(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—2. 2024)
«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.
Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
Один слушатель обратился к отцу Георгию:
— Я читал у святых отцов: люди устроены по-разному, и по-разному они читают молитвы. Один размеренно, не боясь рассеяться, другой поспешно, чтобы между словами не втиснулись помышления. Разве можно навязать темп со стороны?
Батюшка понял, к чему он клонит, и живо откликнулся:
— Нет, если молитва личная. Другое дело — церковное богослужение. Оно должно совершаться в свойственном Церкви темпе. Почему?
Вот мы идём по улице. Вдруг машина взревела, молотки застучали, инструменты заскрежетали. Эти звуки раздражающе действуют на человека. Но он приходит в церковь — и там всё иное: красота, медленное пение, чтение. Уходить не хочется, душа отдыхает.
А в личной молитве бывает по-разному. Иногда я эмоционально очень перегружаюсь, устаю. Уговариваю себя: «Надо прочитать молитвы». Начинаю произносить слова медленно, а тут что-то мешает, посторонние мысли прилипают. Тогда начинаю читать про себя. Стараюсь собрать внимание на каждом слове. Но всегда так читать нельзя. В момент усталости сердце не чувствует образов молитвы, только ум способен сосредоточиться на словах. А в другой раз сердце откликается, не надо мешать ему. Молитве полезно учиться, чтобы она доходила до сердца, ума, чтобы чувства с нею соглашались.
ГОСПОДИ, ИЖЕ МНОГОЮ…
Отец Георгий рассказывал:
Теперь мы переходим к четвёртой молитве. Её автор тоже преподобный Макарий Египетский. Она короткая:
Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Первая часть молитвы — благодарение Богу за то, что пройден ночной отдых, период расслабления души, и наступает новый день. Господь дал святому миновать зло, напасти. Что это значит?
Ночь — символ тьмы, отсутствия света Божия. Для подвижников это время больших искушений: на них начинаются вражеские нападения. У людей высокой духовности, как у Макария Великого, шла борьба с духами злобы, как о том говорил апостол Павел: «наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесных» (Еф. 6.12).
Не с людьми же бороться? Мы по природе равны. Знаем: вот человек, настроенный недоброжелательно, тайно клевещет на нас. Через него могут действовать злые духи. Но люди духовные видят: нет никакого основания человеку вести духовную брань с человеком. Её возводят падшие ангелы. Почему? Когда они пали, Бог сотворил людей, чтобы заняли их место. Тогда падшие ангелы позавидовали человеку, который стал наследником того, чего они лишились, и стали вести очень серьёзную борьбу с людским родом.
Особенно эта брань ощущается ночью. Многие испытали такие минуты. Стоит человеку молитвенно провести день, успешно обходя мысленные нападки, — и вдруг он обнаруживает: брань продолжается в ночи, когда тело находится в расслаблении. Мы же стремимся отдохнуть, забыть о проблемах. Но не все спят.
Один злой дух явился преподобному Антонию Великому и сказал:
— Ты, Антоний, постишься, а я совсем не ем. Ты спишь два-три часа, а я совсем не сплю. Только не могу терпеть твоего смирения, того, что ты себя считаешь грешником.
Святой Иоанн Кронштадтский писал в дневнике последних лет, что днём может противостоять демонским наваждениям, а ночью — не ручается. Человек чистой жизни просыпался и удивлялся, какие кошмары ему снились.
Конечно, годы берут своё. У пожилых людей начинается склероз, нервная система сдаёт. Отец Иоанн днём раздражится на кого-нибудь, например, на алтарника, что неуклюже кадило подал, но тут же думает: «Что я делаю? Я у престола стою». Начинает каяться перед Богом, и Господь возвращает его душе мир. А человеку достаточно сделать замечание — и он исправится.
Нам не понять молитву святого Макария, если мы не будем знать о ночной духовной брани подвижников. Днём житейские заботы, разговоры делают эту борьбу менее заметной. А когда всё замолкает, погружается в тишину, присутствие злых духов ощущаются с особой силой. Они хотят ворваться в сердце человека, ввести в искушение.
Иногда перед сном так хорошо помолишься, с радостью, легко. А утром встаёшь разбитый, молиться не хочется. Думаешь: «Что произошло?» Оказывается, ночная брань может действовать на подсознание человека.
Многие духовные люди передавали: ночью бывают такие нападения, словно камень положили на душу. Я несколько раз это испытывал. Лежишь, словно в гробу, и не поймёшь, то ли спишь, то ли бодрствуешь. Начинаешь молиться, хочешь руку поднять, перекреститься, а она не поднимается. Потом раз — и всё снялось.
В состоянии ночного борения надо читать молитвы, особенно «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», «Да воскреснет Бог…» Они прогоняют такое состояние.
Преподобный Макарий благодарит Бога за то, что дал ему ночь без напасти прейти от всякаго зла противна — вражеских мыслей, которые летят, как мысленные стрелы. Эти помыслы неверия хотят отвратить душу человека от Творца и Создателя, чтобы дух был подавлен, пришло уныние.
Иногда людей по ночам мучают страхи. Особенно одиноких. Они ощущают присутствие посторонней силы, нежелательной, стремящейся принести вред. Начинают молиться — и страх удаляется, становится спокойно на душе.
— Ну что? Испугались? — улыбнулся батюшка. — Не бойтесь! Настоящие духовные брани бывают у подвижников, которые проводят бодрственную жизнь. Мы защищены тем, что на уровень духовной брани ещё не вышли. Дай нам Бог плотские страсти погасить!
Отец Георгий продолжал:
Вторая часть молитвы — прошение: Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Преподобный Макарий просит Господа послать ему истинный свет и просветить сердце, чтобы творить волю Божию.
(Продолжение в следующем номере)
PS. Наталия Голдовская заболела. Следующий номер может выйти с опозданием. Помолитесь о болящей Наталии.