МОЛИТВА МОЖЕТ ВСЁ! О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЛ ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БРЕЕВ


(Продолжение. Начало в №№ 10. 2021—1. 2025)

«Благословение духовного отца терпи до конца». Эти золотые слова звенят, радуют, легко летят. Но чтобы их выполнить, нужно потрудиться.

Осенью 2018 года я приехала к духовному отцу протоиерею Георгию Брееву. Мы вошли в его келью. Он остановился и сказал:

Сегодня один мужчина передал мне записи моих бесед с прихожанами. Отдаю их тебе — и делай с ними, что хочешь!

Батюшка со значением вручил мне флэшкарту. И я сразу поняла: беседы наполнены его открытиями. Отец Георгий благословляет меня написать книгу.

Долго мне не хватало времени послушать, о чём он говорил. Мы с ним занимались толкованиями псалмов. Весной 2020 года отец Георгий преставился к Богу. Я завершала книгу о псалмах, начатую вместе с ним. И не забывала: с беседами, которые он мне передал, надо работать. Обязательно готовить к публикации, печатать. Размышления отца Георгия должны остаться людям.

Батюшка благословил меня быть в свободе. Сказал о записях:

Делай с ними, что хочешь!

А что я хочу? Чтобы о моём духовном отце помнили, чтобы люди с его помощью находили Бога и утверждались в вере. Начинаю с размышлений отца Георгия об утреннем молитвенном правиле. Батюшка был убеждён:

Молитва может всё!

Будем постигать это вместе с ним.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

ТЕМ ЖЕ МОЛИМ…

А дальше Василий Великий говорит: Темже молим безмерную Твою благость. Создатель безмерно благ ко всем. Вы помните, в Евангелии рассказывается, как молодой человек обратился ко Христу: «Учитель благой!» А Господь сказал, что благ только Бог (см. Мк. 10. 18). Наставник, пророк, священник не могут быть источником блага. Оно уже в древнем мире означало всё подлинное добро, без которого немыслима человеческая жизнь.

Слово благость указывает на Источник блага — Бога. Его благодать проявляет себя в нашей обыденной жизни, делах, заботах. В чём она заключается? Святитель в молитве отвечает, что нам необходимо прежде всего: просвети наша мысли. Они в людях — как светоч. Зажигается правильная, твёрдая, благочестивая мысль и озаряет наши пути, действия.

От мысли зависит настроение души, её живость, желание молиться, начать день с хороших дел. Непросвещённая, унылая мысль вводит человека в отчаяние, выбивает из спокойного состояния. А просвещённая, укреплённая знает и меру действия, и способ.

Мысль от Бога всегда скажет: «Да что ты волнуешься, переживаешь, впадаешь в панику? Успокойся, всё у тебя будет хорошо. Если что-то не успеешь, закончишь завтра». Даст правильное отношение к окружающему, намерениям, трудам.

Василий Великий молит Создателя просветить наши очеса — очи. Не телесные органы зрения, а органы ума. Конечно, глаза тоже нуждаются в свете и без него ничего не могут нам открыть. Но в Евангелии Господь указывает на способность ума: «если око твоё чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6. 22).

Следующая просьба в молитве такая: и ум наш от тяжкаго сна лености возстави. Если ум подавлен телесными вещами, он становится тяжёлым, недвижимым, парализованным. Человек думает: «Вот ещё потянусь, полежу. Да ладно! Успею, как-нибудь всё сделаю». Святитель подчёркивает: леность подобна тяжкому сну. В ней человек не восстанавливает силы, а наоборот — неумело расходует. Они теряются и не организуют нас на действие.

Чтобы сон лености не захватил ум, надо проявить активность. В расслабленном, унылом состоянии следует обратиться к Богу: возстави. А себе сказать: «Соберись, встань!» И совершается перелом: мы поднимаемся из постели.

Благодаря активности в нас открываются чувства — уста. Василий Великий просит этого блага: отверзи наша уста. Они произносят молитву. Но, если чувства не раскрылись, слова будут полуживыми, неопределёнными и нас не согреют. Высокие чувства, переживания людям даёт Бог: и исполни я Твоего хваления.

Дальше в молитве высказано желание: яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися Тебе, во всех и от всех славимому Богу. Нам хочется войти в такое расположение души, при котором мы могли бы воспевать Бога постоянно. Когда человек поёт? Когда в нём есть благодатные душевные силы. Если что-то живое в нас угасает, петь не хочется. Пение раскрывает душу. Им люди прославляют Творца.

Наша основная, постоянная забота — молитва. Мы стремимся иметь молитвенный дух. Его надо сохранять, петь и исповедовать от всех славимого Бога — от мира земного и небесного.

Всякое творение от избытка внутренней силы приносит славословие Пресвятой Троице — Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. И сейчас, и в будущем, и всегда — чтобы мы были в благодатном единении с Творцом. Аминь. Так завершается эта и многие наши молитвы.

Отец Георгий любил петь. В Духовной Академии он пел в правом хоре. Когда стал священником, заболел от перегрузок и недостатка свежего воздуха. Врачи посоветовали ему гулять. Батюшка ходил и пел про себя строевые армейские песни. И на праздничных трапезах у него всегда пели — священники, дьяконы, гости.

Вы помните, как на этих беседах отец Георгий сказал:

Очень полезно петь ирмосы канонов, в них необыкновенная глубина.

И запел ирмос канона Пресвятой Богородице — от избытка внутренней силы и радости:

Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

(Продолжение в следующем номере)