ДВЕ ПАСХИ АПОСТОЛА МАРКА


«В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: «Где хочешь есть пасху? Мы пойдём и приготовим». И посылает двух учеников Своих и говорит им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и, куда он войдёт, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам».

Так рассказывает евангелист Марк о подготовке к последней пасхе Спасителя на земле — о Тайной вечере (14. 12—15). По преданию, она проходила в доме Марии — матери Марка. И, конечно, юноша знал о праздничном застолье. Возможно, потому он не спал в ту ночь. И сразу увидел Христа с учениками, когда те пошли в Гефсиманский сад. Этот сад тоже принадлежал его матери.

Похоже, Марку очень хотелось быть рядом с Господом. И он выбежал к Нему из дома. Какой же ужас испытал юноша, когда Учителя схватили воины! Считают, что в Евангелии Марк рассказал о себе: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14. 51—52).

Марк к тому времени уже был в числе семидесяти апостолов, которых Господь посылал на проповедь. Юный возраст — самое подходящее время для учения.

После воскресения Христова Марк отправился «по всему миру» и проповедовал «Евангелие всей твари», как велел Господь. В разное время он сопровождал трёх апостолов: Петра, Павла и Варнаву — своего дядю. Рос, мужал, укреплялся.

Вместе с Петром Марк приезжал в Рим. Первоверховный апостол называл его своим сыном. Не по плоти, ведь Пётр — простой рыбак, а Марк — из высокообразованного рода левитов. Их связывало духовное родство, оно сильнее физического.

Апостол Пётр рассказывал римлянам о Христе и Его учении. Творил чудеса. В Церковь вливалось все больше людей. И вот тут христиане стали просить Марка:

Запиши всё это! Мы хотим иметь книгу. Книга — она же навсегда.

От кого узнал евангелист столько подробностей из жизни Спасителя на земле? Несомненно, от самого святого Петра. Он благословил этот труд — первое Евангелие, Благую Весть о Царстве Небесном. Сколько же людей привело оно к Богу!

Наступил момент — и святой Марк отправился в своё первое самостоятельное путешествие в Египет. Главный город там — роскошная Александрия. Центр искусств, науки.

У городских ворот Марк порвал сандалию. Он не огорчился, как сделали бы мы. А принял это как доброе предзнаменование. И не ошибся.

Святой тут же увидел сапожника, отдал ему сандалию в починку.

Сапожник принялся за работу. Почти сразу поранил руку и вскрикнул:

Господи!

Из глубокой раны текла кровь.

Апостол наклонился, взял щепотку земли, поплевал на неё — и замазал рану:

Во имя Иисуса Христа, живущего вовеки, будь здоров!

Так и случилось. Рука была здорова.

Кто ты, человек Божий? — спросил сапожник. Его имя было Анания. — Прошу тебя, пойдём ко мне!

Сказано — сделано. Вскоре семья, родные, близкие Анании уверовали во Христа и приняли крещение.

Историк Евсевий писал, что в Александрии, по слову Марка, к Господу обратилось множество мужей и жён. А сам апостол стал первым епископом Александрийской церкви.

В Египет к духовному сыну приезжал апостол Пётр. Отсюда, из Вавилона, он написал своё первое послание — к христианам Малой Азии. Возможно, писалось оно под диктовку. И пёрышком водил святой Марк.

Когда апостолы Пётр и Павел оказались в темнице, Марк отправился в Рим — по их просьбе. Он был рядом с ними в день казни. А после неё опять вернулся в Александрию.

Марк устроил в городе христианское огласительное училище (из него потом вышло много известных учителей Церкви). Составил чин Литургии. Египетские христиане (копты) уверяют, что в их Богослужении до сих пор сохранились молитвы евангелиста Марка.

А ещё апостол прошёл по всему Египту с проповедью Благовестия. В городах, сёлах, на дорогах и перекрёстках стояли «кумирни», в которых люди поклонялись идолам. Гадания, предсказания, привороты, отвороты…

Но никакой идол не может утолить жажду человеческой души. На весть о живом Боге откликались многие. И падали, разбивались идолы — прежде всего в сердцах.

Святой вернулся в Александрию. До городских властей уже дошёл слух о христианах и их апостоле. Марка как возмутителя спокойствия решили убить. Поэтому ему пришлось срочно покинуть город. Но прежде он рукоположил Ананию в епископа. Поставил пресвитеров, диаконов для церкви.

Когда апостол опять вернулся в город, он был поражён. Христиан стало ещё больше. Они даже построили храм на берегу моря. Святой Марк опустился на колени и прославил Бога за Его милость.

О возвращении апостола узнали власти:

Опять появился этот чародей! Как же он нам надоел!

Действительно, было, что терпеть: по молитве Марка больные исцелялись, глухие начинали слышать, слепые — видеть. Как не возмутиться такими делами? Власти подтвердили намерение убить святого.

На Пасху христиане собрались в новом храме. Апостол Марк служил литургию. Тут и напала на них огромная толпа язычников. Святого связали и потащили по улицам города. Тело его было истерзано острыми камнями. Из ран текла кровь.

Вечером апостола бросили в темницу. Там, по преданию, Господь явился ему, чтобы укрепить в последние часы на земле. Христианские святые умирали так, что прославляли Бога своей смертью. Язычники удивлялись их мужеству, вере — и часто обращались к Богу, Который давал такую мощь и веру людям.

Утром Марка опять потащили по улицам. Вскоре он предал дух Господу. Толпа разъярилась: кровавое зрелище закончилось слишком быстро. Тогда решили сжечь тело святого. Сложили костер, развели огонь.

Внезапно наступила тьма. Страшный удар грома потряс город. Начался ливень с градом. Люди в ужасе разбежались.

Костёр погас от потоков воды. И христиане забрали тело своего апостола.

В IX веке мощи святого Марка перенесли в Венецию. Недалеко от неё он проповедовал Евангелие.

8 мая — память апостола и евангелиста Марка

«НЕ ОСТАВЛЯЙ ДУХОВНЫХ ЧАД!»

Весной 1923 года большевики закрыли Оптину пустынь. После Пасхи — на Фоминой неделе. Оптинского старца Нектария арестовали и отвезли в тюрьму. Потом перевезли в больницу.

Батюшка был прозорлив, предвидел эти события. Но как же трудно было ему пережить, что на святое место пришло запустение!

Отец Нектарий получил от советских властей предписание выехать за пределы Калужской области. Так он оказался в селе Плохино — уже в Брянских краях. А название-то у села какое! Ничего хорошего не обещающее.

Поначалу батюшка всех просил не обращаться к нему как к старцу. Он был внутренне сломлен. Молился, плакал, просил помощи у Бога. И ему явились все оптинские старцы. Вместе. Сказали:

Если хочешь быть с нами, не оставляй своих духовных чад!

Окружающие сразу заметили в нём перемену. Однажды утром из комнаты вышел прежний старец. К нему опять поехали люди из разных городов и весей — мирские, монахи, священники, архиереи. Но приезжали — тайно.

Пасхальная оптинская радость жила в простом деревенском доме. Здесь решались острейшие проблемы. И при этом какие шутки были!

Утром батюшка спрашивал:

Где сейчас владыка?

К нему приехал епископ — и ждал момента, чтобы незаметно войти в дом. Старцу отвечали:

Во ржи.

Сидит в поле, скрывается.

Ну, хорошо, пусть там посидит до вечера…

Видно, нужно ему было поразмышлять в одиночестве. Ночью, в темноте епископ поднимался на крыльцо, тихонько входил в дом. Его встречал улыбающийся старец. И громкий хор:

Ис полла эти, дэспота!

А окна открыты, в деревне всё слышно далеко-далеко… Но старец знал: сейчас это безопасно.

Он преставился к Богу в 1928 году. Молится за нас со святыми оптинскими старцами.

12 мая — память преподобного Нектария Оптинского