.

Но вернёмся к притче. Она говорит, что в храм вошли два человека. Один — имеет высокое общественное положение.

Это фарисей.

Он направлялся в дом Божий и понимал, что равного ему среди людей там, пожалуй, не найдётся.

Почему?

Фарисей исполняет закон, десятую часть дохода жертвует на храм, постится, как положено. И само его звание — учителя народа — тоже очень высоко в глазах окружающих. Бог выделил его среди остальных людей — самим этим положением. И фарисей уверен: Господь его слышит, оправдывает. В храме ему принадлежит первое место.

А ещё в храм вошёл мытарь — сборщик налогов.

Это человек презренный в глазах людей. Многие его осуждали — и в то же время завидовали богатству мытаря, хоть оно и неправедное.

Фарисей молился: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…»

Он же благодарит Бога!

И вроде бы правильно думает о мытаре. Но мытарь и сам эту правду видит — не со стороны, поверхностно, а изнутри. Он поник головой от своих грехов и чувствует: ему не место в храме — в этом святилище Господнем. Обретя веру, мытарь познал, что для вечности он не годится: все заповеди нарушил, самим образом жизни не соответствует никаким духовным нормам.

Человек этот входит в храм с чувством глубочайшего раскаяния. Только просит о единственном.

О милости.

А Сын Божий и пришёл в наш мир с милостью. Взял на Себя наши грехи и пригвоздил их к Своему Кресту. Пролил Пречистую Кровь, чтобы спасти людей — не по делам, которые не соответствуют высокому божественному призванию человека, а только по Своей милости. Господь не хочет смерти грешника.

Бывает, мы с трудом вырываемся из нелёгких обстоятельств, идём в храм помолиться.

Да, каждый раз — с трудом.

Но душа не всегда раскрывается, покаяние в ней не зарождается. И мы не очищаемся от грехов. А ведь это очищение даёт нам духовную свободу, прозрение, что Бог возлюбил нас и пришёл спасти ценою Креста Христова.

Человеку очень важно приблизиться к Господу. Фарисей был высокого мнения о себе. Ему ничего не нужно менять — он и так хорошо устроен, живёт в почёте. И при этом — подобен гробу: снаружи украшен, а внутри полон всякой мерзости, которую даже не замечает и не переживает из-за неё.

Ощущает себя праведным.

Но перед лицом Божиим картина выглядит иначе. Два человека — как два противоположных полюса, которые никогда не сойдутся. Между ними — духовная пропасть: один себя превозносит, а второй — ставит ни во что и только произносит: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»

Мы, как мытарь, можем просить у Христа только милости. И тогда всё меняется в нашей жизни.

Каким образом?

Евангелие благовествует Царствие Небесное, говорит о вечном. И о том, как человеку приобщиться к истине, которая уже сейчас открывается на земле, но станет нашим достоянием — в ином мире.

В конце притчи Господь произносит: «всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Поймёт, увидит своё самолюбование, тщеславие, гордыню, которая, как тень, всегда идёт за нами. Увидит самовозношение, самооправдание. И раскается.

Мы же себя оправдываем — в одно мгновение. И никогда не ударим в грудь, как делал мытарь, не скажем: «Господи, я не достоин ни самой жизни, ни милости, которая проявляется надо мной!»

Это так.

Человек получает от Бога и Создателя то, что никто другой ему дать не может. Только Господь имеет власть избавить нас от греха. Он оправдывает кроткого, смиренного, кающегося грешника.

Притча о мытаре и фарисее — наше духовное богатство. Она открывает нам глаза.

Духовное зрение?

Да, и помогает избавиться от самовозношения и греха осуждения. Часто даже друзей мы видим в недобром свете.

И уж тем более — незнакомых.

Но это неправильно. Миллиарды людей живут на земле. А сколько из них проводят жизнь в лишениях, страданиях! Встретишься с таким человеком — и вдруг замечаешь, какое у него величие духа, окрылённая мысль.

Все идут к вечности. Господь любовью привлекает нас к Себе. И нам нужно вдумываться в Закон Божий, смотреть в своё сердце и на ближних. Нам есть, перед чем смириться, чему удивиться.

Не пропустить…

И научиться признавать: «Ты знаешь моё место, Господи! Дай мне его обрести».

В молитве человек встречается с Богом. Это возможно во все времена?

Конечно. Из Ветхого Завета мне вспоминается молитва праведной Анны. Она была бесплодна и однажды пришла в храм и долго стояла, закрыв глаза. Всю свою жизнь вложила в молитву о ребёнке, дала обет, что посвятит чадо Богу.

Священник был потрясён, когда увидел, как она молится. Подошёл к ней и сказал: «Я верю, что Бог поистине даст тебе то, о чём ты просила».

Так и случилось?

Анна родила пророка Самуила — и он стал служителем алтаря Господня.

Всегда, в любых даже самых неблагоприятных обстоятельствах будем сердечно уповать на Бога и обращаться к Нему. «Из глубины воззвал к Тебе, Господи!» — говорит в молитве пророк Давид (Пс. 129. 1). И Господь внемлет ему. И внемлет нам. Идёт навстречу человеку — и совершаются великие милости в нашей жизни.

В 2013 году мы с отцом Георгием записали это интервью. Его слова были близки мне. Со временем стала открываться необычайная глубина рассуждений батюшки. Вроде всё прочитано, усвоено — но вот же новое! Это тайна духовных текстов. Их особое бессмертие.

Пётр Ильич Чайковский советовал дважды послушать музыку, чтобы получить представление о ней. Интервью отца Георгия тоже хорошо бы прочитать дважды.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

25 февраля — неделя о мытаре и фарисее. Подготовка к Великому посту — покаянному времени