МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—3. 2024)

«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.

Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:

Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:

Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВИЕ ЛУЧШЕ?

Женщина попросила отца Георгия:

Объясните, почему Православие лучше других конфессий?

Батюшка улыбнулся:

Этот вопрос часто возникает. Есть такая грубая пословица: «Всяк кулик хвалит своё болото». Но дело тут в другом. Когда Спаситель призывал к Себе учеников, апостол Филипп пришёл к Нафанаилу и говорит: мы нашли Мессию — Иисуса из Назарета. Нафанаил возразил: из Назарета может ли быть что доброе? И Филипп ответил: пойди и посмотри (Ин. 2. 45—46). Так и тут: приди в храм, постой, помолись, причастись. Опытно пойми, взгляни, почувствуй. Потом у тебя включится разум, подумаешь, сравнишь. Войдёшь в традицию — и увидишь, какая она богатая. Православие сохранило основу веры, таинства от апостолов. Возьми любую иную христианскую конфессию и окажется, что у католиков причащают только Телом Христа, а Кровью не причащают. С Евангелием это не согласуется. Христос говорит: ешьте Мою Плоть и пейте Мою Кровь (Ин. 6. 53—56). Я не ругаю католиков, но у них так установилось. Протестанты не почитают Божию Матерь, святых, а их почитание было изначально установлено в Церкви. В Православии это сохранилось и обогатилось. Хотя нас есть, за что поругать: мы не святые, у нас много грешков, невежества. Мы недостойны, не высоко живём. Но само вероучение как было на высоком уровне, так и осталось.

ГОСПОДИ ВСЕДЕРЖИТЕЛЮ…

Отец Георгий рассказывал:

Следующая молитва принадлежит святителю Василию Великому:

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Молитвы преподобного Макария Великого — от одного лица. Вероятно, он составил их для себя, а потом его личные обращения к Богу стали достоянием всех христиан. Молитва Василия Великого произносится от многих лиц. Это говорит о том, что она входила в какое-то чинопоследование и имела общецерковное употребление.

Василий Великий известен не только своей святостью, высокой духовной образованностью, множеством молитв. Он литургист — дал нам текст литургии, которую мы совершаем в большие праздники. Его утренняя молитва прославляет Бога, утверждает догматические христианские истины. Поэтому она важна для нас.

Вначале идёт обращение к Богу: Господи Вседержителю. Слова эти величественны и внушительны. Вседержитель всему даёт начало, всё содержит в Своей власти: мир видимый и невидимый.

Иконы Господа Вседержителя располагаются в центре иконостасов. Христос восседает на престоле, Его окружают ангельские силы. На голове Господа часто изображается корона, показывающая Его царское величие, в руках — жезл, подчёркивающий Божественную власть.

Только наш Творец и Создатель может быть Вседержителем. Обращение к Нему в молитве подобно мощной основе, на которой развивается мысль святителя Василия Великого. Дальше он перечисляет свойства Господа: Боже сил и всякия плоти.

Под силами подразумевается мир духовных разумных созданий: ангелов, архангелов, херувимов, серафимов. Если бы в молитве не было слов и всякия плоти, можно было бы подумать, что речь идёт о Божией силе и славе. Но это обращение подчёркивает: Вседержитель властвует над небесными и земными созданиями.

Человек имеет в себе две природы — духовную, как у небесных сил, и телесную. Как говорят святые, он стоит над всякой плотью и призван своей двойной природой соединить мир небесных и земных существ.

(Продолжение в следующем номере)