ВОЗНОСИТСЯ ЦАРЬ СЛАВЫ


В теле Христа материя соединилась с Божеством. И когда Господь возносится на небо, Он не только наше человечество, но и всю видимую тварь вносит в глубины Божественной тайны, в недра Святой Троицы. Как нам после этого не любить вместе с Богом наш мир, неотделимый от Него?

Нам дорого всё: жизнь, красота, культура, наука, страдания, скорбь, радость земная и небесная. Всё дорого нам, потому что открывает премудрость Божию…

Господь всё ещё несёт раны, которые нанесены Ему человеческим грехом; и каким-то непостижимым образом не только воскресший, но и вознёсшийся Христос, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога и Отца, не сбросил с Себя всю скорбь, всю боль земли. И всегда остаётся Агнцем Божиим, Который приносит Себя в жертву за спасение мира.

Митрополит Антоний Сурожский

Бог не абстрактен: Он Личность… И Христос говорит о Себе как о Личности Богочеловеческой: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап. 1. 8).

Искать Бога как Личность — естественно для человека. Бог Троица отражается в нас и имеет три ипостаси — лица: Отец, Сын и Дух Святой.

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы (Пс. 23. 7). Здесь всё таинственно. Псалмопевец Давид обращается к неведомым князьям: возьмите ворота вечные. Что за князья? Что за ворота? Это похоже на команду, но не сиюминутную, а в ожидании чего-то грядущего.

Тут напрашивается такая аналогия. Господь изгнал Адама и Еву из рая и поставил у его ворот херувима с пламенным мечом — закрывать вход. Бог прогневался, но не покинул людей, на протяжении веков давал им обетования, законы, Сам пришёл на землю.

Князья были поставлены, чтобы заградить ворота — не простые, а вечные. И князья откроют их: и внидет (войдёт) Царь славы. Когда же?

Христос воскрес из мёртвых, вывел из ада праведников и всех, чающих Его пришествия в наш мир. Сорок дней Спаситель являлся ученикам и, наконец, сказал им: «…дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28. 18—20). На Елеонской горе — горе Вознесения — Он благословил их: «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24. 51).

Вспомните, как Христос говорил Нафанаилу: «…отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1. 51). Так и сбылось! Когда Спаситель возносился, Его окружило облако (см. Деян. 1. 9). Это была слава Божия. Ученики увидели её сквозь открытые райские врата. Со славой Божией Христос входил в наш мир — и потом восходил на небо.

Поистине Он является Царём славы.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ