(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—4. 2024)
«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.
Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
В ВЫШНИХ ЖИВЫЙ…
Отец Георгий рассказывал:
Молитва святителя Василия Великого построена так, что в ней раскрываются свойства Божественной природы и отношение Бога Вседержителя к миру, человеку. Всё это происходит на одном дыхании, в одном предложении.
Святой говорит: в вышних живый и на смиренныя призираяй. Здесь он показывает образ Божиего бытия. Человек живёт в определённой стране, в городе или селе. А где обитает Сам Бог? Когда мы задумываемся об этом, отвечаем просто: на Небе. Поэтому Бог называется Всевышним — стоящим выше всех. В вышних живый постоянно пребывает там, где находятся высочайшие силы. Господь над ними.
Человеку это невозможно представить. Но со Своих высот Господь на смиренныя призираяй — призирает на смиренных. Не презирает — относится неблагожелательно, свысока, а призирает: держит в поле зрения и заботится о тех, кто несёт в себе смиренный дух. Его взгляд на людей отличается от нашего: Бог сердца же и утробы испытуяй — сердца и тела испытывает.
Мы обращаем внимание на внешность людей: лицо, одежду, поведение, бедность, достаток. А Господу важно состояние души, духовное содержание человека: к чему тяготит его мысль, чего ищет сердце. Это составляет наше богатство.
Пророк Самуил был послан Богом помазать Давида елеем. Увидев Елиава, Самуил сказал: «верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (см. 1 Цар. 16: 1—13).
Священное Писание подчеркивает: жизнь человека в этом мире — испытание. Оно нужно не для Бога, а для нас. Поэтому Господь испытывает утробы и сокровенные, скрытые намерения человека. Мы не всегда понимаем, чего в нас больше — доброго, хорошего или немощного, греховного. Испытания открывают самое ценное в людях, что нам необходимо познать в себе и чего мы могли бы не заметить.
Сам Христос перед тем, как выйти на общественное служение, был искушаем, или испытан, сатаною. После крещения Дух Божий повёл Его в пустыню. Господь оставался там один, сорок дней пребывал в посте. Когда физические силы Богочеловека были истощены, тело пришло в изнеможение, к Нему приступил сатана и начал Его искушать:
— Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Это стало бы сильнейшим доказательством власти Христа над миром. Но Господь ответил:
— Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (см. Мф. 4. 3—4)
По мнению некоторых богословов, сатана не был до конца уверен, что Христос — воплощенный Бог, поэтому говорил осторожно: если Ты Сын Божий. Господь отражает искушения — и тем самым даёт нам примеры высочайшей правды Божией. И теперь при искушении мы знаем, что ответить: на первое место надо ставить заботу о душе.
Когда сильная личность проходит испытания, многим открывается, каким должен быть человек. Величайшие страдания переносил праведный Иов. Друзья обличали его в грехе, а он был праведником. И его опыт остался людям для осмысления глубины жизни.
Не всегда человек страдает из-за грехов. И слепорождённый из Евангелия терпел скорбь, чтобы на нём явила себя правда Божия (см. Ин. 9. 2—3).
Бог испытывает, насколько серьёзно относится человек к вечной жизни. То приходят болезни, то происходит что-то в обществе. Одно кончается, начинается другое. И мы учимся видеть: Господь стоит за этими испытаниями. Трудности заставляют человека заглянуть в глубину души, почувствовать свою божественную природу.
Для Бога нет ничего тайного. Он сокровенная человеков яве предведый — знает, что скрыто в душе человека, видит прошедшее, будущее как явь — настоящее.
Пророк Иеремия рассказывал о своём призвании на служение. Бог говорил ему: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1. 5).
Бог Безначальный и Присносущный Свете — не имеющий начала и всегда существующий Свет. Он Источник жизни и света.
(Продолжение в следующем номере)