Новогодняя ночь в России — самая пьяная в году. Тысячи литров шампанского и прочих горячительных напитков выпивают люди. До утра не затихает хмельное ликование: работают телевизоры, взрываются петарды, грохочет громкое «ура!».
— Хочешь уснуть — и не дадут! — жалуются одни.
— Не отрывайтесь от народа! — говорят другие.
А Церковь с вечера 31 декабря начинает праздновать память святого мученика Вонифатия. Многие молятся ему, когда хотят избавиться от пьянства.
С древних времён было принято посвящать Богу всё первое — ребёнка, урожай, зарплату. Первые сутки года — тоже. И святой словно предупреждает нас:
— Остановитесь, люди, покайтесь! Пьяный человек служит тьме. Ничего хорошего не даст этот разгул.
Мученик Вонифатий жил вначале IV века — во времена императора Диоклетиана. Был он рабом в Риме. Молодым, красивым. Его богатая госпожа Аглая приблизила к себе Вонифатия. Они вместе пили вино и наслаждались жизнью. Оба были крещены. Потому-то, наверное, и до них доходили слухи о гонениях на христиан в восточных провинциях великой Римской империи.
Римляне завоевали много народов. Они спокойно относились к традиционным религиям на захваченных территориях. Даже привозили в свой пантеон статуи местных богов. А христианство было новой религией. Римские правители уничтожали его именно по этой причине, требовали, чтобы верующие отреклись от Христа — и принесли жертву древним идолам.
Но христиане верили истинному Богу. Умирали в жестоких муках — и хранили верность Ему. Жили вечностью, не отвечали на вызовы времени.
Им было странно променять единство с Господом на что-то другое. И даже мучители, глядя на христиан, часто понимали: да лучше умереть, чем жить так, как язычники.
Однажды что-то шевельнулось в сердце Аглаи. Она сказала Вонифатию:
— Поезжай на Восток, привези мощи какого-нибудь святого мученика. Я построю ему церковь.
— А что, если тебе привезут мои мощи? — неожиданно спросил Вонифатий. — Примешь их?
— Что ты такое говоришь?! — возмутилась Аглая.
Выделила Вонифатию спутников. Снабдила деньгами — на дорожные расходы и на то, чтобы выкупить мощи у римской стражи. Для воинов это было хорошим доходом — торговать телами замученных.
Прибыли в киликийский город Тарс. Тот самый, где родился апостол Павел (Тарсус сейчас на территории Турции). Остановились в гостинице. Спутники Вонифатия расположились отдохнуть, а он пошёл на городскую площадь. Там мучили христиан. Что произошло с молодым человеком? Он бросился к христианам, стал целовать их руки…
Стража схватила Вонифатия. У него спрашивали:
— Ты кто?
Он отвечал:
— Христианин!
И Вонифатия стали мучить, требовать отречения от Господа. А потом убили.
Его спутники не беспокоились, когда вечером Вонифатий не вернулся в гостиницу. Знали, что он гуляка и пьяница. Только на третий день решили всё-таки отыскать молодого человека. Пошли по городу с расспросами. И нотарий, который описывал мучения христиан, сказал:
— Похоже, он среди мёртвых…
Слуги Аглаи в это не поверили:
— Разве пьяница и грешник пойдёт страдать за Христа?
Но тело Вонифатия (раскаявшегося грешника!) действительно оказалось среди мучеников. Его выкупили за пятьсот золотых монет. И повезли госпоже — в Рим.
Она построила церковь над мощами святого. И сама поселилась при этом храме. До конца дней вела подвижническую жизнь.
Все люди грешат. Этим никого не удивишь. Удивляет другое — перерождение человека в вере. Так было со святыми. Так происходит с нами.
Часто пьянство называют русской болезнью. Как видим, всё человечество подвержено одинаковым грехам. Вино может быть полезно: веселит сердце, укрепляет силы, чистит кровь. И вредно, когда люди теряют чувство меры — злоупотребляют им.
Многие верующие утром 1 января приходят на литургию причаститься. Посвятить первый день года Богу. Почтить память мученика Вонифатия. Поблагодарить его за покровительство и поддержку. Попросить, чтобы самая пьяная ночь в году не стала роковой для наших близких и для нашей страны.
1 января — день памяти святого мученика Вонифатия
«ЗДРАВСТВУЙТЕ, КРОШЕЧКИ БОЖИИ!»
Мама болеет, тает на глазах. Врачи — только руками разводят: «Крепитесь, готовьтесь к самому худшему…» А как жить детям — без матери?
И вот один из сыновей больной женщины узнал, что к ним в Вятку приезжает отец Иоанн Кронштадтский. Батюшку окружали тысячи людей, но юноша смог попросить его о своей мамочке. Неожиданно отец Иоанн появился в их доме.
«…маму на кровати внесли в зал. К моменту начала молебна толпы верующих заполнили не только зал и прилегающие к нему комнаты, но и двор, а также улицу. Но вот вошёл отец Иоанн и спросил:
— Где ваша больная?
Получив ответ, он благословил нашу семью и обратился ко мне:
— Ну, вот видишь, я приехал к твоей маме. Будем молиться, и Господь Бог вернёт ей здоровье!
С этими словами он подошёл к маме, лежавшей в бессознательном состоянии, обласкал её, как малого ребенка, приговаривая:
— Бедная ты моя, больная Антонина…
Отец Иоанн положил ей на голову крест, бывший на нём, прочитал молитву и пригласил всех нас молиться о болящей, а у отца осведомился, чем мама больна. Затем, встав на колени перед столиком с Евангелием и крестом, отец Иоанн громогласно, дерзновенно просил Бога исцелить мать.
— Ради её детей, Господи, — возглашал он, — яви Твою Божественную милость, пощади рабу Твою Антонину, верни ей жизненные силы и здоровье, прости ей все грехи и немощи!»
После молебна батюшка велел пригласить священника и причастить больную. Это произошло. На следующий день она уже не ложилась в постель, начала быстро поправляться.
Этот случай произвел сильнейшее впечатление на того самого юношу — сына женщины. Он решил посвятить себя Богу и известен как митрополит Нестор (Анисимов).
Рядом с отцом Иоанном Кронштадтским часто преображались люди разных званий и сословий. Он был человеком великой веры и силы духа. По его благословению принял сан священномученик митрополит Серафим (Чичагов), стал монахом преподобный Силуан Афонский.
К нему стремились тысячи людей. И это понятно: самый короткий путь к вере — встретиться со святым, увидеть свет на его лице.
Вот вместе с игуменией Таисией Леушинской отец Иоанн проезжает через северное село. Крестьяне высыпали на улицу, благодарно кланяются ему:
— Родимый ты наш! Красно солнышко!
А он отвечает:
— Здравствуйте, братцы! Здравствуйте, матери! Здравствуйте, крошечки Божии! Да благословит вас всех Отец наш Небесный! Христос с вами! Христос с вами!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам родился на севере — в селе Сура Архангельской губернии. Он вспоминал: «Рос я болезненным, слабым, и в самом младенчестве тяжкая болезнь — оспа — едва не свела меня в могилу, на волосок был от смерти, по меткой молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь: я оправился и стал возрастать. Приспело время учиться — я отвезен был в школу. Наука была темна для меня, я не был подготовлен дома, самому надо было доходить до разумения и познания. Сознавал и чувствовал я свою беспомощность, ревниво смотрел на успехи товарищей. И стал просить помощи и разумения у Бога, дающего всем просящим просто и без упреков, по выражению апостола Иакова (Иак. 1. 5). И открыл мне Господь разум: я озарился светом Божиим; грамота стала ясна для меня, и стал я успевать в соответствующих возрасту и воспитательной цели науках. Но и тогда, во время учения, сколько я перенёс тяжких болезней!»
После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии батюшка стал служить в Андреевском соборе Кронштадта. Он рассказывал, что в этом городе жила одна «прекрасной души женщина» Параскева Ивановна Ковригина. Она-то и уговорила его молиться о больных. Отец Иоанн говорил:
— Господь слышал мои, хотя и недостойные, молитвы и исполнял их: больные и расслабленные исцелялись. Это меня ободрило и укрепило. Я всё чаще и чаще стал обращаться к Богу по просьбе тех или других лиц, и Господь за молитвы наши общие творил и творит доселе многие дивные дела. Много чудес очевидных совершилось и ныне совершается. В этом я вижу указание Божие мне, особое послушание от Бога — молиться за всех, просящих себе от Бога милости. Поэтому я никому не отказываю в своей молитве и для посещения болящих езжу по просьбам их по всей России.
Когда в Кронштадте стали совершаться исцеления, это многих насторожило. Отца Иоанна вызывал к себе митрополит, даже заставлял в его присутствии служить литургию. Святитель Феофан Затворник предостерегал батюшку от подвигов в миру. Даже обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев пригласил отца Иоанна и сказал:
— Ну вот, вы там молитесь, больных принимаете, говорят, чудеса творите. Многие так начинали, как вы. А вот чем-то вы кончите?
— Не извольте беспокоиться, потрудитесь дождаться конца, — мудро ответил батюшка, теперь уже причисленный к лику святых.
Отец Иоанн тогда казался грозным и суровым. А ведь в его словах — только любовь к заблудившимся детям. Стою перед иконой святого и словно слышу:
— Здравствуйте, братцы! Здравствуйте, матери! Здравствуйте, крошечки Божии! Да благословит вас всех Отец наш Небесный! Христос с вами! Христос с вами!
2 января — память святого праведного Иоанна Кронштадтского
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАТРИАРХА
Весной 1922 года в Москве судили пятьдесят священников. Они якобы сопротивлялись властям и не передавали большевикам церковные ценности. А на самом деле просто просили принять деньги — вместо святынь. Или сопротивлялись надругательствам, которые творили в храмах красноармейцы.
В качестве свидетеля на суд пригласили Святейшего Патриарха Тихона. Он вошёл в зал — спокойный, достойный. Люди встали и поклонились ему.
Смертный приговор для части священников был предрешён. Патриарх перекрестил сидевших на скамье подсудимых:
— Благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него!
Они опустились на колени, принимая это благословение. Воцарилась тишина. Даже судьи замерли.
Заседание закончилось. Возле Политехнического музея, где проходил этот показательный процесс, стояло множество людей. Они ждали, когда будут увозить приговорённых. Простояли всю ночь. Только на рассвете открылись тяжелые двери. Окруженные охраной, вышли священники. Они пели:
— Христос воскресе из мертвых…
Люди бросились к ним. Целовали им руки, полы одежды. Охрана сначала растерялась, но потом стала отгонять, отбрасывать верующих. Подъехал грузовик. Смертников побросали в него — и спешно повезли.
— Христос воскресе! — слышалось из грузовика.
— Воистину воскресе! — отвечали вслед своим пастырям люди.
Гонения на Церковь набирали обороты. Тысячи новомучеников шли на страдания и смерть за Христа. Чтобы жизнь продолжалась.
Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов объявил: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».
Святейший Патриарх Тихон возглавил этот сонм новомучеников и исповедников Российских. Это он провидел, что для Церкви начались кровавые годы. И из глубины времён завещал нам: «Не забудьте! Молитесь за нас!»
А мы теперь молимся им.
9 февраля — Собор новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви
СИРСКИЙ ПРОРОК
Так называли современники преподобного Ефрема Сирина. Нет ни одного человека в Церкви, который не знал бы о нём. Наступает Великий пост — и мы ежедневно, в храме и дома, читаем его молитву:
«Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Жил святой в IV веке. «Предки мои исповедали Христа пред судиею: я родственник мученикам, — писал он. — Деды мои, благоденствовавшие в жизни, были земледельцами. Родители занимались тем же».
По преданию, отцу или матери Ефрема приснился сон, предсказавший будущую святость сына. Мальчик был на удивление благочестив. Но наступил подростковый возраст. И Ефрем отбился от рук. Родители — в храм, а он — на гулянье: «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям…»
Преподобный вспоминал: «Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но промысел Божий вразумил пылкую молодость».
По ложному обвинению Ефрема посадили в тюрьму. Якобы он украл чужих овец. И ещё два молодых человека ни за что ни про что оказались рядом с ним в темнице. Юноши держались вместе и не знали, удастся ли вырваться на свободу.
Через неделю Ефрем во сне услышал голос, который предложил ему хорошенько обдумать собственную жизнь. Да, сейчас он ложно обвинён. Но однажды мальчик присоединил к своему стаду чужую овечку. А это была единственная овца бедного человека. И тот непременно нашел бы её.
Значит, наказание — не напрасно. Да и те двое парней тоже кое-что нехорошее совершили. «Но, — пообещал голос, — вы будете освобождены, настоящие преступники найдутся».
И вот тут-то потрясённый Ефрем дал обет, что пойдёт в монахи. Он на опыте убедился: Бог рядом. И когда вскоре вернулся домой, объявил родителям о своём решении.
Представьте себе состоянии матери и отца. Конечно, они молились о непутёвом сыне. Но чтобы перемена произошла так быстро!.. И родители некоторое время продержали сына возле себя. Проверяли, не изменит ли он решения уйти в монастырь.
А Ефрем тем временем учился. Изучал Священное Писание. Постигал грамоту. Позже он, выходец из крестьянской семьи, откроет в городе Едессе первое училище, в котором будут готовить священников!
Преподобный Ефрем Сирин (то есть сириец, житель Сирии) подвизался в разных монастырях и в пустыне. Жил в многолюдной Эдессе. В 363 году он впервые подошёл к этому городу.
— Господи, пошли человека, который даст мне урок из Священного Писания, — просил святой.
У ворот он встретил женщину.
— Господи, Ты меня не услышал, — опечалился Ефрем.
А женщина стояла и смотрела на него.
— Что ты смотришь на меня? — не выдержал он.
— Я смотрю на тебя, потому что женщина и от мужа взята. А ты не на меня смотри! Смотри в землю, из которой ты взят, — раздалось в ответ.
Вот это был урок! С тех пор преподобный умел научиться чему-то доброму у любого человека. Вероятно, поэтому он мог так хорошо учить других.
При земной жизни святого было много еретиков. Они сочиняли песни и распевали их под музыкальные инструменты на улице. В такой форме лучше запоминается то, что они хотели внушить людям.
Что же сделал Ефрем? Он тоже стал сочинять песни. Но в них строго излагал учение Церкви. Его стихи были таланливее. Их больше слушали и учили. И еретики очень сердились.
А как же остроумно и мудро говорил святой с блудницами! Понятно, что монах привлекал их особое внимание: ну как не поиздеваться над тем, кто стремится к целомудрию?
— Иди за мной! — говорил святой очередной соблазнительнице.
И та думала, что он впадёт в грех. Спешила следом. Преподобный приходил в самое людное место:
— Ну, вот тут и расположимся!
Женщина удивлялась:
— И тебе не стыдно людей?!
— А тебе не стыдно Бога? — отвечал святой.
И многих привёл к раскаянию, исправлению, спасению.
Господь дал преподобному Ефрему Сирину дух любви, о которой просим и мы, когда повторяем его молитву. А своей жизнью святой учит нас прежде всего быть внимательными — к себе и другим. У всех учиться добру, который Бог вложил в каждое сердце.
10 февраля — память преподобного Ефрема Сирина