(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—5. 2024)
«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.
Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:
— Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!
Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.
Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.
Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:
— Делай с ними, что хочешь!
А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:
— Молитва может всё!
Будем постигать это вместе с ним.
Наталия ГОЛДОВСКАЯ
БЕЗНАЧАЛЬНЫЙ И ПРИСНОСУЩНЫЙ…
Отец Георгий рассказывал:
Молитвенный дух пробудился — и святитель Василий Великий развивает мысли о богатстве всесовершенной Божественной природы. Обращается к Творцу: Безначальный и Присносущный Свете — не имеющий начала и всегда существующий Свет.
На земле света не было — и он появился. В определённый период Бог сотворил светила. С ними началось бытие нашего мира. Мириады звёзд в галактике излучают свет. Он созданный, тварный.
А есть Свет иной — первоисточник всякого бытия. Христос учит: «Я свет миру» (Ин. 8. 12). И Василий Великий называет Божественную природу безначальным и присносущным Светом, делает это не в богословском труде, а в молитве.
Дальше Василий Великий продолжает так: у Него же несть пременение, или преложения осенение. И опять раскрывает свойства Божественной природы. В нетварном свете несть пременение — нет перемен и нет преложения осенение — изменения сияния, оно постоянно.
Со светилами в нашем мире дело обстоит иначе. Синоптики сообщают о магнитной буре, вызванной Солнцем, и мы ищем, какие таблетки принять, чтобы голова не болела. О чём это говорит? Наступила перемена.
Солнце поддерживает жизнь на нашей планете. Для нас оно главный источник света. Благодаря ему человек может изучать природу света на земле и подниматься на ступень в объяснении Божественной природы — как Света. Бог — Свет, Он живёт во свете неприступном.
Мы уже говорили: тема света в утренних молитвах везде присутствует. Ночь прошла — и человек радуется, находится в потоке света. Ещё чистой душой способен возвышаться до Божественных истин.
У Господа нет преложения осенение — сияние света постоянно, не становится качественно иным. Божественный мир выше времени и изменяемости. О чём это говорит нам? О том, что не бывает так: сегодня Бог мою молитву услышал, а завтра — нет. Если я буду молиться искренне, сердечно, с верой, благоговейным отношением, Господь молитву примет.
Обратите внимание, какой ум у святых. Он может охватить общее — и выделить из него частное, нужное для этой минуты или священного действия. Василий Великий был таким.
Снам я не верю. Но тут мне приснился отец Георгий. Я была в каком-то доме, среди множества людей. Тут появился батюшка, отобрал несколько человек. Я была в их числе. Он вывел нас из дома на площадь, залитую светом. И тут велел мне остаться, а с остальными ушёл в свет — за горизонт.
Скоро у меня начались болезни. И только после всех больниц я вспомнила этот сон. Меня оставили на залитой светом площади. Возможно, чтобы многим стали известны размышления отца Георгия о свете.
Батюшка рассказывал:
Дальше молитва углубляется: Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша. Обращение к Богу опять идёт от лица многих.
Человек хочет, чтобы Господь его услышал, жаждет получить сердечный ответ. Ему надо быть уверенным: он не просто произнёс слова. Через них душа духовно согрета, ум приобщился духовному свету.
Святитель просит Бога многих щедрот принять дерзновенное моление людей, которые во время молитвы — яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим.
Дерзновение — порыв любви к Богу. Оно соединяет в себе веру и глубокое понимание, как Создатель любит человеческий род. Господь хочет, чтобы мы молились, Сам открывает в нас дерзновенный порыв, даёт нам благодать молитвы.
Тут обозначаются два мира: Божественный, высокий — и земной, грешный, от которого к Богу идут исповедание, покаяние. Человек отдаёт себе отчёт в том, что перед лицом Божиим он не настолько совершен, чист, свят, как подобало бы.
Мы творим молитву от скверных уст. Наши уста, произносящие высочайшие слова о Божественной природе, не достойны соприкоснуться с этой святыней, обладать ею. Почему? Через час-два мы включимся в какую-то деятельность, и наши уста будут произносить нечто иное, возможно, противоположное молитве. Бог даёт человеку это пережить и задуматься.
Вспомните укор апостола Иакова: как вы можете одним и тем же языком хвалить Бога и произносить проклятия? Апостол приводит пример: из одного источника не истекает горькая и сладкая вода (см. Иак. 3. 8—12).
Представьте, что вы направляетесь к царю и хотите попросить у него щедрый дар, а сами совершили преступление. Царь скажет, что готов выполнить просьбу, но вы же преступники. Сначала нужно попросить о прощении вины.
Бог готов всё нам дать, но прежде надо, чтобы Он простил нашу вину перед Ним — наши грехи.
(Продолжение в следующем номере)