ВЕРНОСТЬ


А за окном — то дождь, то снег. Распускаются и падают листья. Поспевает малина, потом груши. Меняется всё — настроение, здоровье, память.

А есть ли что-нибудь постоянное? — спрашиваю отца Георгия.

Конечно, есть, — отвечает батюшка. — Жизнь на земле идёт постоянно — с того момента как Господь дал бытие вселенной и человеку. Без постоянства был бы хаос, об этом говорится вначале Библии.

А верность — тоже относится к «постоянству»?

Слово «верность» все-таки происходит от веры. Вера — это прозрение в духовный мир, жажда узнать, что он существует. Как наши глаза видят мир, который нас окружает, так духовный человек видит мир высший — Божественный.

Люди в подавляющем большинстве — всё-таки верующие. Они не отрицают бытия Божия, хотя отношение к личности Бога, к своему призванию у них складывается по-разному. Христиане руководствуются в жизни Священным Писанием, нехристиане — своими представлениями. А верность проявляется в том, что человек, однажды поверив, хочет всегда держаться того, что ему открылось. Чтобы оно в нём — жило.

Вот мы читаем в Священном Писании: бесы верят и трепещут (Иак. 2. 19).

И, честно говоря, это приводит в недоумение.

Да, как можно верить — и творить зло? Человек своим телом, как завесой, отделён от духовного мира. А бесы — духи, духовный мир им открыт. Но они не принимают Бога, не хотят принадлежать Ему.

Потому и трепещут?

Господь сравнивал веру — с зерном. Если появляются условия, добрая почва, зерно начинает расти. Верность — это то, что хранится в зерне веры. Из него в человеке вырастает нечто могучее, способное само приносить плоды.

Из Священного Писания мы знаем о жизни святых патриархов, пророков и видим: всё их служение проходило в духе верности Богу. В «Апокалипсисе» Христос говорит о Себе: «Я есть свидетель верный и истинный» (3. 14). Он подчёркивает здесь, что непреклонно верен воле Бога Отца — до смерти, и смерти крестной.

Мне кажется, когда Господь объясняет всем, что в Царство Небесное входят узким путём, Он имеет в виду верность. Это и есть узкий путь. А у пророка Давида в псалме читаем: «За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки» (Пс. 16. 4).

«Пути жестоки» — это, наверное, тяжёлый, скорбный путь?

Целеустремленный. С точки зрения земных удовольствий, он даже кажется жёстким, потому что связан с самоограничениями — ради верности заповедям Творца. Пророк Давид сохранил им верность, не скрыл своего греха и неправды перед Богом. Не уклонился «в словеса лукавствия» (Пс. 140. 4).

Верность — удивительное качество. Посмотри на апостолов. Господь избрал их, доверил им Благовестие — и они откликнулись на это всей жизнью. Дальше в истории христианства мы видим мучеников, исповедников. Они свидетельствовали о Христе, а это может сделать только тот, кто верен. Так что верность — это, в конечном счёте, победа над собой и косной человеческой природой.

Хотя от мучеников требовали вроде бы мелочи — поклониться идолам, то есть бросить щепотку ладана в огонь. Им даже не предлагали отречься от Христа.

А они не могли отступить от верности Ему: приняли Господа — и пошли путём, на который Он благословил их, спокойно глядя на всё, что им встречалось.

Научиться бы такому спокойствию хоть чуть-чуть.

Но давай обратимся к нашей обычной жизни. В ней тоже всё держится на верности. Вот жених и невеста заявляют о своей любви, потом обручаются, венчаются — и этим свидетельствуют, что хотят соединить свои жизни и всегда быть верными друг другу. Без верности нет настоящего Таинства брака.

Воины принимают присягу, обещают быть верными своему долгу, даже жизнь отдать за Родину, если потребуется. Может ли воин быть неверным? Это исключено.

Врачи дают клятву Гиппократа. Недавно у нас в храме отпевали врача, проработавшего сорок лет! Он с верой, самоотверженно служил людям. На отпевание пришли сотрудники больницы и его пациенты, которых он спас от болезней.

Священники тоже приносят присягу?

Мы, священнослужители, накануне рукоположения перед крестом и Святым Евангелием даём клятву быть верными Православной Церкви, её догматам, многовековой традиции. Не уклониться ни вправо, ни влево, не избрать самочинные пути.

Когда я учился в Духовной Академии, нас, студентов, часто навещал Святейший Патриарх Алексий I. В то время одна за другой выходили пасквильные статьи о Церкви и священниках. Патриарх понимал, что мы будем служить в атеистическом окружении, его душа болела за нас, и однажды он сказал: «Если вы будете иметь человеческие немощи, то Бог и народ вам всё простят. Только одного не простят: если вы будете неверными».

Эти отеческие, тёплые слова меня потрясли. Видишь, как всё просто! Так что верность — это ещё и удивительная высота, на которую нас возводит вера.

Вера рождает человека, а он, принимая её, понимает: можно быть только верным, иначе нельзя. И Господь обещает: будешь верен в малом — над многим тебя поставлю (см. Мф. 25. 21).

Что тут имеется в виду?

Великие подвижники говорили своим ученикам: «Ты не бери на себя много, а возьми только то, что тебе по силам. Но будь верен в этом малом — и спасёшься».

В святоотеческой литературе описан интересный случай. К известному подвижнику отправился за наставлениями молодой человек и получил совет, с чего начинать духовную жизнь. Прошло много времени. Друзья не раз упрашивали юношу опять посетить благодатного учителя, но он отказывался.

Почему?

Говорил, что ещё не исполнил прежнюю заповедь. Видишь, как он был верен в исполнении слова учителя! Примеры из жизни святых показывают: верность нужна каждому из нас. Без неё наша молитва будет неживой, безвкусной, как пища без соли. Если мы проявляем верность в молитве, то Бог нас всегда слышит.

Всегда-всегда?

Без сомнения. И остаётся только сказать: «Господи, я знаю, что ты меня слышишь и любишь! Что ещё мне надо от Тебя? Я верю Тебе!» Верность в малом — это залог того, что Бог никогда не отвергнет, не отвернётся от нас.

Противоположность верности — измена. Это слово всегда имело отрицательный смысл.

Измена — это перемена к худшему. Человек изменился, перестроился, отказался от себя как личности, избравшей высокие, достойные жизненные или духовные принципы. Если супруги изменили друг другу, они теряют тот венец, то царское достоинство, которое дано им Богом. Потом-то, конечно, можно покаяться и вымолить у Господа прощение.

И возвращение потерянного?

Да. Измена равносильна убийству. Вот представь, человек кого-то любит — и изменой убивает его в своём сердце.

Может быть, я категорична, но мне кажется, если не хранишь верности, просто перестаёшь быть человеком.

Конечно! Душа этим живёт: Бог же верен. Сколько бы у меня ни было грехов, Он их искупил, ради меня пострадал, даёт мне спасение, говорит: «Чадо, выбери благо, не делай зло принципом своей жизни!»

Верность — такое качество, которое помогает человеку быть самим собой, а нашей божественной душе — вмещать в себя Божие слово.

Сейчас на виду люди неверные, у которых было по три, пять, десять браков. Церковь благословляет только два?

Второй — с покаянием, третий — уже с разрешением Патриархии, если речь идёт о венчании.

То есть тут разбирают особые обстоятельства: и психические болезни, и неверность супругов?

Но самое горькое то, что сейчас стираются представления о супружеской верности. Вот приходит молодая девушка на исповедь и жалуется. Ей в монастыре задали такой вопрос: «Вы собираетесь вступать в брак, а со сколькими мужчинами сожительствовали до него?» И она даже не сумела их сосчитать.

Нет, мы не осуждаем грешников и не ругаем их. Но удивляет то, что у людей совсем нет понятия о целомудрии, как будто оно вообще не нужно. Наоборот, считается, что до брака необходимо приобрести «опыт», который человека изнутри опоганит и даже приведёт к болезням. Иногда смотришь на лица и думаешь: «Такой молодой (или молодая), как же ты себя не пожалел, зачем так беспорядочно живёшь?»

Но вы благословляете этих людей на брак?

Да, потому что для них это — как последняя соломинка, за которую пока можно ухватиться. Хоть человек и недостоин, чтобы на него надели царский венец, но всё-таки пусть придёт в разум, поймёт, что Бог не отвергает его, принимает как неразумное дитя и хочет ему спасения.

Меня восхищает подвиг русских княгинь — Евдокии Московской, Анны Кашинской. Умирал или погибал князь — и они хранили верность ему.

Подобных примеров много. Такие люди есть и сейчас, но они редки. Недавно ко мне приходила женщина, у которой умер муж. К ней посватался порядочный человек, но она ему ответила: «Нет, не хочу и не могу выходить замуж! Я люблю своего мужа и хочу остаться верной ему!»

Это здоровая душа, она понимает, что брак по своей природе таков: люди на земле соединились — и вместе будут в вечности. Ну, судил Бог мужу раньше уйти. Что ж теперь?

В наше время заметно стремление восстановить образ первохристианского благочестия — в жизни, Богослужении. Из посланий апостола Павла, текстов древней Литургии мы узнаем о том, что тогда был чин вдовиц.

Что это такое?

Женщины-христианки, оставшиеся вдовицами, твёрдо решали остаток дней посвятить служению Богу. И во время Богослужения они стояли рядом с епископом, пресвитером, диаконом, входили в церковный клир. Видишь, на какую высоту возводит человека верность избранному образу жизни?

Вот мы посмотрели на разные виды человеческой деятельности и увидели: только тот, кто сохраняет верность своему призванию, отдаёт избранному делу все силы, достигает значительных успехов.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

Интервью записано в 2007 году