НЕ ОБМАНЫВАЙТЕСЬ!

Мы следим за тем, чтобы на столе у нас была свежая, качественная пища. И почти не следим за тем, чем питаем душу. А между тем апостол Павел предупреждает: «Не обманывайтесь! Худые сообщества портят добрые нравы» (1 Коринфянам. 15. 33).

-Апостолы проповедовали Христа и Его учение, – рассказывает протоиерей Алексий ПОТОКИН. – Поэтому для нас всегда первичны слова Самого Господа. К ним и обратимся.

-Хорошо.

-Христово Благовестие утверждает: нам нечего бояться. И Христос не боялся никого. Он пришёл на землю в худое сообщество, чтобы изменить его. С кем Господь имел дело здесь?

-С нами – предателями, убийцами…

-Верно. Из проповеди Христа мы знаем: никто нас из Его руки не похитит (см. от Иоанна. 10. 28), даже волосы наши сочтены перед Богом (см. от Луки. 12. 7). Погибнет только сын погибели (см. от Иоанна. 17. 12).

-Всё-таки есть исключение!

-Вспомните, как Петр шёл к Христу по бушующему морю. Так бушует житейская буря – наш мир, страсти. Господь дал людям власть ходить, не утопая в волнах.

У нас нет врагов, они побеждены Христом. Но главный враг находится в нас самих. И надо, чтобы Бог победил ад внутри каждого человека – и мы не были бы одиноки.

Как же призваны жить христиане? Они берегут правду, веру, добрые обычаи, нравы.

-Это трудно.

-И порой кажется Голгофой. Защиту веры, семьи, Отечества люди воспринимают как путь спасения.

-И обманываются?

-Да, потому что сами нуждаются в постоянной милости и прощении. Нас спасает Христос. Не мы кладём за Него свою душу, а Он за нас душу положил. Его Голгофа – умереть за тех, кто распинает, попирает правду, справедливость, веру.

-Опять же – за нас.

-Он принял всех – Своих врагов.

-Но предупреждение апостола Павла осталось?

-Да, ведь появилась человеческая ложь. И апостол прежде всего сказал: «Не обманывайтесь!»

-Не обманывайте себя.

-Человек начинает врать, когда считает, что может на земле сам сделать что-то благое. А благое – это, прежде всего, увидеть, что жить, верить, любить мы не можем, потому что эгоисты. Нам нужен Спаситель, Иисус. Тот Самый Христос, Который приходит с небес.

Но мы забываем, как впервые встретили Христа. К нам приходят иные чувства: Он нас питает, окружает заботой. И мы начинаем удивляться грехам других людей. Значит, забыли свою первую любовь: нас простили.

-Первую любовь – как первую радость…

-Евангелие рассказывает о том, что Господь исцеляет людей, прощает им грехи. Он не ставит условий: «Теперь веди себя хорошо – и тогда спасёшься». Христос говорит: «Вера твоя спасла тебя» (от Луки. 17. 19).

В евангельской притче отец тоже всё возвращает блудному сыну и не ставит ему условия, чтобы тот больше не грешил. Ясно, что сын по привычке всё прогуляет, промотает, сразу работать не сможет.

А ведь это основная притча об отношении Бога к людям – Его детям. О том же и апостол Петр спрашивает Господа: «Сколько же можно прощать людям? Грешат, каются, опять грешат! До семи ли раз им прощать?»

-И Господь отвечает: до семидесяти – умноженных на семь (см. от Матфея. 18. 22). Бесконечно.

-Когда-нибудь у них честность наступит?

-Никогда.

-Да, Христос это объясняет и нас к этому готовит.

-Но иногда Господь всё-таки добавляет: «Иди и больше не греши!»

-Верно, после исцеления человека. Но тут Он говорит о другом – об условиях жизни сердца после встречи с Ним.

-Объясните, прошу вас!

-Есть два пути, когда нас простили. Первый – стараться не грешить. Второй – не стараться, не обращать внимания на прощение. И окажется, что мы падаем, даже стараясь не грешить. Не можем иначе.

Не стоит пугаться этого. Сам Христос открывает, что выполнить Его заповеди нам – невозможно. Так мы познаём их Божественность.

-Зачем же тогда Он их даёт?

-Чтобы душа знала, какова жизнь на Небе, вспоминала, принимала заповеди Бога – Его свет. И просила: «Спаси меня, Господи! Сердце новое во мне создай, совесть обнови! Я жить не могу!» Недаром первое слово Христа перед тем, как нам встретить Царство Небесное: «Покайтесь!» И последнее – тоже о покаянии (см. от Марка. 1. 15, от Луки. 24. 47).

Дух сокрушенный – это когда человек всегда видит своё несовершенство. Люди понимают грехи грубо – только как поступок. Но если я знаю, что сердце моё самолюбиво, то могу предположить, каким будет поступок?

-Безусловно.

-Всегда несовершенным. Даже если буду очень стараться. Когда человек решает покаяться и больше не грешить, он живёт сокрушённым духом, всегда произнося молитву: «Отче наш, иже еси на небесех! …остави нам долги наша». Каждый день, до смерти. И при этом – старается не грешить.

-А если не старается?

-Двойки в школе бывают и у того, кто занимается с желанием, и у того, кто ничего делать не хочет. Но это разные люди и разные двойки.

Вот и в вере так. Совесть ответит, стараемся мы не грешить или нет. И если  разглядим это в себе, то поймём и у других. Причём, старание может быть очень слабым – в зависимости от сил человека.

-Но оно присутствует?

-И это важно. Иногда человек старается, потом на месяц забывает. Но дальше говорит: «Господи, я способен впадать в забытьё. Прости меня!»

Тот, кто старается не грешить, жить с совестью, уже понимает, что он мертвец: может заснуть – и не двигаться. Видит, что не в состоянии сдержать гнева, например. И становится осторожным.

-Как?

-Начинает беречь людей, когда находится в раздражении, унынии, печали, чтобы не заразить их. Это элементарная гигиена: больной чумой не приближается к здоровым. Вот и раздражённому, с претензиями, жадному точно так же не стоит ни к кому подходить с делами, беседами, помощью.

В этом состоянии никому помочь мы не можем, но зато можем – не навредить. И это уже добродетельное поведение. Злой человек одновременно становится добрым, потому что бережёт окружающих. Да, до них долетают искры от него, но не жгут, как раньше.

Когда мы начинаем жить с совестью, то обнаруживаем, что лучше понимаем не движения сердца, а слова, дела других людей.

-Внешнее?

-Да, поступки нам виднее. Они быстрее задевают, обижают нас, хотя всего лишь являются результатом состояния сердца человека. И вера говорит нам об этом.

-Да, поступки – только результат.

-Внешне я могу быть благолепен, а сердце – гнилое. И цена моим поступкам – та же гниль. При всём наружном великолепии.

-Но и это не приводит в отчаяние?

-Нет. Я запоминаю: лицемерить – плохо, не лицемерить – не могу. И стараюсь молиться, здороваться, просить прощения, сдерживать язык… Почти всё – без участия сердца. Но иногда – с сердцем. И за это малое можно благодарить Бога. А в остальном – стараться жить добрым нравом. Внешне – всего лишь красивый гроб, но людям рядом и от этого становится легче.

Как называется человек с испорченным сердцем, но живущий добрым нравом?

-Рабом Божиим?

-Раб – это тот, кто действует из-под дубины, с усилием. Он даже не наёмник и уж тем более – не сын.

Можно ли уважать того, кто привык безобразничать, воровать, грабить, плевать, унижать, смеяться, но сдерживает себя?

-Даже нужно.

-Но никто в нашем мире за такое спасибо не скажет. Это считается естественным.

-В нашем мире вообще редко говорят спасибо.

-Раб Божий всегда помнит: Господи, я пока Тебе чужой, бегу к грехам, отказаться, остановиться не могу. Добро для меня – мука, бич. Страдаю, унываю, печалюсь от него.

Тут есть единственное утешение: проходят годы – и видишь, что мысль, душа стали шире. Камень сердца дробится, смягчается. Труд не бесполезен.

Но как только этим трудом возгордишься (допустим, посмотришь на окружающих сверху вниз и скажешь, что они безобразничают) – и в тебе опять заговорит раб, но не Бога, а греха.

-Как просто!

-Всё тёмное, злое легко в нас проникает, имеет корни и привычки. Лезут в душу уныние, тоска, печаль, незаметно подтачивает лесть. И нам следует беречься тех мест, где этого много. Не ходить по грязи, выбирать чистую дорогу.

Что делает человек, которого загнали на помойку? Зажимает нос.

-Это вы к чему?

-Когда люди раздражены, ведут себя фальшиво, не надо напитываться их духом. Тот, кто отдаёт внимание чему-то недостойному, уже сочетается, соединяется с ним.

-И что делать?

-Беречься: «Господи, дай этому человеку милости, здоровья! Но помочь ему я не могу – и сам такой…» Зато могу уходить от контакта, уводить внимание, не рассматривать, не обсуждать, тем более – не сплетничать, не вспоминать.

Вот пример. Человек исповедовался, Бог его простил – и он уходит счастливый. А тут ему говорят: «Помнишь, как ты всех обманул?» Если он начнёт оправдываться или вспоминать, то повторит грех. А греха уже нет. Есть худое сообщество, которое разрушает добрый нрав.

-И от этого сообщества лучше не заражаться.

-Существует пословица: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». У каждого человека – особый взгляд на мир, он может нас обогатить. Друг – это твоё продолжение, рука.

Но вспомним слова Христа: если рука твоя соблазняет тебя, отсеки её и выбрось вон (см. от Матфея. 18. 8). Понятно, что тут речь не о членовредительстве, а о частях единого духовного тела.

-Суровые слова.

-Господь всегда говорит решительно, прямо. А апостол Павел – гораздо мягче, для слабых: «Не обманывайтесь!»

Бог не стал притворяться, не уговаривал Адама, что всё нормально, грех мал и на него не стоит обращать внимания. А люди часто, встречаясь с грехом, делают вид, будто ничего плохого не произошло.

-Так нельзя?

-Нельзя! Сами живут без «прости» – и другим разрешают. Поэтому нет у нас настоящих отношений: одна мешанина, неразборчивость, двоедушие.

-Это так.

-Мы часто не чувствуем соблазна мысли, чувства. Лицемерим, думаем, что понимаем всё или не понимаем ничего. Больная совесть слепа, не различает правды и лжи.

-Можно помочь совести?

-Да, взять любимую книгу, почитать. Она отогреет всё остальное. И вспомнишь то, что раньше понимал: Царство Небесное в нас есть. Дело совести сказать, что мы этому Царству не соответствуем.

-И попросить: «Господи, прости и помилуй!»

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Добавить комментарий