В старину считали: об усопшем плохо не говорят. И старались сказать ему искренне и правдиво: «Я отпускаю тебя. И буду просить Бога, чтобы ничего плохое, что было между нами, не стояло на твоём пути к полноте и вечной радости!» После этих слов разве можно вернуться назад, вспоминать зло и горечь?
Но это не значит, что мы закрываем глаза на реальность. Если в жизни человека действительно было зло, а в наших отношениях с ним что-то неладное, то мы должны молить Бога освободить нас обоих — и его, и меня. С глубоким пониманием произнести: «Иди с миром!» И от этого ощутить внутреннюю свободу, которая будет всё больше расти.
У гроба усопшего мы совершенно справедливо ощущаем боль, горе. Эта скорбь выражена в одном из тропарей Канона на исход души — от лица самого умирающего: «Плачите, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне разлучаюся».
Смерть для нас — потеря и разлука. И вместе с тем она начало, а не конец. Смерть — это величественная, священная встреча живой души с Богом, в Котором она обретает полноту.
Митрополит Антоний Сурожский
СИЛА ГРЕХА — НЕ В ПЛОДЕ
Пример немцев и других иностранцев ввёл в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещённого древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, а в запрещении и непослушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и непослушании правилам Церкви. Господь же во святом Евангелии глаголет: если кто не послушает Церкви, пусть будет тебе как язычник и мытарь (см. Мф 18. 17). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников?
Итак, если по милости Божией у тебя проявилось благожелание очиститься от внутренних пороков, то да будет тебе известно, что сей род не изгоняется ничем иным, как только усердною молитвою и постом, впрочем, постом благоразумным. А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсть суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь семя конопляное и ел его с квасом, и от такого крутого перехода так испортил свой желудок, что доктора в продолжение целого года не могли поправить его.
Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: если понудим немощное тело паче (больше) силы его, то приходит смущение на смущение. Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить к немощи телесной, сколько потребно будет.
Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что немощному смирение и благодарение полезнее непосильных подвигов телесных. Впрочем, кто прежде мог много поститься, тому не легко вдруг отступать от своего правила». «…и к сказанному прибавлю Евангельское слово Самого Господа: могущий вместить да вместит
Преподобный Амвросий Оптинский
22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота. День поминовения усопших
3 марта — начало Великого поста